{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

ФАС обязала «Яндекс» прекратить давать преимущества своим сервисам в поиске Статьи редакции

На это у компании есть месяц.

Об этом говорится в решении антимонопольного ведомства от 20 февраля. ФАС отмечает, что «Яндекс» предоставляет в поисковой выдаче необоснованные преимущества своим сервисам — «Маркету», «Кинопоиску» и другим.

Компания пытается привлечь внимание пользователей с помощью «технических, визуальных и иных возможностей», которые недоступны сервисам, не входящим в «Яндекс», говорится в решении. В пример ФАС приводит интерактивные ответы.

«Яндекс» также должна опубликовать условия доступа сервисов к возможностям по продвижению в поиске и обеспечить доступ к ним для всех. Каждые десять дней компания должна информировать ФАС о ходе исполнения решения, а также о других предпринятых мерах.

«Яндексу» необходимо уведомить ФАС в течение трех дней с момента исполнения предупреждения и приложить подтверждающие документы. Ведомство отмечает, что, если компания не выполнит требования в установленный срок, ФАС может возбудить против неё дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В «Яндексе» рассказали vc.ru, что не согласны с решением ФАС и добавили, что некоторые требования органа уже реализованы в поиске. «Исполнение всех перечисленных требований ухудшат качество поиска для пользователя, а значит — положение поиска Яндекса на рынке по сравнению с конкурентами», — говорят в компании.

В компании добавили, что предписание несправедливо, так как направлено только на одного игрока, при этом поисковая доля «Яндекса», например, на iOS меньше 50%. В компании не ответили на вопрос, будут ли обжаловать решение ФАС, отметив лишь, что уверены в своей позиции и готовы её отстаивать.

Без специальных ответов, которые есть во всех поисковых системах в мире, качество поиска становится хуже для пользователя. Никакой сервис «Яндекса» или другой компании не имеет никаких приоритетов, показ основан на конкретной и прозрачной метрике полезности для пользователя. Мы готовы ее аудировать и открыто про нее рассказывать.

Заявление «Яндекса»

Пользователи могут видеть интерактивные расширенные ответы, не связанные с сервисами «Яндекса», например, из «Википедии» и «Амедиатеки», говорят в компании. По данным «Яндекса», они показываются для более чем 70 тысяч сайтов в поиске, среди которых интернет-магазины, новостные ресурсы и другие.

В августе 2020 года Avito, ivi, ЦИАН, «Туту.ру», «2ГИС», «Профи.ру», Zoon и Drom.ru пожаловались в ФАС на «Яндекс» из-за интерактивных ответов в поисковой выдаче. В компании тогда сказали, что ответы не закреплены на первых позициях по умолчанию и появляются только тогда, когда могут улучшить качество ответа на запрос пользователям.

Генеральный директор сервиса «Туту.ру» Александр Гладилин заявил, что вынесенное «Яндексу» предупреждение — «важный первый шаг для развития российской практики регулирования работы ИТ-гигантов». Он добавил, что его компания будет следить за действиями «Яндекса», и, если компания не пересмотрит свои действия, будет «настаивать на возбуждении дела и всестороннем рассмотрении её действий в отношении конкурентов».

Материал дополнен редакцией
0
320 комментариев
Написать комментарий...
Denis

Ты открыл огород для всех желающих, теперь они сажают там помидоры, кукурузу и собирают урожай

Приходит милиционер и запрещает тебе сажать там огурцы, потому что под помидоры не хватает места

В целом как юзера меня тоже раздражает пропихивание им собственных сервисов, но если на секунду представить что яндекс мой сайт, могу понять как у них бомбит

Ответить
Развернуть ветку
Марк Климов

Вася открыл свой поисковик 20 лет назад и занял доминирующее положение на рынке поиска.
Петя открыл свой бизнес по продаже автомобилей и развивал свой сайт.
Коля октрыл свой бизнес такси по Москве.

Петя и Коля вынуждены покупать рекламу у Васи, если хотят гарантированно присутствовать в поиске.

Спустя некоторое время Вася решил обладая таким выгодным активом, как свой поисковик и огромными ресурсами с Пети и Коли начинать экспансию во все доступные ниши.

Вася используя свои возможности покупает бизнес Пети или создаёт клона и используя своё положение вытесняет конкурента с рынка.
Вася используя свои возможности демпингует цены, Коля банкротится и уходит с рынка. Вася теперь сам управляет ценами на рынке такси.
Продолжать такие же аналогии во всех бизнесах, куда уже дотянулась рука Яндекса.

Если ты офигевший Вася, который решил захватить все ниши используя свой несопоставимый ресурс,
никто кроме милиционера тебе не может помешать.

Что мы получаем: монополист Вася управляет ценами, продолжает укрупнятся используя свой поисковик, скупает конкурентов своим активам ещё в зародыше, навязывает выгодные себе условия всем участникам рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья

Хорошая метафора. Но, если бы ты был на месте Васи, ты бы тоже этим воспользовался.

Меня тоже не сильно радует, что в выдаче Яндекса одни сервисы Яндекса и агрегаторы, но ребята используют свои преимущества по-максимуму - просто кто-то хороший бизнесмен. У нас, как у бизнеса, есть пара путей - делать ставку на выдачу гугла или другие инструменты или идти в сервисы Яндекса и продвигаться там.

И не думаю, что ФАС сможет повлиять на выдачу. В целом 2ГИС и иже с ним передернуло от наличия очень сильного конкурента с массой преимуществ. Вот и пытаются присмирить его через гос.органы - тоже не самый честный способ, разве не так?)

Ответить
Развернуть ветку
Марк Климов

Аргументы из серии "ты бы тоже воровал" - У меня другое мировоззрение, нет не воровал бы.
Но если вы подразумевали под этим "Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради 300% прибыли" - именно для этого и придуманы антимонопольные службы.

Монополизация и укрупнение компаний как по мне одно из самых больших проблем капитализма на текущем этапе развития.
Для 2ГИС и прочих предпринимателей я не вижу вариантов урегулирования, кроме как гос. вмешательство.
Сделать свой поисковик и переманить существенною долю пользователей - не под силу.

Персонально как вебмастеру сейчас можно рассчитывать на Гугл (пока ему не позволяют в выдаче устроить такой же ад как в Яндексе).
Но тренд на укрупнение на примере того же Amazon идёт по всему миру. Так что в перспективе эта проблема будет только усугубляться.

P.S.
Если мы рассматриваем ситуацию с точки зрения обычного местного бизнеса, ситуация на порядок хуже.
Кроме колдунщиков и купленных яндексом порталов их задвинули на 2-3 страницу агрегаторы.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья

Кажется, Вы подменили понятия.
При всех проблемах для других бизнесов я просто не вижу, где и у кого Яндекс своровал. У этой компании есть огромное конкурентное преимущество в виде вовремя созданной крупной рекламной площадки - и я не понимаю, почему использовать его вдруг стало противозаконным.

Вообще будет интересно посмотреть на то, как ФАС будет выгонять сервисы Яндекса с ЕГО же площадок.
А судя по недовольству собравшихся, ему еще надо запретить в другие отрасли идти)

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

У нас в городе раньше было десяток служб такси - люди росли, развивались, крутились как могли, конкурировали, предоставляли скидки, бесплатные поездки. Яндекс сделал свой сервис и что же - естественно получил довольно быстро, благодаря саморекламе львиную долю заказов. Потом начался демпинг (искусственное снижение цены), при котором все остальные конкуренты просто ушли с рынка, чтобы не разориться (яндекс при своих мощностях и возможностях привлекать бабло с той же рекламы, может позволить какое-то время работать и в минус, чего не могли себе позволить люди, у которых такси - основной бизнес). Что в итоге - вызываю я такси пару дней назад, нужно (читаем внимательно!) НЕ в час пик, проехать по полупустым улицам 3 км, с 3-4 светофорами на пути. Время на поездку - 8 минут. Цена - от 270 до 430 руб.! Вы реально не понимаете что происходит, или просто прикидываетесь? Яндекс сначала демпингом выдавил всех конкурентов с рынка такси, а потом задрал цены. Так вот на ваш вопрос - "При всех проблемах для других бизнесов я просто не вижу, где и у кого Яндекс своровал." ответ простой: у всех тех таксопарков, которые на равных правах соревновались и развивались до прихода Яндекса в сферу такси.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья

Это КОНКУРЕНЦИЯ.
Побеждает сильнейший, крупнейший, с наибольшим количеством ресурсов.
Мелкому бизнесу нелегко в любой сфере, потому что в любой сфере найдется свой Яндекс, Сбер или ИП Иванов, диктующий всему рынку свои условия.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

Вы видимо понятия не имеете, что такое конкуренция, раз такое пишете)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Еланкин

Да это конкуренция. Но есть один нюанс - это недобросовестная конкуренция. В РФ запрещена законодательно, начиная прямо с конституции.

Ответить
Развернуть ветку
317 комментариев
Раскрывать всегда