{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему Яндекс.Маркет блокирует аккаунт и не платит деньги? Два совета, как этого избежать

Меня зовут Катя Канева, я патентный поверенный РФ №1685, судебный юрист, консультант по управлению и коуч ICF. Вчера я обратила внимание на статью о том, как ЯМаркет заблокировал магазин за фото кимоно Adidas. По-человечески, очень жаль автора, но я решила написать несколько предположений о том, почему так произошло и как этого избежать.

TL;DR: Нарушать чужие товарные знаки и/или вводить потребителя в заблуждение нельзя. Даже по ошибке. В 2021 году проблема усугубляется тем, что с большой долей вероятности это не останется незамеченным. В конце статьи два совета как снизить вероятность таких ситуаций и бонус – мой новый иллюстрированный табу-лист по выбору собственного товарного знака!

Что произошло?

Автор статьи утверждает, что Яндекс.Маркет заблокировал его магазин и не возвращает деньги со счета: в связи с человеческой ошибкой в качестве описания одного из товаров была закреплена фотография кимоно Adidas.

Я вынуждена сделать оговорку, что автор не является моим клиентом. Поэтому я считаю возможным написать эту статью, чтобы другие не наступали на те же грабли. Или, как минимум, понимали: где эти грабли могут быть расположены и с какой стороны к ним подходить.

Также я вынуждена сделать вторую оговорку, что я могу только представить себе, как развивалась ситуация на самом деле. Базой для меня служит только сама статья и комментарии самого автора к ней.

Поэтому заголовок ниже звучит как «Предположения», а не «Факты».

Какие предположения я сделала из статьи:

1) Автор добросовестно продавал более чем 170000 товарных позиций каталога через Яндекс.Маркет;

2) По утверждению автора, в связи с человеческой ошибкой к одной из позиций вместо фотографии настоящего товара (по названию) была прикреплена фотография кимоно фирмы Adidas;

3) После размещения данной товарной позиции с ошибочной фотографией в магазин поступил звонок «тайного покупателя», который уточнил SCU и задал вопрос о производителе. В ответ был назван реальный производитель (Sapsan), а не Adidas;

4) Через несколько минут после звонка аккаунт продавца был заблокирован, что привело автора к мысли, что звонок был из Яндекса;

5) ТП Яндекс.Маркета утверждает (предположительно, так как в комментариях к статье себя назвал один из пользователей VC), что магазин автора вводил покупателей в заблуждение и пока отказывается разблокировать магазин;

6) Сам автор в статье предполагал, что дело в претензиях по поводу контрафакта, что, вроде как, опровергает сейчас ТП Яндекс.Маркета.

Кто тут прав?

Давайте сначала разберемся: что такое контрафакт?

Если не углубляться в юридические дебри и историю вопроса (очень интересную на самом деле), то согласно текущему законодательству РФ «контрафактом» товары (этикетки, упаковки) считаются как минимум в двух случаях:

- когда на таких товарах (их этикетах, упаковках) незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (п.1 ст. 1515 ГК РФ);

- когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство.

Что это означает на практике? Контрафактом считается не только ботинок Adibas, который мастер Лао сшил в Китае, а предприниматель Василий продает в Москве – но и вполне себе оригинальный ботинок (или кимоно) Adidas, который куплен в официальном магазине за границей, но был ввезен в РФ нелегально. Это называется «параллельный импорт».

Я не хочу и не буду углубляться здесь в тему паримпорта – это тоже очень интересно, но не имеет отношения ни к статье, ни к проблеме автора. Как мне кажется, автор не торговал контрафактом, а проблема была в другом.

Ок, в чем была проблема?

Как я уже написала выше, я не могу утверждать о фактах.

Но на основе статьи автора и его комментариев к ней я предполагаю, что автор нарушил исключительные права компании Adidas путем размещения при предложении к продаже товаров (пусть и другой компании) фотографии товара Adidas.

Кроме того, создается впечатление, что автором были нарушены условия соглашения (договора) с Яндекс Маркетом, которые запрещают не только использование чужих товарных знаков без согласия правообладателя, но и введение потребителей (покупателей) в заблуждение.

А выяснил это вовсе не злобный Яндекс-бот, а сам Adidas. После чего он, вероятно, обратился к Яндексу, которому ничего не оставалось, как принять в отношении продавца такие жесткие меры (вместо обычной просьбы переделать карточку). Безусловно, Яндекс говорит о том, что был факт введения потребителя в заблуждение относительно приобретаемого товара, что является прямым нарушением правил сервиса.

Вы все врете, какое дело Adidas до товаров на Яндексе?

Для кого-то это будет новостью, но в 21 веке компании уходят от контрольных закупок у китайцев на рынке. Все понимают, что большинство нарушений (как и большинство упущенной выгоды) происходят в сети Интернет: на маркетплейсах в том числе.

На самом деле, многие корпорации (а сейчас уже и компании среднего размера) прибегают не просто к «мониторингу нарушений в сети Интернет», а к автоматизированным поисковым системам, которые 24 часа в сутки парсят не только названия, но и изображения товаров на большинстве известных маркетплейсов с использованием технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Претензии также рассылаются по скриптам в автоматическом режиме.

Откуда я это знаю?

Дело в том, что я уже больше года сотрудничаю с одной такой компанией (не из РФ), которая предлагает уникальное решение в данной области, опережающее все существующие аналоги как минимум на год.

Мои клиенты очень довольны тем, что за сравнительно небольшую сумму в несколько сотен тысяч рублей в месяц (по сравнению с упущенной от подделок прибылью) они имеют возможность спокойно наблюдать, как эти умные роботы:

- чистят большинство маркетплейсов (от Амазона до китайских товарищей);

- выявляют и вычищают т.н. «пиратские сайты», которые создаются с целью продать контрафакт, либо просто обмануть покупателя (Вы кирпич вместо телефона давно получали в посылке?);

- выявляют и вычищают пиратов и мошенников на страницах социальных сетей (FB, Instagram, Twitter и др.).

А теперь два обещанных совета:

1) Даже если Вы – небольшой магазин на маркетплейсе, не пожалейте времени и внедрите процедуру дополнительной СВЕРКИ карточки товара, чтобы исключить человеческий фактор и ошибку. Нарушения собственно товарного знака может и не быть – факт введения потребителя в заблуждение сам по себе является не только нарушением правил Маркетплейса, но и так называемой недобросовестной конкуренцией (а за нее уже спрашивает ФАС);

2) Старайтесь иметь под рукой документальные доказательства приобретения оригинального товара у производителя (официального дилера), доказывающие не только их «аутентичность», но и легальный ввоз на территорию РФ с согласия правообладателя товарного знака (копии сертификатов, ГТД, договоров и накладных). Поверьте, в случае суда только на юристов вы потратите четыре-пять сотен тысяч рублей при их отсутствии.

Если по этой теме у вас возникнут вопросы, я всегда на связи в Директе Instagram @kaneva.katia или на VC.RU и помогаю всем, кто ко мне обратится. А для интересующихся бонус – мой новый иллюстрированный ТАБУ-ЛИСТ по регистрации собственного товарного знака. Не дадим Яндексу нас блокировать по пустякам – выпустим собственную торговую марку и закажем ее производство в Китае )

Пишите, спрашивайте, обязательно подскажу!

0
43 комментария
Написать комментарий...
Ренат Ренатович
Как мне кажется, автор не торговал контрафактом, а проблема была в другом.

Как-то страшно обращаться к патентному поверенному, судебному юристу, консультанту по управлению и коучу ICF, который даже прочитать и понять прочитанное не факт что в состоянии))) Там автор четко написал каким брендом торговал и какого бренда фотку использовал.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

И я даже с автором в личных сообщениях переписывалась, чтобы лучше понять ряд вопросов просто не могу об этой переписке в статье говорить. А вопрос ваш в чем я не поняла? Что я не в состоянии прочесть и почему вам, Ренат, страшно?) и какое отношение фотка имеет к тому торговал кто-то Контрафактом или нет?)

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

С брендмонитором или брендсекьюрити работаете?

А товарищ с этим магазином мутный, название своей конторы так и не сказал. Чтобы забанили нужно очень сильно забивать на проверку этих контор. Адик если не ошибаюсь с брендмонитором работает

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Добрый день! Это очень достойные проекты, с ними я не могу работать так как они по сути наши конкуренты) Другой вопрос, что у нас несколько разные клиенты из разных областей. У них тоже неплохие автоматизированные системы, но со своими особенностями )

Ответить
Развернуть ветку
Абрамова Екатерина

проблема была именно в незаконном использовании товарного знака в сети Интернет, это наказуемо во всех юрисдикциях, так что не нужно на неё валить. Она всё правильно написала.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Нет. Проблема была совершенно не в этом.

Проблема в том, что судя по поведению платформ, даже в IT сфере, ключевые места заняли siloviki или люди к ним приближенные, или эти бизнесы были ими отжаты и поставлены свои люди.

Отсюда весь карательный авторитарный безаппеляционный стиль управления.

На западе оправдательных приговоров 20%. А у нас 0.2%
На тебя напали, а ты убил. Получи 20 лет.
На твоего ребенка напал педофил, а ты его искалечил. Получи 20 лет.
В твоё жильё ворвались вооруженные грабители, а ты убил. Получи 20 лет.

Показательные зверские расправы, превышающие любые моральные и человеческие нормы. Хоть ты отец 5 детей.

А не про картинку "адидас" речь совершенно. которую заменить 3 минуты и извиниться

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Банить, блокировать, можно после 3 раза, после 5 раза. После личного звонка.

А это просто поведение холодного гранита системы, для которой люди это черви в навозе. и их бизнесы. Да и их деньги...

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

А как быть если торгуется вещество какое-то? С какого раза банить и почему? Я не тролю, просто я к тому что как грань найти почему за фото кимоно с 5го раза а за вещество с первого, или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Футболка и вещество это разные вещи. Рассуждаю как программист который пишет это говно с середины нулевых. 

Картинку можно:
- скрыть из карточки
- удалить из карточки

Карточку можно:
- скрыть из каталога
- удалить из каталога

Юзера можно:
- оповестить о проблеме по почте, смс

У юзера есть:
- положительная финансовая история
- положительная оперативная деятельность

Понять 1 извилиной, что:
- юзер ошибся. форсмажор
- или юзер систематически (3-5 раз) нарушает

Для этого даже не надо обезьянок-модераторов-техподдержки)). Всё на уровне программирования делается.

А тут просто сразу блок, бан, опускание, и тюрьма. Потому что рулят дяди с золотыми перстнями и феня вместо языка

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Для того, чтобы так делать, нужно мышление как у программистов. А нанимает Яндекс только тех, кто пройдёт специальную олимпиаду с алгоритмами на собеседовании, которые пройдут только вчерашние студенты-олимпиадники без опыта реальной разработки, да ещё и на зарплаты ниже рынка. Страшно представить, каких они при этом нанимают менеджеров. Но по отзывам Маркет — одно из самых адовых мест во всём Яндексе по токсичности общения.

А во всём Яндексе выстроена такая система оценки производительности, что если не будет выполнено KPI, то никакой премии или повышения не видать. (А  зарплаты, как мы помним, всё ещё низкие.) Поэтому там никто не будет думать о клиентах, только о формальных утверждённых показателях. Внутри Яндекса даже есть мем по поводу помощи по любому вопросу: «это не оценят на ревью». Там никто не будет тратить время на вопросы, которые могут хоть что-то сделать лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Пушш

Ага. И 3 (или 5) раз заплатить конские штрафы адидасу и судебные издержки. Каждый из которых на порядок превышает десятилетнюю выручку косячного магаза. Признавайтесь, вы ведь в адидасе работаете? 

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Спектр

В точку! 👍

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кравченко

Вы похоже не в курсе как в яндекс работают супермодераторы, я столкнулся, они не понимают случайных ошибок пользователя, и на запуске банят без объяснения каких-либо причин навечно. 

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Спасибо, карательный механизм работы платформ и сервисов очень глубокая тема для обсуждения. Но вы же согласитесь, что западные платформы ни в какое сравнение не идут в этом качестве? Как вы полагаете, как быстро автор бы связался с поддержкой Фейсбук после блокировки аккаунта с продукцией или с Амазон после блокировки магазина?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Соглашусь на счёт сложностей с кадрами полностью. Но вы же понимаете, что большинство процессов все равно так или иначе все равно будет заскриптовано, нельзя посадить специалиста на каждого продавца выделенного? Как вы полагаете, тут есть какое-то будущее?) Даже неприменительно к Яндекс а в целом по Маркетплейсам например?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Ну клиенты голосуют ногами. Как говорил один мой знакомый: не бывает маленьких или ничего не значащих мнений, как и не бывает маленьких людей. В любом случае критическая масса решает, а она образуется из многого.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Понятно, что конечно на первом месте бабло. Но странно было бы иначе. Но при этом есть у всех понимание что сервис и качество для клиента стоит на не последнем месте, по моим внутренним ощущениям скажем так. Ну а ок, заменить то мы их чем можем реально?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Ganin

Мем в самом начале кривой.
Не SCU, а SKU - Stock Keeping Unit.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Николай, спасибо большое! Я приношу извинения, постараюсь сейчас переделать, торопилась)

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Все заменила! Спасибо большое ещё раз, что обратили внимание 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Т.

