{"id":13652,"url":"\/distributions\/13652\/click?bit=1&hash=ca634832c832a21b90b9e8fae3075ff3ba3b064131a0f696b2b5f5ed538bfbc9","title":"\u041a\u0430\u043a \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0435\u0442 \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0442\u0430\u0440\u0438\u0444, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0433\u0430\u0435\u0442 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u044b \u043d\u0430 \u00ab\u0410\u0432\u0438\u0442\u043e\u00bb","buttonText":"\u041d\u0443-\u043a\u0430","imageUuid":"b75202ab-9749-57ba-9f2d-ce3e068be8cc","isPaidAndBannersEnabled":false}

Первые регуляторные «песочницы» могут заработать уже в мае 2021 года

Работа над первым законом-спутником Федерального закона от 31.07.2020 N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» находится на стадии завершения. На данный момент законопроект одобрен Правительством РФ и в ближайшее время будет внесен в Госдуму. По информации Минэкономразвития России, закон-спутник должен быть принят не позднее 1 мая 2021 года.

Закон-спутник предусматривает возможность неприменения положений ряда федеральных законов при установлении режима регуляторной «песочницы» и с этой целью устанавливает точечные изъятия из отраслевых законов по таким направлениям разработки и апробации цифровых инноваций как:

  • медицинская деятельность;
  • телекоммуникации;
  • проектирование, производство и эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, включая беспилотные летательные аппараты, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;
  • применение систем искусственного интеллекта при предоставлении услуг.

Перечень изъятий из федерального законодательства был выработан на основе предложений компаний - участников первых регуляторных «песочниц», в рамках которых планируется реализовать проекты, направленные на развитие цифровых инновационных технологий:

  • Проект оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
  • Проект защиты абонентов сотовой связи и клиентов банков от мошеннических звонков, направленных на хищение денежных средств граждан с помощью методов социальной инженерии;
  • Проект дистанционного заключения договоров об оказании услуг связи с использованием биометрических технологий;
  • Проект роботизированной гостиницы без физического присутствия персонала;
  • Проект сервиса грузовых перевозок с использованием беспилотных авиационных систем;
  • Проект коммерческого использования беспилотного наземного транспорта.

Нельзя не обратить внимание на риск возникновения негативных правовых последствий, которые может повлечь подобное внесение изменений в отраслевое законодательство, в частности:

  • Расширенные возможности для применения телемедицинских технологий, а также возможность дистанционного заключения договоров об оказании услуг связи, влекут риск сообщения недостоверных персональных данных, что на практике рождает разнообразные спорные ситуации;
  • Появление беспилотного наземного и авиатранспорта неизбежно приводит к проблеме разграничения ответственности при квалификации правонарушений с его участием;
  • Несмотря на то, что федеральный закон о регуляторных «песочницах» предусматривает минимальное вмешательство в общее регулирование, законопроект-спутник предусматривает изменения, которые влекут последствия для реализации солидного объема прав граждан.

Таким образом, на практике, помимо возможных позитивных последствий работы регуляторных «песочниц», включая формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, увеличение прибыли и снижение издержек предпринимательской деятельности, следует ожидать и закономерного увеличения количества судебных исков в связи с функционированием экспериментальных правовых режимов.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null