ФАС обязала «Яндекс» прекратить давать преимущества своим сервисам в поиске Статьи редакции

На это у компании есть месяц.

Об этом говорится в решении антимонопольного ведомства от 20 февраля. ФАС отмечает, что «Яндекс» предоставляет в поисковой выдаче необоснованные преимущества своим сервисам — «Маркету», «Кинопоиску» и другим.

Компания пытается привлечь внимание пользователей с помощью «технических, визуальных и иных возможностей», которые недоступны сервисам, не входящим в «Яндекс», говорится в решении. В пример ФАС приводит интерактивные ответы.

«Яндекс» также должна опубликовать условия доступа сервисов к возможностям по продвижению в поиске и обеспечить доступ к ним для всех. Каждые десять дней компания должна информировать ФАС о ходе исполнения решения, а также о других предпринятых мерах.

«Яндексу» необходимо уведомить ФАС в течение трех дней с момента исполнения предупреждения и приложить подтверждающие документы. Ведомство отмечает, что, если компания не выполнит требования в установленный срок, ФАС может возбудить против неё дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В «Яндексе» рассказали vc.ru, что не согласны с решением ФАС и добавили, что некоторые требования органа уже реализованы в поиске. «Исполнение всех перечисленных требований ухудшат качество поиска для пользователя, а значит — положение поиска Яндекса на рынке по сравнению с конкурентами», — говорят в компании.

В компании добавили, что предписание несправедливо, так как направлено только на одного игрока, при этом поисковая доля «Яндекса», например, на iOS меньше 50%. В компании не ответили на вопрос, будут ли обжаловать решение ФАС, отметив лишь, что уверены в своей позиции и готовы её отстаивать.

Без специальных ответов, которые есть во всех поисковых системах в мире, качество поиска становится хуже для пользователя. Никакой сервис «Яндекса» или другой компании не имеет никаких приоритетов, показ основан на конкретной и прозрачной метрике полезности для пользователя. Мы готовы ее аудировать и открыто про нее рассказывать.

Заявление «Яндекса»

Пользователи могут видеть интерактивные расширенные ответы, не связанные с сервисами «Яндекса», например, из «Википедии» и «Амедиатеки», говорят в компании. По данным «Яндекса», они показываются для более чем 70 тысяч сайтов в поиске, среди которых интернет-магазины, новостные ресурсы и другие.

В августе 2020 года Avito, ivi, ЦИАН, «Туту.ру», «2ГИС», «Профи.ру», Zoon и Drom.ru пожаловались в ФАС на «Яндекс» из-за интерактивных ответов в поисковой выдаче. В компании тогда сказали, что ответы не закреплены на первых позициях по умолчанию и появляются только тогда, когда могут улучшить качество ответа на запрос пользователям.

Генеральный директор сервиса «Туту.ру» Александр Гладилин заявил, что вынесенное «Яндексу» предупреждение — «важный первый шаг для развития российской практики регулирования работы ИТ-гигантов». Он добавил, что его компания будет следить за действиями «Яндекса», и, если компания не пересмотрит свои действия, будет «настаивать на возбуждении дела и всестороннем рассмотрении её действий в отношении конкурентов».

Материал дополнен редакцией
0
320 комментариев
Написать комментарий...
Максим

Я вебмастер с 10+ летним стажем, всегда старался делать качественные проекты для людей. Ух, у меня подгорело! Яндекс просто невозможно стало терпеть - он превратился в самое главное зло в Рунете.

Своих партнеров Яндекс не ставит ни во что, они им интересны ровно до того момента, пока те помогают растить какое-то новое направление. Схема от Яндекса очень простая - сначала выдаются нормальные условия, но потом закручиваются гайки до полного исключения. Никогда не стройте бизнес вместе с Яндексом - он не уважает своих партнеров. Это было и с агентскими отчислениями в Директе, и с уменьшением комиссий в Яндекс Дистрибуции, и с истреблением сайтов из Яндекс Дзена, после того как те помогли раскрутить платформу, давали контент; и с выкидыванием сайтов из РСЯ, которое идёт прямо сейчас.

Яндекс лжив, лицемерен и абсолютно не уважает паблишеров, издателей контента, сайты. Несколько примеров из последнего:

1. В конце 2020-го года многие сайты получили фильтр просто за использование Google Adsense на сайте (якобы за обман Мобильных пользователей интернета), вместо того чтобы решить эту проблему на уровне компаний - обратить внимание на проблему на рынке с низкокачественными объявлениями, они просто начали присылать фильтры и урезать трафик, вынуждая снимать Google Adsense с сайтов. При этом объявления РСЯ также встречаются низкокачественные. 

2. Последние несколько месяцев идёт чистка сайтов из Яндекс Дзена, которые подключены по RSS. Сайты были интересны ровно до того момента, пока заполняли платформу контентом на старте - теперь их выпиливают. Есть правило о 10 000 собственного трафика (что это такое мало кто понимает), при этом удаляют качественные сайты, которые были приняты в систему до введения этого правила. Более того - удаляют сайты и их каналы со всеми подписчиками на этих каналах. Сайты размещали промо на своих страницах, призывы подписаться на канал в Дзене, растили подписчиков, а потом это всё просто в один момент удаляется. О паблишеров просто вытирают ноги. При этом на всяких Дзен-понедельниках команда всеми силами делает вид, что Дзен такая вот френдли-платформа. 

При этом есть сайты, у которых нет собственного трафика (10к из поиска), но им наливают по 150-200к трафика в сутки. Кому-то дают 2к, а кому-то 200к. Ранжирование на платформе абсолютно непрозрачно. Почему некоторые площадки получают 150-200к трафика, а кто-то 2к? Кому-то урезают трафик, кому-то добавляют. 

3. Массовые баны-удаления сайтов в Рекламной Сети Яндекса, которые продолжаются прямо сейчас. При этом сайты были приняты в систему после прохождения обязательной модерации, а теперь вдруг стали не соответствовать их правилам. Но на самом деле все знают, что причина в том, что Яндекс просто не умеет бороться с скликом РСЯ, который начался из-за массового бото-трафика на сайтах в 2020-м году. Им проще выкинуть сайты без объяснения причин, т.к. рекламодатели недовольны. Пожалуй, только рекламодателей Яндекс уважает, потому что они несут ему денежки.

4. Ну, конечно, паразитарное засилье сервисов, типа Яндекс Дзен, Картинок, Маркетов в выдаче. Директ, который маскируется под органическую выдачу, хотя Яндекс сам наказывал вебмастеров, за якобы маскировку рекламных блоков на сайте - это очередной пример лицемерия. 

Яндекс забывает, что их миллиардный бизнес был построен именно на ранжировании сайтов - они использовали и используют контент сайтов абсолютно бесплатно и построили на этом огромную компанию, а теперь просто вытирают ноги о паблишеров, площадки. 

Ребята, коллеги, паблишеры, если вы сталкиваетесь с произволом от Яндекса, давайте не будем это терпеть - отправляем жалобы в ФАС, Роскомнадзор. Яндекс решил, что интернет принадлежит им и творит то что ему захочется, при этом интересы других ему неинтересны.

Надо бороться с этим беспределом!

P.S. Конечно комментарий от Яндекса про прозрачные метрики и заботу о пользователе - это очередная ложь. У них только одна забота - деньги и рост капитализации. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Швецов

Так любая крупная компания делает, к сожалению (и это плохо, конечно же). Можно без потери смысла в вашем тексте заменить «Яндекс» на «операторы связи»

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

а, ну тогда ладно

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

И Амазон туда же. Как говорил дедушка Маркс «нет такого преступления, на которое не пошёл бы бизнес ради 300% прибыли».

Ответить
Развернуть ветку
317 комментариев
Раскрывать всегда