{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Заколдованный» поиск незаконен: ФАС дает шанс на честную конкуренцию

20 февраля 2021 года Федеральная антимонопольная служба вынесла предупреждение ООО «Яндекс». Это предупреждение связано с нарушением со стороны IT-гиганта закона о защите конкуренции. По данным регулятора, «Яндекс» предоставляет собственным сервисам – таким, как «Яндекс.Вертикали», «Яндекс.Переводчик», «Кинопоиск», «Яндекс.Маркет» – преимущество в поисковой выдаче. По решению ФАС в течение месяца «Яндекс» должен прекратить предоставлять преимущества своим сервисам в поисковой выдаче, опубликовать условия доступа к способам продвижения и обеспечить другим компаниям доступ ко всем инструментам: интерактивным ответам – «колдунщикам», визуальным решениям и другим технологиям. По мнению экспертов, решение ФАС – очень важное событие для российского рынка информационных технологий.

«Колдунщики» «Яндекса» и другие инструменты управления результатами поиска

Когда пользователь вводит запрос в поисковой системе, поисковик выдает результаты этого запроса – ссылки на страницы с запрашиваемой информацией. Над этими результатами в поисковике «Яндекса» очень часто можно увидеть специальный блок ответов на запрос пользователя, предоставленных собственным сервисом «Яндекса». Это и есть «колдунщик», который позволяет управлять поисковой выдачей. К примеру, если человек запрашивает прогноз погоды, поисковик отобразит его в виде небольшого текста или изображения. Или на запрос «перевод ракета» пользователь увидит в поисковой выдаче информацию от «Яндекс.Переводчика».

Кроме «колдунщиков» «Яндекс» предоставляет пользователю подсказки, рекламирующие сервисы IT-гиганта. Например, если пользователь введет запрос «еда», то система еще в подсказках предложит ему сервис доставки «Яндекс.Еда» - эта подсказка будет выделена среди других.

Технически у компаний, не аффилированных с «Яндекс», тоже должен быть доступ к «колдунщикам», и интерактивные ответы должны быть разнообразными. Однако, как утверждают представители других IT-компаний, таких возможностей у них нет. В связи с этим в 2020 году Avito, IVI, Profi.ru, Zoon, Дром, Циан, Туту.ру и 2ГИС пожаловались в ФАС на ограничение конкуренции.

Многочисленные маркетинговые исследования показывают, что «колдунщики» существенно снижают трафик других ресурсов.

Трудности перевода

О том, что «Яндекс», продвигая собственные сервисы, нарушает закон о защите конкуренции, в 2019 году заявляла компания PROMT – владелец бесплатного сервиса перевода PROMT.One (Translate.ru). Тогда разработчик систем машинного перевода обратился в ФАС, однако ведомство отказалось возбуждать дело по жалобе на недобросовестную конкуренцию. Арбитражный суд Москвы оставил это решение в силе.

В решении столичного арбитража утверждалось, что «деятельность PROMT направлена в первую очередь на продвижение платных услуг по предоставлению профессионального перевода». Это очень странное заявление, ведь, если зайти на сайты сервисов, то можно убедиться в том, что услуги профессиональных переводчиков PROMT не предоставляет, а сервисы онлайн-перевода PROMT и «Яндекс.Переводчик» довольно похожи – они предоставляют бесплатный машинный перевод текстов на разные языки. Отличия лишь в деталях – количестве языков, интерфейсе, наличии дополнительных сервисов, которые могут быть значимы для конкретных пользователей и их задач. Стоит также отметить, что «Яндекс.Переводчик» был запущен в 2011 году и первые пять лет работал на технологиях PROMT.

Кроме того, Арбитражный суд согласился с заявлением компании «Яндекс» о том, что «поисковые подсказки и интерактивные ответы улучшают пользовательский опыт» и что «они не нарушают законов, в том числе о конкуренции, не приводят к понижению каких-либо сайтов в органической выдаче и не влияют на возможность использования разнообразных интернет-ресурсов». Это решение в 2019 году озадачило PROMT, и в компании посчитали, что в суде и ФАС не разобрались ни в IT-сервисах компаний, ни в сути претензий и явно отдали преимущество IT-гиганту.

«Яндекс», занимая более 55% рынка поиска, создает своими действиями дискриминационные условия для других участников рынка. Например, за рекламу в «Яндекс» другие участники рынка должны платить, и все равно не могут рекламировать себя в поисковых подсказках. Получается, что ограничение конкуренции приносит компании двойную выгоду: конкуренты платят за рекламу, а «Яндекс» продвигает в поиске собственные сервисы бесплатно, используя инструменты, недоступные для других компаний.

Новая точка зрения ФАС на проблему конкуренции и вынесенное предупреждение в 2021 году вселяет надежду на то, что орган исполнительной власти глубже погрузился в проблему и сможет принимать решения, отстаивающие права всех участников рынка.

Мировая практика

В мире антимонопольные регуляторы уже давно ведут борьбу с недобросовестной конкуренцией со стороны IT-гигантов. Стоит вспомнить многочисленные разбирательства с корпорацией Google.

Например, в 2019 году Еврокомиссия наложила на Google штраф в размере 1,49 млрд евро за нарушение европейских норм о конкуренции при размещении рекламы в интернете и ее выделении при поиске в сети. Как отметила еврокомиссар по конкуренции Маргрете Вестагер, штраф был вынесен «за нелегальное злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг интернет-поиска».

Тогда ЕК представила целый блок обвинений против американского IT-гиганта по различным маркетинговым практикам – от вынесения сайтов-партнеров Google на первые позиции при поиске до платы производителям мобильных устройств и разработчикам мобильных ОС за включение предустановленных приложений поиска на базе Google. В Еврокомиссии отметили, что эти практики были направлены на «цементирование доминирующего положения Google на европейском рынке и препятствованию свободной конкуренции в сфере поиска и размещения рекламы в интернете».

Двумя годами ранее Европейская комиссия вынесла схожее решение в отношении холдинга Alphabet, в который входит компания Google. Регулятор оштрафовал компанию на 2,42 млрд евро, так как, по данным ведомства, Google подтасовывал результаты поиска по товарам и услугам в интернете, размещая на первых позициях своих коммерческих партнеров и клиентов.

Кстати, в 2015 году на Google жаловался и сам «Яндекс» - американская корпорация не позволяла сторонним разработчикам предустанавливать свой софт на Android-смартфоны. Тогда ФАС встала на сторону «Яндекс», и спор закончился подписанием мирового соглашения между IT-гигантами.

Шанс на честную конкуренцию

Как показывает мировой опыт, проблема злоупотреблений со стороны IT-гигантов актуальна как никогда, и в России необходимо ввести правила, регламентирующие работу в сфере интернет-поиска. «Требования Федеральной антимонопольной службы к компании «Яндекс» дают шанс на честную конкуренцию в интернете», - считают в компании PROMT. «Нам кажется, что последнее решение ФАС соответствует современному развитию рынка - все больше товаров и услуг предоставляется через интернет, следовательно для все большего количества компаний важно иметь равные возможности для продвижения своей продукции. Пандемия еще больше повысила значимость интернета как окна для доступа к информации. Мы считаем, что деятельность таких компаний как Яндекс, Google, которые одновременно являются платформой для доступа к товарам и услугам всех участников рынка и владеют собственными сервисами, должна быть законодательно отрегулирована», - заявил коммерческий директор PROMT Никита Шаблыков в интервью «Известиям».

Немаловажно, что требования ФАС защищают не только интернет-компании, конкурирующие с «Яндекс», но и пользователей. «Прозрачный доступ к полному набору сервисов, честные результаты поисковой выдачи, свободный выбор – вот, что дает всем нам решение антимонопольной службы. Мы уверены, что пользователь должен сам выбирать интернет-сервисы, исходя из своих предпочтений и пользуясь доступной информацией, а не подсказками поисковой системы, работающими на основе неясного алгоритма, подконтрольного только одному игроку», - считают в PROMT.

0
5 комментариев
Борис Васильев

Ничего нового "под луной" и перспективного.
Обратите внимание:
- кинофильмы, у которых продюсер телеканал (не будем называть номер или ф.и.о) - получают огромную (с огромной скидкой, читай, бесплатную) рекламу на этом канале;
- клиника по пересадке волос с ничтожным оборотом получает огромную (с огромной скидкой, читай, бесплатную) рекламу на ТВ канале;
- клиника "Кивач" (санаторий с Карельской глуши с несуразно завышенными ценами) получает огромную (с огромной скидкой, читай, бесплатную) рекламу на ТВ канале ...

Мораль: кто что имеет/охраняет, тот то и ворует/рекламирует.

Ответить
Развернуть ветку
Алфред Васин

Похоже на методичку, судя по одинаковым комментариям у разных пользователей..

UPD: другие комментарии потёрли, забавно..

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алфред Васин

К статье нужно добавить, что с 1.04.21 на все смартфоны, продаваемые в РФ приложения Яндекс будут предустановлены в обязательном порядке. Даже Apple пошёл на поводу. 

В итоге Яндекс по прежнему незаслуженно обделённый?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда