Как мы научились закрывать интернет для пиратов, которые воруют дизайн

В России есть стойкое убеждение, что с пиратами практически невозможно бороться. Пирату проще простого открыть новый аккаунт с украденным у вас контентом, а прижучить его — долго и дорого. Мы же нашли способ прижать пиратов без суда и всего за три месяца заблокировали 132 нарушения. Рассказываем, как нам это удалось.

На связи Галина Добрякова — юрист, доктор юридических наук по информационному праву. Я занимаюсь защитой активов бизнеса с 2012 года, поэтому хорошо знаю, насколько сложно доказать, что это изделие, фото или текст ваши. Даже если вы подписали с автором договор, в нём не показано, какую именно штуку он для вас сделал, поэтому доказать, что эта конкретная вещь принадлежит вам, крайне сложно. В результате что только не приходилось изобретать для защиты контента. Самый простой способ уже все знают — отправить себе файл по электронке или бумажным письмом и годами его хранить.

Если дело дошло до суда, этот способ и правда работает, но отправить досудебную претензию не получится. Кроме того, электронную переписку нужно заверить у нотариуса, а в случае с бумажным письмом — доказать, что вы его не вскрывали. А если изделий несколько сот или тысяч, то эта затея превращается в утопию. Поэтому я постоянно искала способ одним махом защитить сразу все активы и перекрыть пиратам кислород без судебных разбирательств, а если всё же дойдёт до суда — иметь железное доказательство без лишних телодвижений. И однажды меня осенило: «Если пираты продают в интернете, нужно закрыть им интернет!».

Взялись помочь компании, которую много лет пиратят по-чёрному

Компания «Ставрос» почти 20 лет лидирует на рынке резных изделий из дерева для декора мебели и интерьеров. Создание каждой модели — трудоёмкий и затратный процесс: сначала её рисуют в карандаше, потом лепят в пластилине, делают 3D сканирование, работают с 3D моделью, пишут управляющую программу для станка с ЧПУ и визуализируют, как этот декор применять. Не удивительно, что конкуренты не упускают возможность прийти на всё готовое и массово копируют профессиональный дизайн изделий, которые хорошо продаются, но стоят недёшево. В результате за счёт кустарного производства и демпинга «Ставрос» теряет трафик и деньги.

До 2020 года компания пыталась судиться, но суды длились годами, высасывали много средств и сильно зависели от человеческого фактора: хороший юрист — успешный суд, слабый юрист — проигранный суд. В результате один суд они выиграли, два — проиграли. И каждый раз в суде их спрашивали: «А кто вам сказал, что это ваше? Мы такие завитушки видели в архитектуре Древней Греции. У вас есть хоть какое-то доказательство?» И вот после последнего проигрыша, когда в компании уже почти потеряли надежду прижать пиратов, проигравший юрист позвонил генеральному директору «Ставроса» Андрею Рагозину и рассказал, что нашёл простой способ организовать такое доказательство — депонировать все изделия.

Депонирование — это тот самый инструмент, с помощью которого можно закрыть интернет для пиратов. По сути, это как банковская ячейка, только вместо денег и драгоценностей в ней хранится интеллектуальная собственность. В эту «ячейку» можно положить сайт, дизайн, чертежи, инженерию, продукт, его упаковку и любой другой контент, который делают для вас подрядчики.

Так же как и банк, который не проверяет происхождение содержимого ячейки, тот, кто предоставляет «ячейку» для депонирования, не проверяет ваши права на контент. Он удостоверяет только сам факт того, что владелец ячейки держит в ней свои файлы, и выдаёт документ, который это подтверждает — свидетельство о депонировании. Конечно, если дойдёт до суда, то одного свидетельства будет недостаточно, поэтому договор с автором, платёжные и другие документы, подтверждающие ваше авторство, всё равно должны быть. Но для депонирования они не нужны и в большинстве досудебных споров они не понадобятся.

К тому времени, как Андрей ко мне обратился, мы уже начали тестировать онлайн-сервис для защиты авторских прав с помощью депонирования IREG. Мы заключили договор со «Ставросом», и работа закипела.

Шаг 1. Собрали базу изделий компании

«Ставрос» хранит всю свою базу на Яндекс.Диске: фото готовых изделий, моделей на бумаге и в пластилине, программы для ЧПУ и визуализацию, как этот декор применять. В общем, всё то, что они в своё время показывали в суде. Мы попросили их собрать в экселевском файле информацию про каждое изделие:

  • артикул,
  • название,
  • дату создания,
  • автора,
  • ссылки на файлы: оригинальное изображение, исходники 3D модели чертежи, изображение на сайте «Ставроса».

Для депонирования этого достаточно. В отличие от стандартной процедуры защиты авторских прав, им не пришлось поднимать авторские договоры по каждому изделию за много лет со всеми актами, служебными заданиями и суммами гонораров, сканировать их и заверять у нотариуса. Они внесли в таблицу около полутора тысяч изделий и передали нам.

Такую таблицу «Ставрос» передал нашему специалисту, чтобы оформить депонирование изделий и получить сертификат

Шаг 2. Загрузили изображения в IREG и оформили свидетельство о депонировании

Мы интегрировали IREG к хранилищу компании на Яндекс.Диске и после того, как вся информация из него была обработана, сформировали свидетельство о депонировании — одно для всех изделий. Если у компании появятся новые разработки, им достаточно будет загрузить изображения на Яндекс.Диск, информация о них автоматически подгрузится в IREG, и они сразу попадут под защиту. То есть свидетельство о депонировании, которое получила компания, будет защищать все новые её разработки.

На этом этапе компания справедливо опасалась, что кто-то со стороны получит неконтролируемый доступ к базе их изделий. Если где-то будет такое единый реестр, это только упростит жизнь пиратам. Мы объяснили, что этого не случится, ведь папки с файлами «Ставроса» не хранятся в IREG. Сервис интегрируется с Яндекс.Диском компании и формирует список изделий со ссылками на папки. То есть сервис хранит только ссылки на файлы, которые лежат на закрытом Яндекс.Диске «Ставроса». После этого все опасения отпали.

В личном кабинете «Ставроса» на IREG хранится список изделий, авторское право на которые защищено свидетельством о депонировании. Сами файлы хранятся на Яндекс.Диске компании
Это свидетельство мы прикладываем к письму с требованием заблокировать нарушителя

Как только свидетельство готово, неважно, в электронном или бумажном виде, с ним сразу можно работать. Этот документ — основание для того, чтобы взять активы на баланс, заблокировать пиратский контент или оформить франшизу. А если его приложить к делу, то в голове у судьи появится чёткая логика: эта завитушка охраняется законом, потому что на неё есть свидетельство, в котором записано, что она принадлежит этой компании. Имея на руках свидетельство о депонировании, сотрудники «Ставроса» могли сами начать с ним работать — блокировать пиратский контент, используя наши инструкции и шаблоны. Но такой вариант подойдёт только небольшому бизнесу, а «Ставросу» с их масштабами проблемы понадобился бы отдельный специалист на полный день, поэтому блокировкой занялся наш специалист.

Шаг 3. Составили список нарушений и начали блокировать посты с пиратским контентом

Компания много лет на каждом шагу натыкалась на пиратов, поэтому врага уже знали в лицо. Оставалось только собрать все ссылки на нарушения в экселевской таблице и рядом с каждой дать ссылку на оригинал изделия на сайте «Ставроса». Первоначально сотрудники компании внесли в таблицу около 100 нарушений на сайтах конкурентов, в Инстаграме, Вконтакте и Pinterest. На основе этих данных наш специалист начал отправлять жалобы площадкам или хостингу с требованием заблокировать пиратский контент. Вместо кучи документов на изделие, в том числе договора, где указана стоимость разработки и все подробности, в качестве подтверждения авторского права к письму прикладывается только свидетельство о депонировании на русском или английском языке.

Если кто-то использует в Инстаграме несколько ваших изделий, можно пожаловаться на каждое нарушение отдельно

Если нарушений много, то проще жаловаться сразу на все нарушения через форму для жалоб

По одному случаю генеральный директор «Ставроса» даже провел целое расследование. Это был аккаунт с 20 000 подписчиков. После первой жалобы владелец аккаунта удалил часть контента и затаился на время, а потом решил, что угроза прошла и можно продолжать. Тогда мы отправили ещё одно письмо, а в «Ставросе» пробили телефон из аккаунта по своей 1С и выяснили, кто этот злостный пират. Оказалось, эта женщина давно покупает по одному изделию каждого вида, чтобы копировать их и продавать. Она уже собрала у себя приличную коллекцию.

Тогда гендиректор позвонил пирату и сказал, что полная блокировка аккаунта — дело времени. Если она не хочет потерять весь бизнес, то должна в течение суток вернуть все изделия и формы, которые у неё есть. Оказалось, его звонка уже ждали: «А я знаю, по поводу чего вы звоните. Это вы всё время блокируете мои посты. Я всё верну». На следующий день она привезла все изделия и формы, а затем — удалила 50 изделий со своего аккаунта.

Испугавшись потерять свой бизнес, женщина вернула все изделия и формы, пообещав, что больше так не будет

Но обычно половина проблем решается одной отправкой свидетельства. Сознательные нарушители удаляют контент, а если отказываются — их блокируют площадки. Некоторые вообще используют контент с разрешения злостных пиратов, не подозревая, что он ворованный. А узнав, кто реальный правообладатель, они ставят ссылку уже на «Ставрос».

К тем, что игнорирует наши письма, мы заходим через площадку или хостинг — игнорируя наше требование он сам превращается в нарушителя, поэтому в большинстве случаев проблема сразу решается. И только в особо тяжёлых случаях мы обращаемся в Роскомнадзор. Всё это решается путём переписки, без юристов и судов. А с особо злостными нарушителями «Ставрос» планирует судиться, чтобы не только удалить пиратский контент из интернета, но и прижать пиратов материально и компенсировать свои потери. А свидетельство о депонировании станет для суда весомым доказательством того, что изделия принадлежат «Ставросу».

Ещё по 243 нарушениям мы отправили претензии и ждём ответы, а сейчас готовимся к отправке претензий ещё по 163 нарушениям

Каких только мифов мне не пришлось наслушаться в самом начале. Что депонирование не работает, что надо судиться, что простому человеку не под силу повлиять на пиратов без суда. Опыт показал, что критики ошибались — со свидетельством о депонировании можно довольно продуктивно почистить интернет от пиратов, без судов и громадных расходов на юристов.

А вас когда-нибудь пиратили?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
298 комментариев
Написать комментарий...
Mustapha Mond

Хороший бизнес — филькины грамоты продавать.
Каким образом бумажка от ООО «Рога и копыта» избавит вас от судебных разбирательств? Как дополнительное доказательство даже сомнительно, ответчик принесет такое же "свидетельство" от ООО «Шарашкина контора», доказывающее, что он задепонировал изобретение на 5 лет раньше вас.

В общем-то, по тексту уже понятно, что удалось запугать одну несчастную тётку после того, как пробили её номер и "дружелюбно" пообщались. Арабы с ваших скриншотов, конечно же, очень испугались бумажки от ООО «Платформа технологий» и блокировки Роскомнадзора.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

никак не избавит, у ООО "Рога и копыта" даже такой цели нет. оно создает доказательственную базу, которая гарантированно сработает в суде. и да, вы правы, если конкурент сделал это на 5 лет раньше , шансов выиграть нет. это основная причина, по которой такие документы нужно делать вовремя.

Ответить
Развернуть ветку
Mustapha Mond

Ну всё, сейчас беру чертеж стула из IKEA, депонирую в вашем сервисе за 1000 руб. и нагибаю шведов на пару миллионов минимум. У них-то нет бумажки от ООО "Платформа технологий". Победа в кармане.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Что-то мне подсказывает, что у Икеи есть отлично составленный договор с каждым из дизайнеров их изделий (которых они тщательно указывают на своих упаковках).
А раз у них есть договор с дизайнером, то у дизайнера есть доказанное право владения.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

право владения, так понимаю – это исключительное право? ну как правило наоборот. договор подтверждает передачу исключительного права от дизайнера к компании (трудовой или авторского заказа). 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Я имел ввиду что раз Икеа использует эти дизайны, то (предполагаю) они получили на это разрешение у дизайнера, а дизайнер имеет возможность доказать, что он владеет этими дизайнами и может их передать Икее.

Прошу прощения, пишу своими словами так как слабо разбираюсь в этой теме и не знаю как правильно называть эти понятия.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

поняла о чем вы! ну конечно, подразумеваю, что в Икеа соблюдена процедура полностью. они заключают корректный договор авторского заказа с дизайнером, ставят корректное тз, и тд. Кроме того, уверена, что у них проходит защита продукции по категории "промышленный образец". проблема в том, что далеко не все работают как Икеа, и далеко не все имеют ресурсы и знания, чтобы это делать, а защищать свою продукцию все равно нужно. поэтому и используют депонирование 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Да, это я всё Мустафе написал на его гениальную бизнес-идею)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кулешов

вообще там был сарказм.. потому что подобную гениальную идею продвигает в своем посте Галина.. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

А с чего вы взяли что я не понял, что там сарказм?
Он выбрал неудачный пример компании, из-за которого шутка не получилась.

Ответить
Развернуть ветку
295 комментариев
Раскрывать всегда