Заказчик не платит: как защититься или как забрать свой аванс у арендодателя?
В некоторых случаях никак. В некоторых можно. Погнали!
За 20+ лет работы было у нас несколько случаев когда заказчики решили не платить. А у кого их не было?!
Для 99% заказчиков лучшей защитой от неоплаты является качественная работа. Однако, есть 1%, которые не платят уже забрав услуги или даже товар. С товаром проще, а с услугами дико сложно. Сейчас объясню. Есть пункт 1 статьи №782 ГК РФ, в котором сказано: “Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.”
Можно ли ограничить право заказчика выйти из договора услуг?
Нет. Право это императивное, то есть его нельзя изменить договором в отличии от диспозитивного права. А это значит, что даже если заказчику разработали сайт, установили на хостинг, заказчик уже пользуется этим сайтом, то заказчик вправе разорвать договор. И при этом он может ничего не платить. Дальше уже исполнитель должен идти в суд и доказывать в суде свои фактически понесённые расходы. Или то, что услуги он сдал Заказчику в соответствии с ТЗ. И это очень не просто. Суд не может разобраться соответствует ТЗ сайт или нет.
К фактическим расходам нельзя отнести расходы на аренду чего-либо, если эта аренда была сделана не специально для исполнения данного котракта, см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.07 г. по делу № А56-16831/2006
Таким же образом суд откажет и в компенсации расходов на заработную плату и налогов. Ведь сотрудники нанимались не специально для заданного договора.
Даже если пришлось уволить сотрудников, то суд сказал:
Все пункты в договоре ограничивающие право заказчика на разрыв договора будут недействительны в силу 168 и 422 статей ГК РФ. Но можно изменить обязательства заказчика при выходе из договора. Это мы и будем рассматривать дальше в качестве мер защиты исполнителя. Данный подход основан на пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.14 № 16 «О свободе договора и ее пределах».
При этом учитывайте, что нельзя на сторону договора накладывать непропорциональные обязательства. Будет риск, что суд их уменьшит или признает фактически ограничивающими право заказчика на разрыв договора. Обязательства должны носить разумный компенсационный характер. В идеале обязательства должны быть одинаковые. Если для исполнителя прописывается штраф за каждый день просрочки, то и для заказчика должен быть точно такой же размер штрафа за каждый день просрочки оплаты.
ГК РФ или закон о защите прав потребителей
Нужно понимать, что пункт 1 статьи 782 ГК РФ направлен и на защиту интересов заказчика от плохих исполнителей. Если вы оказываете некачественные услуги, то лучше вернуть деньги и расстаться. Судиться можно идти, если вы действительно оказали качественные услуги.
Данная статья действует на отношения между предпринимателями. Если заказчик физическое лицо и заказывает в личных целях, то там действует закон о защите прав потребителей. Если заказчик физическое лицо, но заказывает явно для предпринимательских целей, то с этим можно поспорить в суде, но хорошо, если в договоре будет это уже указано. Если даже заказчик ИП, но в суде сможет доказать, что заказывал для личных целей, то прецеденты были когда суд признавал, что действует закон о защите прав потребителей. Заключая договор надо уже чётко знать какие законы будут к нему применяться.
Аванс, предоплата, задаток
Многие фрилансеры и мелкие бизнесмены любят рассказывать в соцсетях про то как злой заказчик им не заплатил и твердят мантру: “Лучшая вера в клиента — это 100% предоплата”. При этом есть масса таких же историй заказчиков, как их кинули исполнители, получив предоплату.
Вместо аванса, кстати, лучше дать задаток, чтобы обе стороны ответственнее подходили к делу. Задаток исполнитель обязан вернуть в двойном размере, если нарушит обязательства. А если заказчик нарушит, то исполнитель оставляет задаток у себя.
Вернуть предоплату особых трудов не составляет, если исполнитель не бомж, конечно. А скорее всего он не бомж, и мировой суд быстро проштампует судебный приказ, а дальше можно либо самому отнести в банк исполнительный лист и уже с большой долей вероятности банк спишет, либо судебные приставы этим займутся. Да и сам должник вернёт деньги, ибо непогашенное исполнительное производство грозит запретом на выезд за границу и все, кто будет пробивать должника по ИНН будут видеть его долг.
Автоматическая приёмка услуг
В статье “Хороший договор — короткий договор” мы привели наш договор оказания услуг, в котором описан автоматический процесс сдачи-приёмки ежемесячных услуг. А для разовых услуг там даётся время 5 рабочих дней на составление мотивированного отказа.
Мотивированный отказ уже заставит Заказчика дать вам обоснованный ответ. А если он пропустит срок, то услуги будут считаться принятыми.
Срок расторжения договора
Однако, заказчик вместо мотивированного отказа может направить уведомление о расторжении договора. Этого можно избежать, если установить срок расторжения договора 30 рабочих дней, чтобы хватило времени на составление мотивированного отказа.
При этом не факт, что за эти 30 дней можно будет требовать плату с Заказчика, если услуги ему не оказывались фактически. Эти 30 будут на завершение дел по договору. Пункт 1. ст. 782 ГК РФ будет действовать в части фактических убытков. А вот мотивированный отказ отказ заказчик будет обязан дать согласно условиям договора.
Компенсация за разрыв договора
И наконец можно установить компенсацию за разрыв договора. Просто компенсация будет противоречить 782 статье ГК РФ, так как в статье чётко сказано про фактически понесённые расходы. См. также четвёртый абзац пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.14 № 16 «О свободе договора и ее пределах»:
Также см. пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении". И ещё см. Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2017 N 305-ЭС16-20494 по делу N А40-66517/2016 как заказчик оставил арендодателя без компенсации. По такой же схеме можно и уже заплаченный арендодателю аванс вернуть.
Компенсацию нужно мотивировать. Мотивировать фактическими расходами сложно. А вот изменить стоимость услуг легко и это полное право исполнителя продавать разные объёмы услуг по разной стоимости. При этом не должно быть непропорционального увеличения стоимости услуг. Например, на 10-100% выглядит разумно, а вот в 10 раз уже нет.
И не забываем про равноправие сторон договора. В противовес пункту 1 статьи 782 ГК РФ есть пункт 2. Если заказчик при разрыве договора обязан оплатить услуги по повышенной стоимости, то и на исполнителя следует возложить зеркальные обязанности, например, прописать в договоре какие убытки он будет возмещать. Это могут быть затраты на поиск нового исполнителя, затраты от убытков связанных с отсутствием исполнителя, простоем. Формулы лучше прописать в договоре. Если же исполнитель не пропишет, то ему же может быть хуже, так как на этот факт заказчик сможет сослаться в суде, что договор неравнозначный и обязательства вызванные отказом заказчика от договора завышены и суду следует их уменьшить.
Наш опыт
В деле №А57-27809/2017 мы дошли даже до президиума верховного суда. Но так и не смогли получить свои деньги за разработку сайта. Мы выполнили работы по первому и второму этапу. В середине третьего этапа у заказчика сменился сотрудник ответственный за сайт. Новая метла решила мести по-новому и привлечь свою команду. В переписке по электронной почте, в телефонных разговорах было полно доказательств, что работы по первым двум этапам клиентом приняты. Был косяк наших менеджеров, что каким-то непонятным образом заказчик не вернул нам наши акты подписанные, но мы работали уже по третьему этапу. В результате нам пришлось вернуть аванс и судебные издержки. Наши потери превысили 1 000 000 рублей.
В нашем договоре нет никакой компенсации или изменения обязательств заказчика при выходе из договора. На услуги по разработке и поддержке сайтов никакой заказчик и не захочет подписывать подобные условия.
Данная статья, однако, появилась не сама по себе из ниоткуда, а является ответвлением цикла статей про корпоративное право, доли в бизнесе, отношения с партнёрами и ключевыми сотрудниками. Поэтому подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить самое интересное.
Кто виноват
В России существует огромный дисбаланс между отраслями права. Скажем, трудовое законодательство полностью на стороне сотрудника, работодателю оставили фактически только право уволить в стельку пьяного сотрудника или сотрудника нарушившего закон. Если сотрудник просто слегка выпивши, то надо ещё доказать, что он принял внутрь, а не одеколон у него на спиртовой основе. С банками мы все подписываем кабальные договоры, которые, по сути, не дают нам никаких прав, а банку дают права забрать наши деньги. В этом виновато и законодательство, и ментовской менталитет народа.
Что делать
- Составлять простые и равноправные договоры.
- Знать про подводные камни в виде 782 статьи ГК РФ и другие.
- Моделировать риски заранее, смотреть судебную практику, понимать логику закона.
- Верить в теорию бумеранга, добропорядочность, не увеличивать энтропию.
- Отстаивать права в суде, делать выводы.
- Подписываться на наш блог и быть в курсе.
Итого
При грамотном договоре и грамотных действиях можно:
- получить с заказчика деньги за оказанные ему услуги к моменту разрыва договора с его стороны;
- изменить стоимость оказанных услуг с оптовой цены на розничную в пределах разумного;
- получить оплату за фактически понесённые расходы, если они были произведены исключительно для цели оказания данной услуги, а не вообще бизнеса и прописаны в договоре, чтобы не пришлось доказывать их в суде.
Только если заказчик лопух и добровольно заплатит и не пойдёт в суд с нормальным юристом с него можно получить компенсацию за неоказанные ему услуги, штраф за отказ от исполнения договора, деньги за упущенную выгоду.
Ну не знаю, стою на 100% предоплате, с таким законодательством и законотворителями как в этой стране ИМХО пока ни как
Вы статью точно внимательно прочитали? Хоть на 200%. По закону вы её обязаны вернуть. Суд так и скажет.
Точно, и я ее обязательно верну вы же сами написали "Для 99% заказчиков лучшей защитой от неоплаты является качественная работа." Мы придерживаемся это политики, И если заказчик просит вернут значит мои головорезы напортачили, я не просто верну но еще и с бонусами...лояльность клиента и репутации дороже
Тогда зачем вам аванс?
по любому на этой теме будет много обманщиков
Знание - сила. Ознакомлен - значит вооружён.
точно
Комментарий удален модератором