{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Культура — это плагиат?

Цитирование, плагиат, свободное заимствование - что обозначают эти понятия? О том, как возможно использовать чужие произведения и отрывки из них — знает Digital IP.

В 2018 году один из самых дорогих современных художников Джефф Кунс был признан виновным по делу о плагиате в работе Fait d’Hiver. Скульптура из серии «Банальность» буквально воспроизводила образ из рекламной кампании Naf Naf: свинью, склонившуюся над замерзающей женщиной. То же самое случилось со скульптурами Кунса «Обнаженные» и «Гирлянда щенков» — авторы первоисточников подавали в суд и успешно добивались компенсации от американского гения.

В случае со щенками Кунс пытался сослаться на понятие пародии, но суд постановил, что его скульптура — это именно плагиат. Художнику Тому Форсайту с его фотопроектом «Цепь питания Барби» повезло больше. Суд признал, что образ куклы используется в целях критики, то есть представляет собой не заимствование, а тему художественного высказывания. Иск компании Mattel Inc. остался неудовлетворенным.

Фото: shutterstock.com

Научная дискуссия невозможна без цитирования коллег. Искусство и литературу сложно себе представить без отсылок, аллюзий, стилизаций, скрытой и явной переклички между авторами. Причем речь не только об Энди Уорхоле или Викторе Пелевине: Печорин тоже как-то подозрительно похож на Онегина, а «Энеида» — на «Одиссею». Современное авторское право разнится от страны к стране, от правовой системы к правовой системе, но всегда призвано так или иначе сбалансировать интересы творцов, потребителей и общества. Интеллектуальная собственность неприкосновенна, и все-таки при полной невозможности доступа к культурным продуктам коммуникация между учеными и художниками будет крайне затруднена, культурный процесс замедлится, а то и вовсе окажется под вопросом.

Именно поэтому в законодательствах разных стран есть специальные изъятия из авторского права. В англосаксонской правовой системе говорят о «добросовестном использовании». В США под это определение подпадает сравнительно широкий круг типовых случаев. При этом суды должны обращать внимание на четыре обстоятельства: цель и характер использования, сущность произведения, охраняемого авторским правом, величина и существенность использованной части, влияние использования на рынок.

В нашей стране есть схожий институт «свободного использования». Его отличие в том, что список случаев, когда произведение можно использовать в культурных целях без разрешения правообладателя и выплаты вознаграждения, имеет закрытый характер.

В российском законодательстве в качестве исключения указаны только пародии и карикатуры, в аналогичных нормах в иностранных актах, а также в последней европейской директиве об авторском праве на едином цифровом рынке этот перечень дополняют стилизации и подражания

Екатерина Чуковская, Директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP

Эксперт отмечает, что для российских авторов, применяющих эти художественные приемы, основанием для использования чужих произведений и отрывков из них может стать подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, предполагающий возможность цитирования «для раскрытия творческого замысла». Однако важно соблюдать правила: обращаться только к обнародованным результатам творческой деятельности и указывать имя автора.

Впрочем, и эта норма не панацея.

«В таком подходе есть один существенный “капкан”: цитирование разрешено в оригинале и в переводе, но закон прямо не допускает использование чужих фрагментов в переработанном виде, так что в конкретном случае разобраться сможет только суд, опираясь на искусствоведческие подходы к различным жанрам творческой деятельности»

Екатерина Чуковская, Директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда