{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Поиск активов, или как добраться до имущества должника за рубежом

Тема иностранных активов должника становится все более актуальной, и кредиторы нередко пытаются отсудить виллу на Лазурном берегу Франции или роскошную квартиру в Париже. Во избежание этого люди, переносящие свой капитал за границу, используют разные схемы. Офшорные компании, фиктивная задолженность, перевод на третьих лиц — это только малая часть классических инструментов для сокрытия имущества, с которыми может столкнуться любой кредитор. Где и как искать, чтобы получить то, что положено вам?

В первую очередь возникает вопрос: стоит ли затевать поиски? В большинстве случаев розыск активов в иностранной юрисдикции действительно имеет смысл, если долг большой и его возврат оправдывает все затраченные силы и средства.

Сбор доказательств

Чтобы отсудить заграничное имущество у должника, его необходимо сначала обнаружить. Главная задача кредитора — установить страну, где скрываются активы должника. Следует посмотреть, куда гражданин чаще всего выезжает, где живет его семья. Даже Instagram и Facebook позволяют выявить многие факты.

Для поиска активов нужно обладать полным перечнем источников информации по каждой юрисдикции и работать с ними, преодолевая различные барьеры, в том числе, языковые. Чтобы повысить эффективность дела, можно привлечь команду специалистов и юристов. Их опыт и знания помогут проанализировать все перспективы. Предметом поиска могут стать ценные бумаги, банковские счета, доли в компаниях, частная собственность (дома и земельные участки), автомобили, произведения искусства.

Новые сведения может дать общение с бывшими и текущими бизнес-партнерами, сотрудниками, оппонентами и конкурентами должника, а также сбор информации касательно аффилированных с ним лиц.

Иногда интересно проанализировать личностный портрет человека, собрать который могут помочь детективы:

— образ жизни, хобби, интересы, увлечения;

— мероприятия, в которых он ранее участвовал;

— путешествия, места жительства его близких родственников;

— счета, с которых он оплачивает коммунальные услуги или платит за образование детей.

Некоторые документы можно получить лишь от госорганов в официальном порядке. Важно обладать доступом ко всем инструментам поиска активов: реестрам юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, отчетности компаний, кадастровым картам, судебным актам, коммерческим ресурсам и базам данных. При этом необходимо действовать максимально оперативно, чтобы должник не успел заметить, что в отношении его активов ведется расследование.

Защита активов

Как только активы найдены, необходимо инициировать переговоры до перехода к судебному разбирательству. Здесь важно прогнозировать динамику событий, чтобы исключить возможность «перепрятать» активы. Воспользовавшись предоставленным временем, должник может произвести слияние или реорганизацию бизнеса, продать имущество, вывести денежные средства в иные юрисдикции под видом инвестиций.

Это означает, что при обнаружении искомого необходимо обеспечить его защиту, сохранив существующее положение вещей на момент рассмотрения спора. Европейское законодательство предлагает различные правовые средства защиты активов в качестве обеспечительных мер.

Судебный приказ о раскрытии информации/документов третьими лицами (Norwich Pharmacal) как одна из обеспечительных мер

Впервые он был представлен в 1974 году. Один правообладатель обратился в суд и потребовал издать приказ, который обязал бы таможенную службу раскрыть информацию об импортерах медикаментов, которые нарушают патентные права правообладателя. При рассмотрении этого дела было постановлено, что суд вправе обязать третье лицо, которое не участвует в деле и владеет необходимой информацией, раскрыть ее пострадавшему.

На практике такие приказы обычно направляются к банкам, управляющим компаниям, интернет-провайдерам.

Norwich Pharmacal Order доступен как перед подачей иска, так и во время его рассмотрения в суде, и даже после вынесения решения — на стадии его исполнения.

Примечательно, что заявитель также может просить о вынесении так называемого Gagging Order, который запрещает третьим лицам уведомлять должника о приказе Norwich Pharmacal и о факте раскрытия информации заявителю, чтобы он не успел скрыть активы.

Bankers Trust

Приказ Bankers Trust касается раскрытия информации банками или профессиональными консультантами, когда возникают вопросы конфиденциальности и неразглашения информации о клиентах. У банков нет другого выбора, кроме как исполнить Bankers Trust Order и раскрыть данные заявителю. Как и в делах о выдаче приказа Norwich Pharmacal, заявителю нужно предоставить достоверные доказательства, что по отношению к нему было совершено мошенничество.

Приказ об аресте активов

Этот приказ также известен под названием Mareva Injunction по одноименному названию дела, в котором этот инструмент был использован впервые. Стоит отметить, что Mareva является наиболее жесткой мерой в отношении недобросовестного должника.

Приказ об аресте активов может применяться к любым типам активов: банковским счетам, движимому и недвижимому имуществу. В рамках Mareva Injunction суд может потребовать у ответчика предоставить список всех его активов по всему миру в виде письменных показаний под присягой и впоследствии заморозить их.

В случае, если ответчик вывел или скрыл свои активы, ему могут грозить штраф, конфискация имущества и даже тюремное заключение за неуважение к суду.

Third party debt orders (приказ на взыскание долга через третье лицо)

Приказ на взыскание долга через третье лицо позволяет по решению суда получить средства не с должника, а с тех людей, которые должны, в свою очередь, ему.

Яркий пример - дело швейцарского нефтетрейдера Taurus Petroleum Limited против иракской нефтяной компании SOMO. Taurus не мог добиться своих $8,7 млн, однако узнал, что ранее одна из компаний Shell Group закупила у SOMO две партии сырой нефти, которые должны были быть оплачены по аккредитиву, выпущенным лондонским отделением французского банка Crédit Agricole SA. Истец обратился в суд с просьбой выдать Third Party Debt Order, обязывающий Crédit Agricole выполнить платеж напрямую в пользу Taurus, а не ответчика.

Все вышеперечисленные инструменты могут быть задействованы как отдельно, так и в комплексе. Например, в рамках дела «JSC BTA Bank v Ablyazov» на активы Мухтара Аблязова, бывшего председателя правления БТА банка, был наложен арест, а затем была применена обеспечительная мера Norwich Pharmacal.

Процедура поиска и последующего взыскания активов должника может растянуться на месяцы. Чтобы оценить ее целесообразность, все возможные сложности и шансы на успех, лучше предварительно проговорить ситуацию на консультации со специалистами. Эксперты помогут разобраться со всеми сомнениями и разработать эффективный план действий по возврату долга.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда