Штрафы и сложности с ОСАГО: к чему готовиться водителям в связи с новыми правилами техосмотра

Руководитель сервиса по подбору ОСАГО в финансовом маркетплейсе Сравни.ру Василий Аримов рассказал, что изменилось, за какие нарушения можно получить штраф, и как нововведения повлияют на покупку ОСАГО.

Василий Аримов, руководитель сервиса по подбору ОСАГО в финансовом маркетплейсе Сравни.ру

Новые правила техосмотра должны были заработать еще с июня 2020 года, но из-за пандемии коронавируса это событие перенесли на 1 марта 2021 года. В итоге система вступила в силу, но с некоторыми послаблениями, а окончательный переход теперь запланирован на 1 октября. К чему же нам готовиться?

Модернизация пунктов техосмотра (ПТО)

Изменения касаются как закупки нового оборудования, увеличения высоты ворот и т.д., так и правил обслуживания. Теперь на въезде и выезде происходил фотофиксация, дополнительно измеряют время прохождения осмотра — оно должно составлять не менее 30 минут.

Стало строже с электронно-цифровыми подписями экспертов на всех загружаемых документах. Так что нужно быть готовыми к тому, что сотрудники теперь будут дольше вводить информацию в новую версию еаисто. Проблемы со стабильностью базы при этом никуда не делись. Уже сегодня мы получаем обратную связь, что система то видит, то не видит сертификаты электронных подписей, часто не получается загрузить файлы. Больше всего пострадает от этого клиент. Очередей будет больше, особенно в первое время, а качество будет хуже.

Новый порядок прохождения ТО — по пунктам:

  • Автомобиль будут дважды фотографировать: при въезде и выезде со станции техобслуживания. Все фото сразу будут отправлять в еаисто (Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра). На них должны быть четко различимы номерной знак, цвет и марка авто. Некоторые ПТО уже получили штрафы за нечитаемые номера.
  • Система будет определять координаты местонахождения авто при осмотре, которые должны совпадать с координатами ПТО.
  • Диагностическая карта будет оформляться оператором ПТО в электронном виде и загружаться в еаисто. Она может быть аннулирована сотрудниками МВД при обнаружении недействительных сведений.
  • Для каждой станции, исходя из ее технических возможностей, при аккредитации установят лимит обслуживаемых автомобилей и, соответственно, количество выдаваемых диагностических карт в день.
  • Количество ПТО, которые будут иметь право оформлять диагностические карты, может уменьшиться — работать с еаисто смогут только те, кто внесен в Реестр операторов ТО РФ.

Сложности с оформлением ОСАГО

ОСАГО находится в жесткой сцепке с наличием действующей диагностической карты — иначе оформить полис не получится. Логика в целом ясна: если эксплуатируешь автомобиль, он должен быть в исправном состоянии. Подтвердить это могут на специальной станции. Но если ПТО технически и физически не готовы провести осмотр, водитель просто не сможет быстро оформить ОСАГО.

На момент публикации в РСА зарегистрировано чуть больше 5500 ПТО, соответствующих новым требованиям, — и это очень мало. Представим, что человек проживает в городе Салым (ХМАО), и у него завтра заканчивается ОСАГО. Ближайший пункт техосмотра — условно в населенном пункте Пыть-ях. Водителю предстоит занимательное путешествие за 120 км от дома для прохождения ТО. И это не самое большое расстояние, которое будут преодолевать автомобилисты, чтобы попасть на диагностику.

Если полис уже закончился, эти 120 км пройдут без действующего ОСАГО — со всеми вытекающими последствиями. А если в пути произойдет ДТП? В большинстве случаев нет никакой трасологической экспертизы по уточнению причин аварии — случилась она из-за неполадок в авто, по вине другого водителя или из-за банального невезения.

Скорее всего, число неисправных машин на дорогах останется прежним, а вот водителей с непродленным полисом ОСАГО — на короткой дистанции так точно — станет больше. В итоге при ДТП людям придется платить из своего кармана, ведь чтобы доехать до ПТО нужно ОСАГО, а если оно закончилось, ты его оформить не сможешь. Вот такой замкнутый круг. Законом предусмотрены полисы со сроком действия 20 дней. Они как раз и придуманы для «Следования к месту регистрации или прохождения технического осмотра», но на практике купить их онлайн довольно проблематично.

При этом за отсутствие ТО уже планируют ввести штрафы для водителей по камерам дорожного движения. Мотивации на то, чтобы вовремя пройти диагностику, у автомобилистов и так хватает. В связи с этим, непонятно, зачем дополнительно усложнять людям жизнь и лишать их возможности приобрести ОСАГО. У страховых компаний и так достаточно рычагов для тарифообразования. Они и сами могут урегулировать этот момент — например, установить более высокую цену за отсутствие действующей ДК.

Конечно, новая система уменьшит возможности для легких заработков сотрудников ПТО, торговавших диагностическими картами без проведения реального ТО, и осложнит жизнь водителям, которые получали документы без фактического обследования и должного ремонта автомобиля. Владельцы авто, не соблюдающие сроки прохождения ТО, с 2022 года будут получать штраф в 2 тысячи рублей, а торговцам картами придется заплатить от 5 до 300 тысяч рублей. В отдельных случаях предусмотрена уголовная ответственность.

Для водителей, которые сами следят за исправностью своих транспортных средств и регулярно проходят техосмотры, практически ничего не изменится. Владельцы новых автомобилей также могут не волноваться, так как освобождены от техосмотра на 4 года.

Послабления: спасение или мертвому припарка?

Сокращение количества ПТО, которые смогут проводить техосмотр, лимит на выдачу диагностических карт, фотосъемка, загрузка информации в систему — все эти изменения, введенные в один день, способны создать большие очереди и настоящий коллапс на рынке автострахования.

В феврале 2021 года стало известно о послаблениях в правилах. Автовладельцам дали отсрочку еще на полгода. Постановление, подписанное Мишустиным, автоматически продлевает до 1 октября 2021 года срок действия ДК, истекающий в период с 1 февраля 2021 года по 30 сентября 2021 года. Предполагается, что за это время рынок сможет как следует подготовиться к новым порядкам.

Но можно ли это назвать счастливым концом? К сожалению, «развязки» ТО и ОСАГО так и не произошло, несмотря на то, что Российский союз автостраховщиков активно выражал свою обеспокоенность складывающейся ситуацией. Сколько ПТО успеют к октябрю аккредитоваться в Реестре операторов технического осмотра — еще один большой вопрос. В целом есть ощущение, что этот шаг просто немного отсрочит неизбежное, а коллапс все же произойдет, хоть и на полгода позже. Поэтому рекомендуем водителям спланировать ТО заблаговременно.

0
74 комментария
Написать комментарий...
Цимерманн

Если осаго штука полезная, то этот нарост в виде ТО не понимал никогда. Если машина в возрасте всегда его онлайн покупают за 500 рублей штука, особо боязливые продают за 1000 руб при осмотре машины на месте - чувак по кругу осматривает за 1 минуту и выписывает. Ну вот смысл в нем?

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

Раз полезная, зачем заставлять? Рынок порешал бы.
Ничего в нём полезного нет, просто оброк.

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

Оброк это ТО, а ОСАГО - это ответственность третьих лиц. Конечно, никто не хочет платить за гипотетический ущерб, ведь все же ездят аккуратно, с чего бы вдруг. Зато когда случай наступает все вспоминают про осагу. Ага. 

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

ТО - это, наоборот, полезно. Даже если вы под ТО имеете в виду не обслуживание, а осмотр, то идея хорошая, реализация - говно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Petrov

А как эту идею нормально ревлизовать?
Машина прошедшая ТО соответствует всем нормам до момента загрузки диагностической карты в систему, дальше этотопять черный ящик - мало ли термиты тормозные шланги погрызли или лампочка в фаре перегорела.
Я вот не представляю, как сделать ТО логичным...

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

Проводить осмотр качественно, а не за 5 минут. Как в нормальном сервисном центре при обслуживании.
"Машина прошедшая ТО соответствует всем нормам до момента загрузки диагностической карты в систему" - это не так, её даже могли не привозить на точку осмотра.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Petrov

Я имею ввиду, что даже если все по регламенту делать, все осматривать, все проверять, как положено.
На момент осмотра все было ок, бумажку дали. А через час водитель влетел в яму, на колесе грыжа, машина не пригодна для эксплуатации. Поехал дальше, колесо лопнуло, водитель улетел на встречку, 3 трупа. И? Грош цена этой записи в еаисто, сделанной час назад.
Опять таки, каждый год новые требования - башажник на крышк нельзя, лебедку нельзя, колеса большие нельзя - почему? Есть какая то статистика, в которой говорится, что машина с багажником на крыше опаснее машины без багажника?
Или кто то потом будет наезжать на автоваз или тойоту, в случае дтп с их автомобилем, с формулировкой «конструкция не подвергалась изменению, виноват завод!»?
Да бред, сколько за всю историю таких случаев было?
А учитывая, что ТО можно просто купить (и с новыми приколами - тоже уже можно) - оно вообще полностью теряет смысл.

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

Я вас понимаю, реализация убога. ГИБДД - это вообще что рудимент?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Petrov

ГИБДД в его текущей реализации не дееспособно. Собственно, в названии все сказано - инспекция дорожного движения. Инспектируют. Приезжают на оформление дтп и подсчет трупов.
А водители ездят как хотят - по встречке, по обочинам, поворачивают с 2-3-4 ряда. Профилактики нет.
В скольки % случаев за это хотя бы штраф выписывается, в 1%?
Нет, я не фанатик в стиле «все должно быть по закону», жизнь сложная штука, на бумажке все ситуации не предусмотришь, иногда может и нет другого пути, кроме как по встречке. Но сейчас это уже дошло до абсурда - на обочинах и встречке пробки из спешащих-рожающих, которые вклиниваются потом в общий поток и только усугубляют ситуацию. И я ни разу не видел собственными глазами, чтобы ГИБДД что то делало с этой проблемой.
Так что я не знаю, для чего сейчас ГИБДД нужно.

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда