(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(92000560, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(92000560, 'hit', window.location.href);

Защищаем авторские права на сайт: 5 популярных вопросов

Не так давно мы рассказывали о том, как создать сайт и не нарушить ничьих авторских прав. А сейчас вместе с нашим партнером по правовым вопросам в сфере интеллектуальной собственности — патентным бюро «АйПи Право» — мы ответим на самые животрепещущие вопросы о том, как защитить свой сайт от кражи и притязаний со стороны других людей.

Как закрепить права на сайт и его содержимое?

Любой веб-сайт — это составной продукт чьей-то интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 1260 Гражданского кодекса РФ). Права на этот продукт можно передать бесплатно или за деньги. Если вы заключили договор на разработку сайта с веб-студией, то в его условиях наверняка есть пункт о том, что после оплаты все права на сайт переходят к вам. Несмотря на то, что автор сайта не вы, разработчики не смогут потребовать разработанный продукт назад, если соответствующее условие указано в договоре.

Чтобы закрепить за собой права на сайт и его содержимое, нужно выполнить следующие действия:

  • Приобрести у разработчиков сайта исключительные права на все его составные элементы: исходный код, контент (если сайт наполняете не вы), включая тексты и любые изображения. Сделать это можно по любому договору (подряда, авторского заказа), в который будет указан раздел о полной передаче прав на сайт, включая его исходный код.
  • Если сайт разрабатывала веб-студия, убедитесь, что на все элементы сайта распространяется режим служебных произведений — в договоре должна быть зафиксирована гарантия студии о том, что у неё есть все полномочия для передачи полных прав на сайт заказчику. Это значит, что сотрудники веб-студии не будут заявлять свое авторство в отношении элементов вашего сайта, например: исходный код, вёрстка и дизайн, контент.
  • На случай спорных ситуаций храните доказательства того, что сайт разрабатывали по вашему заказу и что вы выполнили все платежные и иные обязательства перед подрядчиком.

Будет полезным заранее:

  • провести нотариальный осмотр сайта;
  • зафиксировать авторство на сайт с помощью депонирования — загрузки всех его страниц на хранение в виртуальную ячейку распределенного реестра данных IPChain;
  • зарегистрировать скрипты и базу данных.

Фотографии, видео, контент, картинки, дизайнерское оформление, текст, статьи, фирменный стиль — это все примеры объектов авторского права.

Конкуренты могут присвоить себе вашу идею или контент, но этого можно избежать с помощью процедуры депонирования. С ее помощью вы как правообладатель сможете доказать, что создали контент в определённый момент, в определенной форме, а автором является конкретный человек. Но не нужно забывать, что при возникновении спора и необходимости обращения в суд одного депонирования для доказывания авторства может быть недостаточно. Мы рекомендуем сохранять все исходные и промежуточные результаты, фиксировать даты их получения. Например, если сайт разрабатывала веб-студия, то в договоре должно быть указано, где хранится исходный код и когда вам было предоставлено право на него.

Что делать, если контент с моего сайта используют на других сайтах?

Первым делом свяжитесь с воришками и попросите убрать украденный контент с сайта, обязательно приложите подтверждение того, что тексты, изображения или иное содержимое принадлежит вам. Предупредите о возможном наказании, предусмотренном по закону.

Если нарушитель не отвечает или отказывается удалять не принадлежащий ему контент спустя 24 часа после обращения, обратитесь к его хостинг-провайдеру. Обычно после получения подтверждений хостеры идут навстречу правообладателям и могут заблокировать сайт нарушителя.

В крайнем случае идите в суд. Но это довольно радикально, потому что несмотря на то, что правда и закон на вашей стороне, времени, денег и сил придется потратить много. Мы советуем прежде всего усложнить жизнь воришкам и с самого начала защитить контент, чтобы красть его было проблематично.

Способы защиты контента на сайте

— Скрипт с запретом копирования текста — запрещает выделять текстовый блок или его часть.

— Скрипты с запретом копирования медиафайлов — подменяют пустыми изображениями.

— Скрытые ссылки в текстах.

— Водяные знаки на изображениях.

Что делать, если мой сайт скопировали?

Если вы обнаружили, что части исходного кода вашей программы используются на сайте конкурента (или другом сайте), можно привлечь его к ответственности. В этой ситуации лучше всего, если:

  • У вас есть договор с разработчиком сайта, к которому приложен исходный код, а также есть акт приёма-передачи кода и сам исходный код в надёжном месте (например, в облачном хранилище или в цифровом депозитарии).
  • Ваша программа для ЭВМ зарегистрирована в Роспатенте. Программа (текст кода целиком) регистрируется практически как литературное произведение. В дальнейшем материалы Роспатента могут свидетельствовать о том, что именно вы задепонировали этот код раньше, чем другое лицо.
  • Вы провели экспертизу исходных кодов вашего сайта и сайта конкурента, по результатам которой эксперт дал оценку количества общего исходного кода и указал места явных прямых заимствований. Результаты экспертизы позволят доказать суду, что имело место прямое заимствование частей кода или всего кода в целом.

Что делать, если конкурент зарегистрировал домен, похожий на мой?

Если вы имеете зарегистрированный товарный знак, то на основании свидетельства на товарный знак и п. 4.2.2 Положения «О процедурах, подлежащих применению при возникновении споров о доменных именах» вы можете заявить права и на похожий домен.

Когда у предпринимателя есть зарегистрированный в Роспатенте товарный знак, то во всей стране никто, кроме него, не имеет права вести бизнес под тем же обозначением, то есть выпускать аналогичные товары и оказывать похожие услуги под таким же или схожим названием (ст. 1484 ГК РФ). Для определения схожести обозначений вы можете воспользоваться услугами юристов или сами проверить, в каких классах МКТУ зарегистрировано схожее название (товарный знак). В случае обнаружения нарушения исключительных прав нарушителю должна быть направлена претензия, а через 30 дней с даты её направления правообладатель вправе обратиться в суд и требовать как прекращения использования сходного с товарным знаком названия, так и компенсации за такое незаконное использования в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей.

В ООО «Патентное бюро АйПи Право» есть бесплатная услуга проверки обозначения на охраноспособность, при которой клиент получает предварительное экспертное заключение от юриста со всеми необходимыми рекомендациями.

Зачем на сайте Copyright?

Не лишним будет установить на сайте знак Copyright. Статья 1271 ГК РФ гласит: «Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы „C“ в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения».

Присутствие знака на сайте не создает дополнительных прав у владельца, впрочем как и его отсутствие не лишает владельца этих прав. Однако copyright дает сигнал всем посетителям, что вы считаете себя владельцем контента и сайта и заявляете об этом.

Правила оформления Copyright по ГОСТ Р 7.0.1 — 2003

— Символ © в виде латинской С, заключенной в окружность;

— Название юридического лица или фамилия и инициалы физического лица;

— Год первичной публикации без «г.» либо диапазон дат, если информация обновлялась в разное время.

Разработать и наполнить сайт по закону поможем мы — WebCanape. А защитить ваши права в интернете помогут наши партнеры — патентное бюро «АйПи Право». Если у вас уже есть сайт, оставьте заявку на его «прожарку». За 30-40 минут мы пройдемся по страницам и расскажем, что исправить и добавить, чтобы не было проблем с законом, продвижением и клиентами.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Екатерина Якушева

А вот вопрос. Вы пишите: "Приобрести у разработчиков сайта исключительные права на ... контент". Если разработчик брал изображения с фотостоков, то на них разве можно передать исключительные права?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Комаровская

Екатерина, споибо за вопрос! Фотостоки предоставляют фото на основании разных лицензий. У некоторых возможно свободное использование фото на сайтах в личных целях. Другие при коммерческом использовании просят приобрести расширенную лицензию.

Я бы рекомендовала в договоре со струдией-разработчиком указывать гарантии того, что студия приобрела все необходимые права на объекты, включённые в сайт, и имеет право на передачу результата. В случае, если правообладатели предъявят претензии в связи с тем, что фото с фотостока было использовано не по той лицензии или с другим нарушением прав, вы всегда сможете обратиться с требованием к студии возместить понесённые вами убытки. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Руководитель Роспатента на одной из конференций газеты Ведомости консультировал нас, что наличие зарегистрированного домена более 6 месяцев не даст возможности никому, кроме владельца домена зарегистрировать ТЗ аналогичного наименования и/или схожего до грани смешения.

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Может где-то есть про это в документах Роспатента? Будем благодарны, если поделитесь.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Понимаю, но сомневаюсь.

Я пару раз упоминал об этом факте в разных дискуссиях (устно или на форумах), юристы реагировали так:
- те, кто явно хотели заработать на регистрации ТЗ - отметали это мнение, как якобы, неорганизованную реплику (хотя это был ответ руководителя ведомства на мой прямой вопрос);
- те, кто хотел проявить независимое суждения - говорили, что вопрос не простой, мало судебной практики (нужно-можно погуглить?...), но похоже на правду.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Комаровская

Борис, однородная практика по этому вопросу действительно не сложилась. Некоторое время назад суды начали применять европейский подход, согласно которому нужно было оценить поведение сторон по нескольким критериям:
- что появилось раньше, право на товарный знак или домен?
- действовал ли регистратор домена с подлежащим защите интересом (то есть реально создал сайт для продвижения товаров и услуг, а не просто зарегистрировал за собой домен, не используя его)?
- каковы действительные цели сторон.

При добросовестном поведении владельца домена , который зарегистрировал домен задолго до регистрации товарного знака, в иске действительно могло быть отказано. Эта практика, однако, не стала определяющей. Суды по-прежнему считают, что домен - это способ использования исключительных прав, инструмент, но не само средство индивидуализации.

Поэтому нет, никаких нормативно закреплённых в российском правовом поле сроков для защиты именно домена против сходного товарного знака нет.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Ольга спасибо.
Однако, у нас и полагаю, у многих, есть интерес и потребность в анализе обратной ситуации:
- поскольку домен зарегистрировать проще и быстрее, чем ТЗ, многие в начале выбирают и регистрируют на себя домен;
- по мере развития бизнеса, возникает потребность в регистрации ТЗ;
- однако, заметность бизнеса может вызвать интерес сквоттеров (интерес посторонних к регистрации ТЗ на себя с целью дальнейшего использования в раскрученной нише и/или исков к владельцам давно зарегистрированного домена);
- так что важнО понимание: будет ли воспрепятствование/отказ в регистрации сходного с доменом ТЗ, с указанием на то, что заявка на "новый" ТЗ опорочена более ранним длительным/многолетним использованием домена не владельцем "новой" заявки?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Комаровская

Борис, добрый день!
Развитие ситуации зависит от ряда факторов. С моей точки зрения, есть несколько основнополагающих моментов, которые нужно учитывать
Во-первых, не стало ли название домена коммерческим обозначением. Это возможно, если деятельность компании осуществляется длительное время только под таким обозначением, оно приобрело значительную различительную способность в глазах потребителей и пр. При этом законодатель у нас исходит из того, что коммерческим обозначением обозначается какое-то физическое предприятие, поэтому для интернет-магазина, распылённого и не имеющего конкретного офиса с вывеской, доказывать наличие такого обозначения заведомо сложнее.
Но в то же время у владельца домена есть реальный шанс отслеживать заявки на товарный знак и в случае подачи сходного обозначения подавать возражения против такой регистрации. Трудозатратный способ, но, если предприниматель не озаботился регистрацией собственного обозначения, придётся попотеть.
Во-вторых, можно и нужно в случае предъявления требований от сквоттеров ссылаться на недобросовестность такого правообладателя. Запрашивать документы об использовании ими такого обозначения как минимум. Если знак не используется ими или другими лицами по договору с ними (и никогда не использовался фактически), такой правовой интерес охране не подлежит.
Есть практика, когда даже при наличии лицензионных договоров использование товарных знаков признали мниным, созданным для вида, и в защите прав на ТЗ отказали. 
Я бы в любом случае рекомендовала регистрировать домен после проверки его как ТЗ. Или, если домен уже есть, создавать ТЗ как можно раньше. 
Это проще и дешевле, чем отслеживать всех конкурентов и сквоттеров и писать в Роспатент возражения против их регистраций. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Ольга, спасибо!
Принято!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Калистратов

У меня есть 5 доменов, которые я никак не использую, они стоят на витрине продаж. Я физик, как мне закрепить право за доменами, чтобы не могли зарегистрировать похожий товарный знак и истребовать домен?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Комаровская

Павел, добрый день! Самое безопасное - получить регистрацию товарного знака раньше сквоттеров. Но для физического лица такая опция, как регистрация товарного знака, в России, к сожалению, сейчас не предусмотрена. Вы можете приобрести статус ИП/зарегистрировать юрлицо и подать заявки на товарные знаки от имени субъекта предпринимательской деятельности. Ну или найти знакомых, у которых есть ИП/ООО и зарегистрировать товарные знаки на них. Конечно, второй вариант очень зависит от того, насколько доверительные отношения у вас с этими друзьями. 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда