{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы научились закрывать интернет для пиратов, которые воруют дизайн

В России есть стойкое убеждение, что с пиратами практически невозможно бороться. Пирату проще простого открыть новый аккаунт с украденным у вас контентом, а прижучить его — долго и дорого. Мы же нашли способ прижать пиратов без суда и всего за три месяца заблокировали 132 нарушения. Рассказываем, как нам это удалось.

На связи Галина Добрякова — юрист, доктор юридических наук по информационному праву. Я занимаюсь защитой активов бизнеса с 2012 года, поэтому хорошо знаю, насколько сложно доказать, что это изделие, фото или текст ваши. Даже если вы подписали с автором договор, в нём не показано, какую именно штуку он для вас сделал, поэтому доказать, что эта конкретная вещь принадлежит вам, крайне сложно. В результате что только не приходилось изобретать для защиты контента. Самый простой способ уже все знают — отправить себе файл по электронке или бумажным письмом и годами его хранить.

Если дело дошло до суда, этот способ и правда работает, но отправить досудебную претензию не получится. Кроме того, электронную переписку нужно заверить у нотариуса, а в случае с бумажным письмом — доказать, что вы его не вскрывали. А если изделий несколько сот или тысяч, то эта затея превращается в утопию. Поэтому я постоянно искала способ одним махом защитить сразу все активы и перекрыть пиратам кислород без судебных разбирательств, а если всё же дойдёт до суда — иметь железное доказательство без лишних телодвижений. И однажды меня осенило: «Если пираты продают в интернете, нужно закрыть им интернет!».

Взялись помочь компании, которую много лет пиратят по-чёрному

Компания «Ставрос» почти 20 лет лидирует на рынке резных изделий из дерева для декора мебели и интерьеров. Создание каждой модели — трудоёмкий и затратный процесс: сначала её рисуют в карандаше, потом лепят в пластилине, делают 3D сканирование, работают с 3D моделью, пишут управляющую программу для станка с ЧПУ и визуализируют, как этот декор применять. Не удивительно, что конкуренты не упускают возможность прийти на всё готовое и массово копируют профессиональный дизайн изделий, которые хорошо продаются, но стоят недёшево. В результате за счёт кустарного производства и демпинга «Ставрос» теряет трафик и деньги.

До 2020 года компания пыталась судиться, но суды длились годами, высасывали много средств и сильно зависели от человеческого фактора: хороший юрист — успешный суд, слабый юрист — проигранный суд. В результате один суд они выиграли, два — проиграли. И каждый раз в суде их спрашивали: «А кто вам сказал, что это ваше? Мы такие завитушки видели в архитектуре Древней Греции. У вас есть хоть какое-то доказательство?» И вот после последнего проигрыша, когда в компании уже почти потеряли надежду прижать пиратов, проигравший юрист позвонил генеральному директору «Ставроса» Андрею Рагозину и рассказал, что нашёл простой способ организовать такое доказательство — депонировать все изделия.

Депонирование — это тот самый инструмент, с помощью которого можно закрыть интернет для пиратов. По сути, это как банковская ячейка, только вместо денег и драгоценностей в ней хранится интеллектуальная собственность. В эту «ячейку» можно положить сайт, дизайн, чертежи, инженерию, продукт, его упаковку и любой другой контент, который делают для вас подрядчики.

Так же как и банк, который не проверяет происхождение содержимого ячейки, тот, кто предоставляет «ячейку» для депонирования, не проверяет ваши права на контент. Он удостоверяет только сам факт того, что владелец ячейки держит в ней свои файлы, и выдаёт документ, который это подтверждает — свидетельство о депонировании. Конечно, если дойдёт до суда, то одного свидетельства будет недостаточно, поэтому договор с автором, платёжные и другие документы, подтверждающие ваше авторство, всё равно должны быть. Но для депонирования они не нужны и в большинстве досудебных споров они не понадобятся.

К тому времени, как Андрей ко мне обратился, мы уже начали тестировать онлайн-сервис для защиты авторских прав с помощью депонирования IREG. Мы заключили договор со «Ставросом», и работа закипела.

Шаг 1. Собрали базу изделий компании

«Ставрос» хранит всю свою базу на Яндекс.Диске: фото готовых изделий, моделей на бумаге и в пластилине, программы для ЧПУ и визуализацию, как этот декор применять. В общем, всё то, что они в своё время показывали в суде. Мы попросили их собрать в экселевском файле информацию про каждое изделие:

  • артикул,
  • название,
  • дату создания,
  • автора,
  • ссылки на файлы: оригинальное изображение, исходники 3D модели чертежи, изображение на сайте «Ставроса».

Для депонирования этого достаточно. В отличие от стандартной процедуры защиты авторских прав, им не пришлось поднимать авторские договоры по каждому изделию за много лет со всеми актами, служебными заданиями и суммами гонораров, сканировать их и заверять у нотариуса. Они внесли в таблицу около полутора тысяч изделий и передали нам.

Такую таблицу «Ставрос» передал нашему специалисту, чтобы оформить депонирование изделий и получить сертификат

Шаг 2. Загрузили изображения в IREG и оформили свидетельство о депонировании

Мы интегрировали IREG к хранилищу компании на Яндекс.Диске и после того, как вся информация из него была обработана, сформировали свидетельство о депонировании — одно для всех изделий. Если у компании появятся новые разработки, им достаточно будет загрузить изображения на Яндекс.Диск, информация о них автоматически подгрузится в IREG, и они сразу попадут под защиту. То есть свидетельство о депонировании, которое получила компания, будет защищать все новые её разработки.

На этом этапе компания справедливо опасалась, что кто-то со стороны получит неконтролируемый доступ к базе их изделий. Если где-то будет такое единый реестр, это только упростит жизнь пиратам. Мы объяснили, что этого не случится, ведь папки с файлами «Ставроса» не хранятся в IREG. Сервис интегрируется с Яндекс.Диском компании и формирует список изделий со ссылками на папки. То есть сервис хранит только ссылки на файлы, которые лежат на закрытом Яндекс.Диске «Ставроса». После этого все опасения отпали.

В личном кабинете «Ставроса» на IREG хранится список изделий, авторское право на которые защищено свидетельством о депонировании. Сами файлы хранятся на Яндекс.Диске компании
Это свидетельство мы прикладываем к письму с требованием заблокировать нарушителя

Как только свидетельство готово, неважно, в электронном или бумажном виде, с ним сразу можно работать. Этот документ — основание для того, чтобы взять активы на баланс, заблокировать пиратский контент или оформить франшизу. А если его приложить к делу, то в голове у судьи появится чёткая логика: эта завитушка охраняется законом, потому что на неё есть свидетельство, в котором записано, что она принадлежит этой компании. Имея на руках свидетельство о депонировании, сотрудники «Ставроса» могли сами начать с ним работать — блокировать пиратский контент, используя наши инструкции и шаблоны. Но такой вариант подойдёт только небольшому бизнесу, а «Ставросу» с их масштабами проблемы понадобился бы отдельный специалист на полный день, поэтому блокировкой занялся наш специалист.

Шаг 3. Составили список нарушений и начали блокировать посты с пиратским контентом

Компания много лет на каждом шагу натыкалась на пиратов, поэтому врага уже знали в лицо. Оставалось только собрать все ссылки на нарушения в экселевской таблице и рядом с каждой дать ссылку на оригинал изделия на сайте «Ставроса». Первоначально сотрудники компании внесли в таблицу около 100 нарушений на сайтах конкурентов, в Инстаграме, Вконтакте и Pinterest. На основе этих данных наш специалист начал отправлять жалобы площадкам или хостингу с требованием заблокировать пиратский контент. Вместо кучи документов на изделие, в том числе договора, где указана стоимость разработки и все подробности, в качестве подтверждения авторского права к письму прикладывается только свидетельство о депонировании на русском или английском языке.

Если кто-то использует в Инстаграме несколько ваших изделий, можно пожаловаться на каждое нарушение отдельно

Если нарушений много, то проще жаловаться сразу на все нарушения через форму для жалоб

По одному случаю генеральный директор «Ставроса» даже провел целое расследование. Это был аккаунт с 20 000 подписчиков. После первой жалобы владелец аккаунта удалил часть контента и затаился на время, а потом решил, что угроза прошла и можно продолжать. Тогда мы отправили ещё одно письмо, а в «Ставросе» пробили телефон из аккаунта по своей 1С и выяснили, кто этот злостный пират. Оказалось, эта женщина давно покупает по одному изделию каждого вида, чтобы копировать их и продавать. Она уже собрала у себя приличную коллекцию.

Тогда гендиректор позвонил пирату и сказал, что полная блокировка аккаунта — дело времени. Если она не хочет потерять весь бизнес, то должна в течение суток вернуть все изделия и формы, которые у неё есть. Оказалось, его звонка уже ждали: «А я знаю, по поводу чего вы звоните. Это вы всё время блокируете мои посты. Я всё верну». На следующий день она привезла все изделия и формы, а затем — удалила 50 изделий со своего аккаунта.

Испугавшись потерять свой бизнес, женщина вернула все изделия и формы, пообещав, что больше так не будет

Но обычно половина проблем решается одной отправкой свидетельства. Сознательные нарушители удаляют контент, а если отказываются — их блокируют площадки. Некоторые вообще используют контент с разрешения злостных пиратов, не подозревая, что он ворованный. А узнав, кто реальный правообладатель, они ставят ссылку уже на «Ставрос».

К тем, что игнорирует наши письма, мы заходим через площадку или хостинг — игнорируя наше требование он сам превращается в нарушителя, поэтому в большинстве случаев проблема сразу решается. И только в особо тяжёлых случаях мы обращаемся в Роскомнадзор. Всё это решается путём переписки, без юристов и судов. А с особо злостными нарушителями «Ставрос» планирует судиться, чтобы не только удалить пиратский контент из интернета, но и прижать пиратов материально и компенсировать свои потери. А свидетельство о депонировании станет для суда весомым доказательством того, что изделия принадлежат «Ставросу».

Ещё по 243 нарушениям мы отправили претензии и ждём ответы, а сейчас готовимся к отправке претензий ещё по 163 нарушениям

Каких только мифов мне не пришлось наслушаться в самом начале. Что депонирование не работает, что надо судиться, что простому человеку не под силу повлиять на пиратов без суда. Опыт показал, что критики ошибались — со свидетельством о депонировании можно довольно продуктивно почистить интернет от пиратов, без судов и громадных расходов на юристов.

А вас когда-нибудь пиратили?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
298 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Sidorov

Необходимость авторского права переоценена в наше время. Впрочем, как переоценены и произведения так называемого искусства и ремесла. Китайцы очень рады вашему сайту, и авторское право там не работает глобально. В век, когда рынок перенасыщен информацией любого рода бесплатно, не авторам нужно платить, а авторы должны платить тем, кто смотрит. Просто больно прощаться с прошлыми привычками. Билеты в кинотеатры, музеи, плата за бумажные книги, интеллектуальная собственность на произведения в виде копирайта должны исчезнуть в цифровой век. Что, впрочем, де-факто уже свершилось.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

это какая-то история с постсоветского пространства. весь современный цифровой мир наоборот борется за то, чтобы признать интеллектуальную собственность главным активом 21 века

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sidorov

Ограничено ваше представление о цифровом мире. Торрент-трекеры и другие файлообменники с бесплатным контентом тоже существуют глобально. Признавать главным активом результат несовершенной мыслительной деятельности - это афёра 21-го века.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

А что стоит признать главным активом?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sidorov

Непонятен посыл вашего сообщения. Очевидно, что в современном мире не существует так называемого "главного" актива в силу разности мировосприятия. Однако, очевидно, что так называемая интеллектуальная собственность в качестве актива не может более существовать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Вас понял. Тогда не понятен смысл вашего поста - никто в статье и не объявлял интеллектуальную собственность главным активом. Её просто назвали важным и нуждающимся в защите.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sidorov

Смысл поста в том, что автор статьи оставил свой пост, на который я ответил. У моего поста никакого смысла нет, как и в сервисе, который предоставляет автор статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Ваш инициальный пост не о сервисе а о якобы переоценке авторского права в настоящее время. Я и спросил, что для вас более ценно ибо с этим утверждением не согласен, но возможно ошибаюсь и вы правы.
Насчет же сервиса - смысл будет если подобные решения будут работать и получат распространение. Но вот будет ли от этого положительный или отрицательный эффект - большой вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sidorov

Вы спросили, что считать главным активом. Теперь вы спрашиваете меня, что для меня более ценно, чем авторское право. Для меня много что более ценно, чем авторское право. Например, выспаться и полноценно питаться вовремя.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Да, вы ответили на все мои вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sidorov

Я упрощу вам задачу. "Авторское право" - это для меня несуществующее понятие. Я признаю Пушкина автором "Руслана и Людмилы", но я не признаю право гражданина Михалкова взимать 1%.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Как и писал, на предыдущие вопросы вы ответили, поэтому любоая информация сверх запрашиваемой способна лишь вызвать новые.
К примеру - а право Пушкина взимать 1% за Руслана и Людмилу вы признаете? Надеюсь обсуждение не спуститься до "Пушкин уже умер"

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sidorov

На этот вопрос я уже ответил выше. Процитирую себя любимого: "В век, когда рынок перенасыщен информацией любого рода бесплатно, не авторам нужно платить, а авторы должны платить тем, кто смотрит. Просто больно прощаться с прошлыми привычками." 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Да, я понял вашу позицию.

Ответить
Развернуть ветку
295 комментариев
Раскрывать всегда