Как «Мако» «подставила» клиента, или три правила комфортного взаимодействия с «Мако»

Уже почти десятилетие бесперебойно работает бухгалтерский конвейер МАКО, ежеквартально выдавая «на-гора» тонны отчетных документов, ежедневно решая сотни больших и малых клиентских проблем. Сегодня в бухгалтерской компании МАКО обслуживается 622 клиента. А сколько их было всего за эти годы! И какие разные возникали ситуации — сложные, спорные, а подчас смешные и курьезные. Одна из таких ситуаций подвигла на написание этой «инструкции по эксплуатации бухгалтерского конвейера МАКО».

Психологи и эзотерики утверждают, что наши страхи сбываются только потому, что человеческое подсознание все понимает буквально — как руководство к действию. И реализует «заказанное». Один из клиентов МАКО, видимо, очень боялся, что его махинации с налогами раскроются. Конечно же, страхи этого клиента реализовались в полной мере. Ведь МАКО работает, как ваше подсознание — быстро, четко и согласно поставленным задачам. Отсюда первое правило комфортного взаимодействия с бухгалтерской компанией МАКО:

Подумайте, какую задачу ставить перед МАКО.

Так, один наш, теперь уже бывший, клиент после почти года взаимовыгодного сотрудничества поручил МАКО решить вполне стандартную и несложную проблему. И с задачей этой мы быстро и успешно справились. А привело это к весьма неожиданным последствиям. Но обо всем по порядку…

Клиент «2 в 1» — ИП 2014 года регистрации и ООО 2010 года «рождения» — обслуживался МАКО с августа 2018 года. За все про все платил как за нулевые компании 1 300 рублей в месяц (1000 рублей за ООО и 300 рублей за ИП). Клиент занимался предоставлением юридических услуг, применялась упрощенная система налогообложения.

Тут напрашивается «лирическое отступление» о том, сколько денег могут сэкономить очень многие ИП и ООО на ведении бухгалтерии, если уволят своего «самого ценного сотрудника» — бухгалтера — и доверят его функции бухгалтерскому конвейеру МАКО. Но цифры из предыдущего абзаца говорят сами за себя.

В июне 2019 года случилась неожиданность — счет ИП был заблокирован, и клиент поставил МАКО задачу разблокировать его. На этот случай (равно как и на любой другой) у МАКО есть четкий алгоритм:

1) Проверка правильности действий МАКО. Отдел налогового учета и отдел заработной платы компании подняли отправленную отчетность и никаких ошибок не обнаружили, вся отчетность была сформирована и предоставлена в контролирующие органы правильно и своевременно.

2) Проверка отчетности, сданной ранее — до сотрудничества с МАКО. Уточню, что компания заказывает справки о ранее сданной отчетности в начале сотрудничества с любым новым клиентом. На всякий случай, мы заказали справки повторно — иногда и ФНС ошибается.

3) Запрос ФНС о причинах блокировки. Получили ответ: счет клиента заблокирован в связи с несдачей налоговой декларации 3-НДФЛ за 2016, 2017 и 2018 годы. Налоговая служба пояснила, что хоть клиент и пользуется упрощенной системой налогообложения, у него были доходы, которые следует отразить в 3-НДФЛ.

4) Решение проблемы. МАКО сформировала недостающие декларации и отправила их в ФНС в тот же день. Счет клиента был разблокирован через два дня.

Казалось бы, все в порядке. Но четко выполненная задача имела неожиданные последствия. Через 3 месяца, в сентябре 2019 года, поступили требования от ФНС о предоставлении пояснений о причинах неуплаты налогов за 2016 и 2017 годы.

Оказалось, что клиент оказывал услуги арбитражного управляющего, которые не подпадают под УСН. Клиент мог не знать об этом, конечно же… Что странно именно в этом случае, ведь этот клиент — юрист. Но если бы он соблюдал еще одно правило комфортного взаимодействия с бухгалтерской компанией МАКО, последствия могли быть мягче. А правило это такое:

Предоставляйте о себе полную и достоверную информацию в начале сотрудничества с МАКО.

Если бы мы знали о том, какие конкретно услуги оказывает клиент, то изначально обратили бы внимание на то, что они не подпадают под УСН. Но теперь оставалось действовать, исходя из открывшихся обстоятельств. Мы тут же уведомили клиента о возникших проблемах, но он решил ничего не объяснять, не предпринимать и вообще «ушел в тень». А в ноябре 2019 года МАКО получила акты камеральной налоговой проверки по декларациям 3-НДФЛ, по которым клиенту предписывалось выплатить 311 508,78 рублей недоимки по НДФЛ.

И тут клиент понял, что отсидеться в тени не получится. Возможно, он предпринимал какие-то попытки решить проблему исконно российскими методами. Да, видимо, не вышло. Ибо в январе 2020 года он не нашел ничего лучшего, чем предъявить МАКО претензии. Все оказалось даже хуже, чем мы предполагали — клиент совершенно четко осознавал, что незаконным образом уходит от налогов. А компанию он обвинил в том, что его «подставили на 300+ тыс. руб.»

Отмечу, что МАКО вовсе не претендует на лавры супергероя и добровольного помощника ФНС. У нас не было цели вывести клиента на чистую воду, тем более что изначально мы и не предполагали, что он ловит рыбку в мутной воде. Мы только выполняли четко и добросовестно свою работу. Просто законные и логически обоснованные действия МАКО, направленные на разблокировку счета, привели к тому, что вскрылся обман клиента. А ведь мы предупреждаем своих настоящих и потенциальных клиентов на каждом шагу: МАКО оптимизирует налоги клиентов ТОЛЬКО законным путем. МАКО ведет ТОЛЬКО белую бухгалтерию.

Наш клиент не был бы российским юристом, если бы не попытался обернуть свою странную претензию в красивую обертку. Он припомнил нам договор, в котором мы обязуемся формировать его отчетность по УСН, и ничего более. Но в этом же договоре есть пункт о том, что мы также выполняем задачи (поручения) клиентов. А клиент как раз поставил нам задачу по разблокировке счета — письменно, в электронной почте. Уж мы-то давно выработали свои правила взаимодействия с клиентами — все общение по электронной почте, никаких телефонных переговоров. Это и экономия времени сотрудников (а значит, повышение их эффективности), и гарантия от двусмысленных ситуаций. Написано хоть и не пером, а топором не вырубишь — на сервере все сохранилось.

Мог ли наш клиент избежать разоблачения и неприятностей с налоговой (по крайней мере, на этот раз)? Мог, если бы следовал следующему правилу комфортного взаимодействия с бухгалтерской компанией МАКО:

Бухгалтер для предпринимателя — как духовник для верующего. Абсолютная честность, как на исповеди.

Если бы одновременно с постановкой задачи по разблокировке счета он честно рассказал, что пытается уйти от налогов, наше сотрудничество закончилось бы. Но без последствий в виде 311 508,78 рублей недоимки. Возможно, он нашел бы менее чистоплотного специалиста, который и дальше помогал бы ему уходить от налогов. Возможно, он решил бы проблему презентами нужным людям. Это уже не наше дело.

Справедливости ради отмечу, что налоговая служба именно в этом случае не имела права на блокировку счета ИП. Это хитрость ФНС, регулярно применяемая именно для разоблачения таких махинаторов. Ну что же, в очередной раз ей это удалось.

Итог: сотрудничество нечистого на руку юриста и компании МАКО завершилось. В январе 2020 года мы вернули ему все деньги, которые он заплатил нам — 31 000 рублей. Надеемся, они помогут ему выплатить недоимку, штрафы и пени.

Тут бы и сказочке конец, но в январе 2021 года (через год после окончания всей этой истории) МАКО получила официальную претензию, составленную в форме иска на эти самые 311 508,78 рублей. То есть человек официально признается в попытке уйти от налогов и предъявляет материальные претензии компании в связи с тем, что действия МАКО привели к его разоблачению.

Нам пришлось консультироваться с юристами в течение трех недель, чтобы составить адекватный ответ на эту неадекватную претензию. С нетерпением ждем возможности поучаствовать в интереснейшем судебном процессе. Мониторим сайт Арбитражного суда, но иск пока не подан.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Бессонов

Зачем деньги-то возвращать было? Вы же оказывали ему услуги. Это какое-то личное решение или в договоре что-то было прописано?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Гутарев

 А чем вообще думают люди, когда приходят и отдают свою бухгалтерию «с сюрпризиком» на сторону?
Понятно же, что вылезет. Вы-то не заинтересованы в том, чтобы эти «сюрпризики» скрывать.
Да и потом прилететь проблемы могут... 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

Волшебный и непонятный мир русского "авось" :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

Прекрасно, сохраню себе, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Давыдов Андрей

Фу. Ненавижу таких хитросделанных. Действительно, выкатите ему встречный иск, пусть урок будет.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Махотин

Норм история, чисто такая, адвокатская, как я их называю.
Не отпираемся, а нападаем)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Арина Власова

Встречный иск о клевете не хотите подать?))

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

Не видим большого смысла тратить время.

Ответить
Развернуть ветку
Henry Lawerence

И какой процент таких клиентов от «нормальных»? Или это точечные случаи, которые можно списать на погрешность?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

Точечные, буквально по пальцам всех можно пересчитать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Екатерина Смирнова

Сколько у вас штатных сотрудников на 622 клиента?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

Штатных сотрудников 30

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Телоровская

Еще одно подтверждение того, что все договоры должны быть в письменном виде. Тоже своим сотрудникам постоянно это говорю и пытаюсь к этому приучить.

Ответить
Развернуть ветку
KSA

Бездарная джинса, увольте копирайтера

 Бухгалтер для предпринимателя — как духовник для верующего. Абсолютная честность, как на исповеди.

Спасибо, поблевал

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

А в чем джинса?

Ответить
Развернуть ветку
Злая Обезьяна
Тут напрашивается «лирическое отступление» о том, сколько денег могут сэкономить очень многие ИП и ООО на ведении бухгалтерии, если уволят своего «самого ценного сотрудника» — бухгалтера — и доверят его функции бухгалтерскому конвейеру МАКО. Но цифры из предыдущего абзаца говорят сами за себя

Цифры из последующих абзацев красноречиво доказывают, что на бухгалтере лучше не экономить

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

Да кто вообще такой, этот МАКО?

Ответить
Развернуть ветку
Яков Сомов

ну ради этого статья и написана

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Друг КУНО

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Lex Petrov

А почему налоговая не имела права на блокировку счета ИП? Можете подробнее рассказать? У меня тоже есть подобный прецедент.
Можно ли как-то по закону указать налоговой, что это неправомерное действие?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

Не имела права, потому что он числился на усн и по этому режиму н/о у него все было сдано, а ндфл он сдавать не должен был. Если бы фнс не выявила, что он оказывал услуги арбитражного управляющего (а даже если бы и выявила, то нужно было бы сперва доказать, что эти поступления относятся именно к этому режиму, а пока не доказано), то блокировать нельзя. Доказать можно только вынеся решение, а его вынести нельзя, так как срок камеральной проверки вышел.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

Спасибо) поправили

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

судя по стилю, автор - дарья донцова

Ответить
Развернуть ветку
Артём Менделеев

А он неспешный) Год претензию составлять – это мощно) Ну и в целом логика, конечно, класс)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Школа Коучинга

СИД 3 года же по ГК РФ

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Константинов

Вижу историю несколько по-другому.
1) Клиент не подал декларацию по НДФЛ, так как не знал или не хотел знать, что часть его доходов нельзя поместить под УСН. Кстати, вы не прописали факт, заплатил ли он с этих сумм налог по УСН, вместо которого он должен был платить больший НДФЛ.
2) ФНС, когда заблокировала счет, УЖЕ видела по выписке банка, что часть доходов должна идти под НДФЛ. И, соответственно, хотела получить не нулевую декларацию и уплаченный НДФЛ. МАКО же быстро-быстро, так как иначе работать не рентабельно, смог составить только нулевые декларации. На вникание времени нет.
3) В своей досудебной претензии, кроме денежных требований, клиент что-то пишет об электронной подписи. Возможно, МАКО как-то усложнил ему жизнь, но в статье отражать это не стали.
4) В итоге клиенту что с МАКО, что без МАКО все равно пришлось бы платить большую часть из этих 311 тыс. Условно на МАКО можно только менее трети этой суммы отнести на часть штрафов и пени.
5) Мое мнение, что МАКО и весь другой дешевый аутсорс имеет смысл только для нулевых и около нулевых организаций (например таких, как в этой статье). Когда начинается какая-то осмысленная деятельность сложнее чем "на УСН 6% оказал пару услуг физическим лицам", то надо нанимать штатных бухгалтеров. Слишком много нетиповых действий, нетиповых задач и хитростей в нормальной организации, чтобы имело смысл, пусть и задешево, подключать сторонний "конвейер".

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

1) усн он заплатил, мы подали обнуляющую декларацию по усн и уточнили платежи с усн на ндфл, но этого не хватило
2) не понимаю о каком вникании идёт речь? Операции, подпадающие по ндфл были проведены задолго до прихода клиента к нам на учёт, выписки за тот период нам тоже не предоставили. Мы связались с фнс, где нам и сказали что для снятия блокировки нужна декларация по ндфл. Счёт заблокировали до подачи нулевой декларации по ндфл, после ее подачи счёт разблокировали
3) в досудебном претензии про электронную подпись клиент пишет для того чтобы воды налить и нагнать образ общего горя. Мы сами не поняли о чем это, и поэтому в статье ничего не писали, и в официальном ответе на досудебную претензию тоже ничего не писали. Не понятно к чему это…
4) ну естественно пришлось бы, ибо вороват не хорошо. А какие на на нас санкции и за что? Я не понял
5) блажен кто верует!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Константинов

1) В статье писали, что подали нулевые декларации 3-НДФЛ. Тут уже пишете, что уточнили с усн на ндфл. Уточнить с УСН на НДФЛ значит: подать ненулевые декларации 3-НДФЛ за прошлые годы, подать уточненные декларации УСН, заплатить или доплатить НДФЛ, запросить возврат или зачет ранее уплаченного налога УСН . Это слишком много работы. Сомневаюсь, что за свой гонорар вы ее делали.
2) О таком вникание, что клиенту почему-то заблокировали счет и просят декларации НДФЛ. Ну, наверное, они хотят нулевые декларации, делать им нечего. Кстати, какого черта клиент должен в ФНС представлять нулевые декларации по НДФЛ? Поэтому надо было, конечно, поднимать операции прошлых лет и разбираться, что ФНС хочет ненулевые декларации 3-НДФЛ. Но опять же с вашим гонораром в 1300 рублей в месяц это все нерентабельно.
4) На вас санкции за то, что вы вели бухгалтерию клиента и 1) подали декларации 3-НДФЛ, не соответствующие действительности; 2) вообще их подали, хотя по договору не должны были это делать. Но это, конечно, максимум несколько десятков тысяч рублей, которые вы ему и вернули. Проблема и основная сумма образовались у клиента еще до вашего прихода, ему и платить.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда