{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Менеджеры vs Юристы. Боль работы с договорами

Это менеджеры медленно работают или просто договоры безобразные? Исследование.

В чём проблема?

Часто в компаниях роли распределяются следующим образом:

  • юристы — готовят шаблон договора и инструкцию к его использованию;
  • менеджеры — используют готовый шаблон, чтобы компания зарабатывала или тратила деньги.

Такая конфигурация выглядит правильно для бизнеса. Одни дают инструмент, другие его используют.

На практике заключение договора по шаблону превращается в схватку тех и других с переменным подключением сотрудников контрагента. Как итог —

  • процесс затягивается до бесконечности;
  • сотрудники тратят лишнее время;
  • проекты запускаются с опозданием или без договора;
  • бизнес теряет деньги.

Если начать разбираться в причинах, то мнения распределяются примерно так:

  • юристы — мы дали им все, что необходимо, а они не могут нормально заполнить несколько полей;
  • менеджеры — 43 поля — это несколько полей?! Хотелось бы, во-первых, побольше полей, во-вторых, побольше инструкций и как можно больше одинаковых шаблонов. В принципе, домой и так не планируем идти.

Так в чем же истинная причина? Давайте искать узкие места. Как положено — пойдем со стороны пользователя продукта и посмотрим, через что проходит менеджер для заключения договора.

Шаг 1 — Найти иголку в стоге сена

За время работы в компании скапливаются шаблоны договоров:

  • их очень много, в них сложно ориентироваться;
  • у них непонятные называния файлов, неочевидная внутренняя нумерация или логика применения;
  • часть из них сделана под единичные и особые случаи.

Разобраться в этом сложно и долго. В результате:

  • менеджеры выбирают не те шаблоны, тратят часы на их заполнение, после чего всё это отправляется в помойку. Нужно переделывать;
  • когда понятно, что разобраться самостоятельно не получится, самое время порадовать юристов визитом или цепочкой сообщений в телеге. Юристам именно этого обычно не хватает (так и говорят: "только этого мне не хватало");
  • хитрые менеджеры сохраняют одну нужную форму у себя и строят свою последующую работу до увольнения только на ней. Это удобно и опасно. Для бизнеса плохо.

Шаг 2 — Перевести на человеческий

Американец Скотт Элчисон запустил подкаст, помогающий уснуть, — в нём он читает пользовательские соглашения.

Юристы пишут сложно, это факт. Большинство просто не умеют по-другому — в универе не учат, судебные решения, законы и договоры — все тяжеленные. Другие пишут тяжело специально, считают, что юридический — язык избранных.

Особенно хорошо получаются предложения на полстраницы, густой канцелярит, ненужные термины — качественная стена текста.

Например:

предложения, абзацы, а также иные структурные элементы, используемые в договорах, в том числе, не могут быть осмыслены в приемлемой степени оперативно (без необходимости произведения чтения указанных выше элементов повторно или проведения синтаксического разбора предложений с целью выявления семантических единиц), а в исключительных случаях никогда без привлечения специалистов и экспертов в области юриспруденции (в рамках релевантной для анализа документа юрисдикции)

То есть сотрудники не понимают, что написано в договоре.

Работа с документом вязнет менеджеры тратят больше времени на чтение и попытку понять текст.

Шаг 3 — Сделать выбор без права на ошибку

Прочитать договор — это полдела. Заполнить его — квест, который проходят не все менеджеры. В арсенале юристов:

  • неочевидные поля для заполнения;
  • сделать мельчайшие условия переменными;
  • разбросать поля для заполнения по всему договору;
  • и вишенка на торте — когда при заполнении одного поля или выборе одного варианта нужно вручную изменить зависимый текст и в других частях документа.

Менеджеры тратят неоправданно много времени на заполнение договора. Но они не знают главного правила — заполнить правильно невозможно.

Шаг 4 — Поиграть в договорный пин-понг

Менеджеры заполняют договор как могут и направляют на согласование: внутреннее и внешнее. И здесь начинается игра повышенной сложности:

  • всегда появляются новые требования или свободные для заполнения поля написаны слишком понятным текстом, который юристам нужно усложнить;
  • контрагент тоже не понимает, что написано в договоре;
  • нужно согласовать формулировки сначала с одними юристами, а потом с другими. Если не удаётся, то посадить их в одной комнате и дать разобраться;
  • финализировать документ;
  • найти финальную версию для подписания;
  • подписать, предварительно объяснив, как это сделать.

Всё же начать стоит с приведения в порядок документов

Если менеджеры проходят через все 4 шага с описанными проблемами, то оценить их уровень интеллектуального развития сложно.

Дело в том, что документы лежат в основе бизнеса. Они — во всех процессах, на них строится любое внешнее и внутреннее взаимодействие. Скорость и качество работы с ними напрямую влияет на процессы компании и бизнес.

Договоры, которые согласуются месяцами; внутренние документы, которые не понимают сотрудники, — это не норма 2021 года. Это проблема.

Но эту проблему можно решить и продвинутые компании их решают. Команда Симплоера провела исследование по лигал-дизайну и оптимизации документооборота в России:

  • собрали основные проблемы с документами;
  • решения, которые использует бизнес для улчешения UX договоров и оптиимизации документооборота;
  • рассказали, как должны выглядеть и работать документы в 21 веке и зачем тут лигал-дизайн.

Исследование по лигал-дизайну можно бесплатно скачать тут. Дать обратную связь тут.

Авторы: Виталий Кашин, Антон Вашкевич (Симплоер)

Голосование

Документы у вас в компании:
эталон удобства и совершенства
другое
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
4 комментария
Демьян Федулов

Я когда работал манагером в разных купи-продайках - всем директорам говорил что их договора поставки полное фуфло, ибо по сути их содержание было просто жутко перековерканное изложение подходящих статей части 2 ГК РФ. Я им говорил: вы хотя бы на каждой странице внизу вставьте текст "Договор номер такой то между тем-то и тем-то от такого-то числа. Страница такая-то из стольки-то. Покупатель (подпись, печать),  Поставщик (подпись, печать). А то и содержание фуфло дак еще и в суде не докажете что это страницы одного и того-же договора. И че вы думаете? Все говорили: " дачёёёёё, да нафигааааа". И один таки попался! Был послан по суду кидалой!

Ответить
Развернуть ветку
Амиго Цойер

я юрист знаю и умею заключать договора чтобы даже пенсионеры радовались ‘!!!

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Всё правильно.
Идеально, когда и директор, и менеджер - имеют юридическое образование и опыт.
Но это не помогает продраться через дебри документов ЭДО и шаблонов Договоров торговых сетей.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kashin
Автор

Ещё более идеальная ситуация, когда люди без специального образования понимают, как работает документ.  Тогда и продираться через дебри не нужно будет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда