серверов от Acer
Что такое плагиат? Как защитить свою идею? Предлагаю обсудить на примере свежей разборки двух YouTube каналов-миллионеров. В конце статьи чек-лист с конкретными советами для блогеров и авторов контента по охране элементов собственного бизнеса. Обсудим, как не лишиться канала, приносящего 100 000 USD в месяц.
Меня зовут Катя Канева, я патентный поверенный РФ №1685, судебный юрист и консультант по управлению. Мне нравится сообщество VC, а еще я люблю следить за актуальными разборками в сфере авторских прав. В феврале 2021 года американский блогер MrBeast (53 миллиона подписчиков) обвинил простого белорусского парня Влада Бумагу А4 (28 миллионов подписчиков) в воровстве идей и копировании превью (обложек) роликов для YouTube. Насколько это серьезно? Попробую дать несколько советов кратко, четко и по делу.
TL;DR: Идеи не охраняются авторским правом. Превью роликов (как и любые другие элементы контента) могут быть охраняемыми объектами авторского права, а вообще - it depends. Ключевые принципы охраны авторского права, изложенные в этой статье, одинаковы для 90% стран мира благодаря международным соглашениям. Если ваш проект приносит доход - обращайте внимание на юридические тонкости, чтобы он не превратился в тыкву.
О чем идет речь?
Оба блогера известны, в первую очередь, за счет организации так называемых «челленджей», а также провокационными видео (вроде предложений случайным людям потратить 1000 долларов за одну минуту или покрутить спиннер сутки подряд). Один из главных ютуберов мира – американский блогер MrBeast публично обвинил Влада Бумагу в копировании превью (графических обложек) собственных видеороликов в своем твиттере.
"Самый большой канал в России тупо берет мои превью и фотошопит свое лицо вместо моего", — пишет MrBeast.
Бумага ответил на обвинения у себя в сторис Инстаграма. Пунктуация сохранена: «Картинк…. пфффф это такая мелоч…. Лучше посмотрите на качество контента у америкосов и у меня. Я в 10 тысяч раз круче делаю. Картинка 10 минут работы. Снять ролик 4-10 часов (и это без монтажа и сценария) Сладких снов, завтра новый ролик. И обратите внимание на качество».
Медуза пишет, что превью нового видео Влада может быть позаимствовано у ролика блогера PapaJake трехлетней давности.
Так ли это? Считается ли подобное плагиатом? Как действовать авторам контента, если понравилась чужая идея? Давайте попробуем разобраться.
Что такое идея и как ее охранять по закону?
Ни в России (п. 5 ст. 1259 КГ РФ), ни в других странах (17 US Copyright Code 102 (b) авторские права НЕ распространяются на идеи, методы, способы, процедуры или рецепты и не защищают открытия, факты или даже языки программирования.
Что делать, если у вас появилась «идея на миллион», и вы хотите монопольно получать прибыль от ее использования?
· Либо храните ее в тайне, и это будет уже не просто идея, а ноу-хау (как рецепт кока-колы по легенде);
· Либо, если ваша идея имеет отношению к методу/способу и отвечает критериям патентоспособности, – вы имеете право запатентовать ее в качестве изобретения. В обмен на раскрытие ее сущности (в патентной формуле) вы получите гарантию от государства (патент) на ее единоличное использование на определенный ограниченный срок. Например, когда истекает патент на препарат, – все могут делать дженерики с этой химической формулой.
Очевидно, что, если мы возьмем картинку, на которой вокруг пальмы лежат три тела, – запретить в принципе третьим лицам снимать аналогичные по задумке фото невозможно.
Похоже, MrBeast в пролете? Не совсем)
Охраняются ли обложки и превью роликов на YouTube авторским правом?
Кому-то покажется, что в предыдущем абзаце мы ответили на этот вопрос отрицательно, – но это совсем не так.
Авторское право защищает конкретные произведения культуры, литературы, науки или искусства с момента их создания автором в любой объективной форме без необходимости получать государственную регистрацию и ВНЕ зависимости от их художественной ценности.
В это сложно поверить, но вы становитесь автором чертика, которого нарисовали в блокноте на совещании за секунду, размышляя о бренности бытия. И ценность вашего чертика, с юридической точки зрения, ничем ни уступает работам Бэнгси. Теоретически, через сто лет шанс уйти за миллион с аукциона у вашего чертика даже выше, так как Бэнгси свою личность никому пока не раскрывает.
Превью (обложка ролика), равно как и сам ролик, очевидно, представляет из себя охраняемые законом произведения, объекты авторского права: фотографии или графический коллаж, у которых есть определенный автор (и это, вероятно, даже не сам блогер).
Действительно, мы не можем запретить другому лицу самостоятельно организовать съемку трех тел вокруг пальмы. При этом, если мы имеем дело с конкретной фотографией или графическим коллажем, ее использование без разрешения правообладателя запрещено.
Ок, так это плагиат?
Нет, это не плагиат. К авторскому праву плагиат юридически вообще имеет отдаленное отношение и скорее является «бытовым» термином.
Понятие плагиата существует только в конкретной статье уголовного кодекса и используется как синоним действий по присвоению авторства (п. 1 ст. 146 УК РФ). В связи с тем, что неимущественные авторские права по закону не могут быть переданы третьим лицам (нельзя «продать» право быть автором), за конкретные действия по присвоению авторства (взять чужую статью, написать над ней свое имя и отправить в журнал) может наступить уголовная ответственность.
Если это не плагиат, то что это и как с этим бороться?
Исключительные (монопольные) права на объекты авторских прав характеризует особенность абсолютного права – правообладатель может владеть сам, распоряжаться, а также давать определенные разрешения третьим лицам. При этом отсутствие запрета не считается разрешением. Таким образом, круг лиц, обязанных уважать собственность правообладателя, не ограничен.
Это важный момент. Никому не придет в голову кататься на чужой машине со стоянки, потому что «это не запрещено хозяином». Логичное правило, действующее в мире материальных вещей, не всегда, к сожалению, одинаково отзывается у людей, когда мы имеем дело с интеллектуальной собственностью.
Произведение (контент) согласно ст. 1270 ГК РФ может быть использовано массой способов и очень грубо (!) их можно разделить на три группы:
- использование контента «как есть» (взял фото - вставил на сайт, взял фильм – продал на диске, взял стих – использовал в сборнике);
- использование путем переработки или перевода для создания нового произведения (взял стих – перевел, взял музыку – сделал аранжировку);
- использование путем практической реализации (для архитектурных или дизайнерских проектов).
Все способы, указанные в статье 1270 ГК РФ, требуют разрешения правообладателя.
С моей точки зрения, в случае с претензиями MrBeast к Владу Бумаге мы, возможно, имеем дело с использованием нескольких оригинальных обложек, фотографий и произведений дизайна путем их переработки в целях их изменения и создания производного контента без согласия правообладателя. Но опять же - это действительно предмет судебного разбирательства и серьезной (в первую очередь, технической и искусствоведческой) экспертизы с конкретными вопросами для эксперта из соответствующей области знаний.
Что грозит блогеру?
В первую очередь, ему грозит три последовательных страйка и блокировка канала, который, по некоторым оценкам, может приносить ему около 100 000 долларов в месяц.
Теоретически, если американский блогер обратится в суд (в РФ или Беларуси) по гражданскому делу, нарушитель исключительных прав может быть привлечен к ответственности от 10 000 до 5 млн. рублей (или 50 000 базовых окладов Беларуси) за каждый (!) случай нарушения. Каждая доказанная переработка одной обложки без разрешения теоретически является одним случаем.
Дополнительно, в случае обращения в правоохранительные органы (по признакам преступления предусмотренного ст. 146 УК РФ или ст. 201 УК РБ), правообладатель может инициировать и уголовное преследование. Перспективы получить «двушечку», разумеется, минимальны. Но, как минимум, опрос – тоже штука малоприятная и никому в реальном мире не нужная.
Ха-ха, я не верю, что это реально так работает!
Вы можете не верить, а я как практикующий юрист в сфере интеллектуальной собственности изучаю такие дела ежедневно. Например, в одной из серий сериала «Солдаты» по сюжету дарили книжку с красивой обложкой. Издательство, владеющее исключительными правами на эту книгу, выиграло суд против кинокомпании и взыскало компенсацию за использование произведения дизайна – обложки книги – в фильме. Суд согласился, что использование именно этой обложки носило сюжетообразующий характер, и не могло быть сделано без разрешения правообладателя.
Практика по интеллектуальной собственности очень обширна, но и очень сложна. Действительно, в каких-то случаях без экспертизы и юрист не возьмет смелость утверждать о факте нарушения или его отсутствии. От этого «интеллектуальные дела» не перестают быть интересными и нужными людям.
Да бросьте, это же свободное использование и цитирование.
Нет, мешать в кучу свободное использование и цитирование, делая это так, как вам удобно и когда вам это удобно - это мед, гвозди и пчелы.
Действительно, и в России (ст. 1274 ГК РФ), и на западе (см., например, доктрину fair use) есть определенный ограниченный перечень случаев, когда использование (или переработка) чужого произведения может быть выполнена без получения согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.
При этом важно помнить о следующем:
· Эти случаи – исключения, а не правила. Правилом во всех правопорядках является именно тотальный запрет на использование чужих произведений без разрешения. Не перепутайте!
· Цитирование – это частное исключение, предполагающее возможность точечного заимствования в объеме, оправданном целью цитирования, и в конкретных случаях (полемика, критика, информационный материал) с обязательной ссылкой на автора и указание источника заимствования;
· Свободное использование – это, например, пародия, в результате которой на основе оригинального произведения создается производное без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения. Бабушки в костюмах, исполняющие на балалайке композиции Битлз, могут быть пародией (а могут и не быть). Чужая картинка, используемая в целях коммерциализации собственного проекта, – совершенно точно пародией не является.
Пределы и способы так называемого «свободного использования» определяются на основе огромного массива судебной практики, нормативно-правовых актов и правовых доктрин (fair use – не единственная).
Идея о безусловной возможности свободного использования всего подряд, потому что это «цитирование» для коммерческого проекта, скорее к вопросу о некомпетентности, а не из области маркетинга, продвижения или ответственного подхода к своему бизнесу.
Как и обещала, ловите чек-лист по проверке своего проекта или бизнеса для определения оптимальных способов правовой защиты его элементов. Если по этой теме у вас возникнут вопросы, я всегда на связи в Директе Instagram @kaneva.katia и помогаю всем, кто ко мне обратится.
Пишите, спрашивайте, обязательно подскажу! И читайте мои другие статьи на VC:
Это все конечно хорошо. Но тут очень важный момент - блоггер иностранный, а РБ даже не РФ. Как в таких случаях будет проходить суд? Мб в РБ вообще откажут в возбуждении дела иностранцу по этой статье, зависит же как у них там это в реале происходит.
Напишите про этот момент, что там внутри РФ происходит в целом ясно и не так интересно, как международные судебные тяжбы
Никак. Он продаёт ворованный американский контент на американском сервисе. В бан и досвидания, дегенератский контент.
бан обоим. одному за тупость кражи другому за тупость контента
Сделаем Ютуб Полезным!
90% ютуба придётся банить по критерию «не дебилоидно». Тренды достаточно посмотреть ЧТО там.
Ютубчик американский так-то, они у себя там порешают дела и прикроют канал при необходимости.
Ну копируешь ты идеи с западного ютуба - так большинство делает, мать его так.
Но чтобы настолько наотлюбись, чтобы еще и превьюшки перефотошопливать - это выше моего понимания. Но скорее всего ничего ютуб ему не сделает, он золотые яйца несет.
А как быть если делаешь обзоры на фильмы или другие произведения на своём канале?
За куски видео размером до 28 секунд и музыки до 6 секунд ничего не будет! Проверено лично. Так что если долго не молчать на паузах, то можно говорить под олд-скульные минуса Dr-Dre, и под эпичные фрагменты из голливудского кино, и ты даже будешь получать монетизацию и никто тебе ничего не скажет и даже никогда не узнают об этом!
Забавно, то, что был случай у меня, когда прилитела жалоба по Conten-ID за фрагмент, который изначально я взял на бесплатном ресурсе со свободной лицензцией. Какой-то ушлепок загрузил этот же фрагмент, позже меня даже, но тупорылый ютуб ошибся и зачем-то посчитал его автором, а меня вором, за контент со СВОБОДНОЙ лицензией. Пришлось подавать встречную аппеляцию, через месяц все вернули! Вот так вот, все иногда бывает наоборот - плагиат поощряется, честность наказывается)))
Ютюб может удалить такой ролик, или звук из него (постоянно натыкаюсь что обзоры на чью-то музыку удаляются)
а контент ничего у них обоих)) вообще я бы не разобралась сама что одинаковые обложки пока так вот не поставить их рядом
А зачем деграданту с "куриным мозгом " думать про авторский контент.
Главная цель таких видео и роликов чтобы у молодых людей был "видосик на прожать" а смотреть видео что развивает интеллект сейчас не модно)))
Весь рутюб копирует американский тренд , своих идей у них может 10% , позорники
Действительно, практически ничего своего нет. Как на ТВ — 99% контента либо куплено по лицензии, все эти говно-сериалы, ток-шоу и т.п., либо просто в наглую скопипизжено.
...Но нашелся один, который не стал молчать, но сказал всё чётко и по делу.
Ну вообще-то ВСЕ, абсолютно ВСЕ идеи это переработка чего-то, что придумали в прошлом
мы чему то учимся, подсматриваем, потом стыкуем это с чем-то другим, тоже подсмотренным и в результате получаем новое
если каждый источник вдохновения может впендюрить тебе иск, то в мире вообще ничего нового не появится
Катя, подскажите, пожалуйста, а как быть, к примеру, с отзывами покупателей на Я.Маркете, которые многие интернет-магазины скачивают и публикуют у себя на сайте. Некоторые при этом дают ссылку на источник, а некоторые нет.
И, насколько я понимаю, эти отзывы, этот контент является собственностью Я.Маркета.
Является ли это нарушением авторских прав?
ДНС например этим занимается, у некоторых товаров отзывы просто полностью взяты я.маркетта
В РФ не может принадлежать платформе на основании пользовательского соглашения, потому что договор на передачу авторских прав от автора к платформе (хоть полностью хоть частично) может быть заключен только в письменной форме. И еще в ГК РФ там особые требования к содержанию такого договора.
Исключения - передача прав печатному изданию для публикации и покупка пользоватлем программы ЭВМ - к отзывам не подходят.
Это можно обходить за счет регистрации платформы в юрисдикции где права можно передавать на основании публичного договора, но и судиться с нарушителем придется в этой юрисдикции, и Яндекс.Маркета это не касается.
Ссылку на пример судебного решения, в котором суд признал передачу авторских не письменным договором можно?
Лицензионный договор на использование программы ЭВМ - это одно из двух исключений, когда права на использование произведения могут быть переданы не письменным договором. Второе исключение - передача прав на произведение для публикации в периодическом печатном издании.
К тексту отзывов оба эти исключения не подходят.
Программа ЭВМ это не такое же произведение. п. 5 ст. 1286 ГК РФ предусматривает именно для программ ЭВМ возможность заключить договор о передаче прав не в письменной форме.
Если вы считаете что этот тезис не верный, и я как-то не так понимаю прямые нормы ГК РФ - приведите пример из решения суда.
Я имею сказать, что лицензионный договор в РФ может быть заключен путем акцепта публичного договора при совершении конклюдентных действий только для одного вида объектов ИС - только для программы ЭВМ. И еще в одном случае передача прав возможна "путем заключения устного договора". Во всех остальных случаях передача прав ИС возможна только путем заключения письменного договора.
И акцепт публичного договора - это совершенно точно иная форма договора чем письменный, и она в общем случае, кроме программ ЭВМ, не подходит для передачи прав ИС.
Нет, это так не работает :) Я вам привожу прямую норму закона из ГК РФ, о том что лицензионный договор может быть заключен только в письменной форме (за исключением двух исключений). Если вы пытаетесь доказать что это не так - то это вы ищите в судебной практике. Мне лично ГК РФ достаточно и без судебной практики.
То есть, вы хотите сказать, что покупатель, оставляя отзыв и даже жмакая на кнопку принятия Пользовательского соглашения, все равно остается единственным собственником своего отзыва?
И тот же Я.маркет не имеет права на него претендовать?
В общем случае, я считаю, что отзыв вообще не является объектом прав ИС, т.к. не является литературным произведением в смысле п. 1 ст. 1259 ГК РФ. Но если вдруг будет доказано, что некоторый конкретный отзыв является объектом прав ИС - то, да, права на него пользователь Яндекс.Маркету не может передать путем акцепта публичного договора.
Яндекс.Маркет как раз "имеет право на него претендовать", потому что на этот отзыв не имеет авторских прав никто, включая автора. Но точно так же может "претендовать" и кто угодно.
А почему это автор не может претендовать на него, если докажет, что после покупки получил от Яндекса триггерное письмо с просьбой оставить отзыв, написал и, таким образом, передал Яндексу свои персональные данные (ФИО и почту), что позволит при разбирательстве сматчить его с отзывом?
Катя, то есть, вы считаете, что применительно к отзывам Яндекс может доказать свое право на обладание отзывами покупателей?
бред. для того, чтобы ВК или Яндексу подавать в суд на третьих лиц, у них должно быть исключительное право либо исключительная лицензия на объекты ап. а у них всего лишь - простая неисключительная лицензия - и она не дает никакого права для предъявления претензий третьим лицам.
Защита прав на отзыв как на объект БД всем хороша, кроме того, что в этом случае Яндексу надо будет доказать что магазин взял текст отзыва именно из БД Яндекса. Полная идентичность текста не доказательство, т.к. может быть магазин взял текст из кэша гугла который проиндексировал страницу Яндекс.Маркета - т.е. из БД гугла, а не из БД Яндекса.
А вот если речь идет о каких-то таких отзывах, которые нельзя взять иначе чем из охраняемой БД, - то тогда с этим вариантом все ОК.
у написавшего отзыв - исключительное право. порталу, скорее всего дается простая неисключительная лицензия на использование. но нужно читать оферту - есть масса сайтов- помоек, где пользователь отчуждает исключительное право либо дает исключительную лицензию помойке.
Катя, ну хорошо,а если интернет-магазин, разместив у себя на сайте отзыв с Я.маркета, разместил там же и ссылку на первоисточник - это получается, уже вполне себе легально?
Нет, отзывы о просто товарах, которые публикуются в каталогах интернет-магазинов.
Катя, а когда с детьми читают книжки это законно? Много видела таких каналов, мне кажется книжка же чужое произведение...
Заслуженный педагог России совершенно однозначен в таких случаях.
пленум не разрешал скриншоты - скриншоты разрешены законом - а ещё раз разъяснил нижестоящим судам, что скрины являются допустимыми доказательствами. понятно, что с такими юристами и судьями, не читающими закон, у нас и спустя много десятилетий пленум будет всё разъяснять и разъяснять.
да вы страну в грязь втоптали - на 150 месте по защите интеллектуальной собственности. проще им. судьям вон тоже проще ничего не читать. на законы плевать - так и скажите.
Внуки смотрят это А4, морали мало, но молодежь уже совсем в край уходит. Если много денег нужно много воспитывать ребенка, но многие еще и зарабатывают на этом, хотя у публики которая смотрит бедные или ниже среднего уровня.
А вы хотите сказать что развлекаются только без морали? Или с ее разложением? Можно развлекать без разложения принципов и понимания.