артикул по-русски

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Ну мне показалось, что SKU будет понятнее. Конечно вы правы)

Ответить
Развернуть ветку
Omurbek Kadyrbekov

А вы продвинутый юрист respect :thumbs up: (искуственный интелект, машинное обучение, парсинг). 

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Спасибо. В сфере интеллектуальных прав в наше время без этого никуда. Мы занимаемся много защитой IP в сфере IT более 10 лет, это как бы must have

Ответить
Развернуть ветку
Omurbek Kadyrbekov

Я посмотрел ваш табу-лист, очень полезно. Какие источники посоветуете для юристов что бы развиватся в ИТ сфере? 

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Свою стажировку для юристов https://www.kaneva.expert/internship (в следующем потоке) или онлайн-практикумы по годовой программе)) Если просто ресурсы, то их много, но конечно чтобы в одном месте такого наверное нет. Можно начать с ipclub.in (там хорошая новостная подборка и статьи платные по подписке). Можно посмотреть на курсы WIPO

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sboy

Я считаю, что Яндекс в любом случае не упустит выгоду. Проще блокировать продавца, деньги крутить у себя. Пусть "виновный" доказывает что не верблюд! 

Ответить
Развернуть ветку
Maria

Вот именно это доказывать Яндексу мне и пришлось. Безуспешно. Решила попробовать работать с Яндекс.Маркетплейс. Возили все заказы сами на склад ДПД к черту на рога. Типа если сами, то обработка заказа 15 руб, если курьер Яндекса забирает, то 1500 руб за забор. И что? Выставили 3000 руб за якобы забор двух каких-то посылок курьером. Деньги за выплату по полученным заказам заморозили: пока долг не оплатите, перечислений не будет. Есть все подтверждающие бумажки, что мы возили сами. Создано 100500 заявок в поддержку. Результата ноль.  Дело было в феврале. Бодание с поддержкой происходит до сих пор вялотекущим образом. Пускают по кругу. отвечают скриптами. Проблема переходит от одного оператора к другому, чья смена, по-видимому. И операторы отвечают: должны - платите. Исправить мы ничего не можем. Я уже поняла, что это такая мошенническая схема: в суд я не пойду с этими тремя тысячами, а Яндекс их отжал. Копеечка к копеечке - рубль набгает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Спасибо, Александр!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Проблема в том, что у яндекса один вид наказания - отсечь голову, все.
Маркет отличный маркетплейс, технологически очень развит, более развит чем кто либо в РФ, дает массу клиентов, но в случае малейшего косяка от магазина сразу его блокирует.
Я об этом писал еще в 2018 году
https://vc.ru/claim/45964-bespredel-ot-yandeks-marketa

с тех пор мало что изменилось, но есть и позитивные сдвиги, ввели личных менеджеров, они помогают решать такие вопросы намного оперативнее.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

А что бы Яндекс.Маркету ещё изменить или дополнить в части работы вот с такими случаями, как вы думаете? Просто я мало сталкивалась именно со стороны розничных продавцов с проблемой по практике мне интересно 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Нужно всегда исходить из того, какая история у магазина на маркете. Если он годами работает и все ровно, то снимать с продажи этот товар и просить магазин прокомментировать ситуацию, запросить у него план, что он планирует сделать, чтобы этого не повторилось, параллельно проверить выборочно другие товары у магазина, благо алгоритмы у яндекса самые передовые в РФ, это может сделать машина, либо привлечь яндекс толоку для ручной проверки.

Ну а если магазин вчера зарегистрировали или низкий рейтинг, много плохих отзывов, тогда уже блокировать до выяснения. 

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

То есть система социального рейтинга в отдельно взятом сервисе? Ну нет, я согласна что подобное может быть решением, спасибо за мнение. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Рейтинг магазина на маркете давно уже есть

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Но вы говорите, что она работает не так, я верно понимаю?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Они учитывают рейтинг магазина, но уже после блокировки, он влияет на скорость рассмотрения вопроса.
Но кое-какие подвижки есть, они ввели в модели DBS уровень качества магазина, где честно предупреждают, что если он опустится ниже 40 пунктов то будет заблокирован.
Скорее всего, что они уже движутся в том направлении, в котором нужно с моей точки зрения, но медленно и не комплексно. 

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Эх, создать бы какую-нибудь рабочую группу с этими товарищами ) Да, я согласна, что подвижки есть и как всегда нахрапом ничего не решить 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

100%, их нужно как-то регулировать, они слишком большие и слишком себе на уме.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда