{"id":4536,"title":"\u0410\u043d\u0442\u0438\u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440: \u0433\u0440\u0430\u043d\u0442\u043e\u0432 \u043d\u0435\u0442, \u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u043a\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0431\u0435\u0441\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u043e","url":"\/redirect?component=advertising&id=4536&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/266261-starthub-moscow&hash=d1d5b6ef1ee3cc36b0c67152c74e57ccabb2fddc028b491a5ce00213a11bf2b4","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Делобанк

Спасибо, КЭП! Как ИП получить квалифицированную электронную подпись

С 1 января 2022 года ИП и руководители юрлиц должны будут получать квалифицированную электронную подпись не в коммерческих удостоверяющих центрах, а в налоговой службе России, таковы изменения в законодательстве. Но для того, чтобы этот процесс шел более плавно, получить подпись по новым правилам станет можно уже с 1 июля 2021 года.

Хорошая новость: для ИП и лиц, действующих от имени юрлица без доверенности, подпись станет бесплатной.

Вот, как получить подпись по новым правилам. А если нет времени читать всю статью, то переходите в пункт «Главное за 30 секунд», собрали там основные тезисы.

Зачем нужна квалифицированная электронная подпись

Электронная подпись (ЭП) — это аналог подписи на бумаге. ЭП создана для документооборота в электронном виде. Мы подробно рассказывали о том, что такое электронные подписи в статье «Как получить электронную подпись и упростить себе бизнес». Подписи бывают простые и квалифицированные, вторыми пользуются для того, чтобы подписывать документы для работы с контрагентами, взаимодействовать с государственными сервисами.

Сейчас порядок получения КЭП меняется — их бесплатно начнёт выдавать ФНС.

Как заявили в ФНС, «выпускаемая удостоверяющим центром ФНС России электронная подпись будет применима для получения всех государственных и коммерческих услуг, а также подписания любых электронных документов». Это должно сделать КЭП универсальной. Тогда как сейчас подписи существуют для разных целей, например, для ЕГАИС — одна, для Росреестра — другая.

Какие перемены произойдут с электронной подписью 1 июля

Поправки в федеральный закон №63 «Об электронной подписи» приняли ещё в конце 2019 года, но они растянуты во времени и вступают в силу поэтапно. Главные изменения стартуют с 1 января 2022 года — выдавать КЭП будет ФНС России, а подписи, выданные коммерческими удостоверяющими центрами (УЦ), с этой даты действовать перестанут. Но чтобы не произошло коллапса, когда старые подписи уже не работают, а на новые огромная очередь, ФНС начнет выдавать КЭП уже с 1 июля 2021 года.

Важно. ФНС будет выдавать бесплатные электронные подписи лишь индивидуальным предпринимателям, нотариусам и юридическим лицам. Но для юридических лиц есть нюанс: получить бесплатную подпись сможет только лицо, имеющее право действовать от имени юрлица без доверенности. Физлицам и лицам, которые будут действовать от имени юрлица по доверенности, придется получать подписи в коммерческих аккредитованных центрах, расскажем об этом далее.

Нужно ли обновлять электронную подпись прямо сейчас

Изменения в законе ужесточили требования к коммерческим удостоверяющим центрам. До 1 июля 2021 года все удостоверяющие центры должны пройти аккредитацию по новым правилам. Актуальный перечень аккредитованных центров выложит после 1 июля на своем сайте Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, изучить его можно будет по этой ссылке.

КЭП действительна один год. Но по закону, срок действия всех выданных до 1 июля 2021 года КЭП закончится 1 января 2022 года. Если срок цифровой подписи не истекает, то прямо сейчас менять её не нужно, она будет действовать или до конца года, или до истечения срока подписи, если он наступает раньше.

После 1 июля для владельцев электронных подписей ничего не поменяется. Все подписи будут работать, пока не закончится их срок действия. Поэтому советуем для начала проверить срок годности своей электронной визы. Обычно все подписи выдаются сроком на 12 месяцев, но, если вы изначально выбрали другой срок и не помните его, проверить статус и срок годности можно в используемой программе. Но с июля 2021 года в большинстве удостоверяющих центров нельзя будет получить электронную подпись — они не пройдут аккредитацию по новым правилам. Мы прогнозируем, что в связи с сокращением количества УЦ, есть риск снижения доступности услуги для конечных пользователей. Поэтому вероятен рост актуальности выездной выдачи электронной подписи, что может привести к удорожанию процедуры.

Дмитрий Дригайло
Директор по стратегическим коммуникациям финтех платформы «Фаст Ривер»

Где и как получить электронную подпись по новым правилам

До 1 июля 2021 года действуют старые правила получения КЭП. Если срок действия вашей подписи подходит к концу или истечет вскоре после 1 июля, но вы не хотите получать подпись по новым правилам, то её можно продлить уже сейчас в вашем удостоверяющем центре. Такая подпись будет действовать до конца года, но за продление, скорее всего, придется заплатить.

После 1 июля 2021 года руководители юрлиц, ИП и нотариусы смогут получать КЭП бесплатно в удостоверяющем центре ФНС России или в доверенных УЦ. Доверенные УЦ — это некоторые коммерческие удостоверяющие центры, которым ФНС присвоит такой статус после того, как они пройдут аккредитацию. Их перечня пока нет, но вероятно, после 1 июля 2021 года налоговая служба обнародует его на своем сайте. Записать подпись можно на уже имеющийся носитель или купить новый. Список подходящих для КЭП носителей можно изучить на сайте ФНС по этой ссылке.

Чтобы получить КЭП в УЦ ФНС, нотариусам, ИП или представителям юрлиц без доверенности нужно предварительно записаться в то отделение налоговой, к которому они относятся территориально. Как разъяснила ФНС на своем сайте, заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации. Пока деталей того, как проходит процедура идентификации или шаблона заявления на выпуск подписи нет, но к 1 июля эта информация, скорее всего, появится.

Также с 1 июля 2021 года заявители, которые имеют право на бесплатную КЭП, смогут подать заявление на выпуск подписи через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».

Все остальные категории пользователей КЭП с 1 июля и до конца года получают подписи в аккредитованных коммерческих удостоверяющих центрах за деньги. С 1 января 2022 года госслужащие начнут получать КЭП в УЦ федерального казначейства, а представители кредитных организаций и операторов платежных систем — в УЦ Центробанка РФ.

Что будет с КЭП сотрудников компаний и уполномоченных лиц

С 1 января 2022 года изменятся правила использования электронных подписей для сотрудников компаний. Они должны будут получить «электронную подпись физического лица» и использовать её и для личных документов, и для работы. Также нужно будет оформить специальную «доверенность в машиночитаемом виде». Пока формы этих документов и алгоритмы работы с ними не утверждены, когда они появятся, мы напишем про них отдельную статью и приложим сюда ссылку.

С 1 января 2022 года сотрудники организаций и уполномоченные лица должны использовать свою личную подпись и для рабочих, и для личных документов. Такая подпись называется «электронная подпись физического лица» — в ней указаны только ФИО сотрудника и нет данных о юрлице, в котором он работает. С 2022 года получать подписи физлиц нужно будет в УЦ, которые аккредитованы по новым правилам. Использовать подпись физлица для документов организации можно будет только вместе с электронной доверенностью, которые также научат принимать в УЦ. Поэтому советуем, прежде чем менять свою подпись на подпись физлица, убедиться, что портал научился распознавать и принимает такие доверенности.

Дмитрий Дригайло
Директор по стратегическим коммуникациям финтех платформы «Фаст Ривер»

Статья за 30 секунд

  • До 1 июля 2021 года можно получить КЭП по старым правилам, она будет действовать до конца года.
  • С 1 июля 2021 года нотариусы, ИП и представители юрлиц по доверенности смогут бесплатно получить КЭП в удостоверяющем центре ФНС или доверенных УЦ, их список ещё не утвердили.
  • Все остальные категории пользователей КЭП с 1 июля и до конца года получают КЭП платно в удостоверяющих центрах, которые прошли переаттестацию — она завершится к 1 июля.
  • С 1 января 2022 года сотрудникам нужно будет получать подписи физлиц и электронные доверенности, но пока не понятно обязательно ли это для всех и на каких условиях. Эти данные ФНС ещё уточнит, тогда мы обновим эту статью или напишем новую.

Мария Воронова

______________

«Подпишитесь на наш блог, чтобы первыми узнавать лайфхаки для бизнеса»

{ "author_name": "Делобанк", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 12, "likes": 6, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 254542, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 04 Jun 2021 08:13:09 +0300", "is_special": false }
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Я правильно понимаю, что теперь данная ЭП будет универсальная и приниматься, в том числе, на всех электронных торговых площадках?
Ранее для участия на некоторых ЭТП приходилось доплачивать отдельные деньги.

Ответить
0

Иван! Пока ФНС детально не разъяснила, будет ли подходить выдаваемая инспекцией КЭП для электронных торговых площадок. Но с большой долей вероятности — да, т.к. ранее ФНС публично сообщала о том, что «выпускаемая удостоверяющим центром ФНС России электронная подпись будет применима для получения всех государственных и коммерческих услуг, а также подписания любых электронных документов».

Ответить
1

Наконец-то, давно пора было.

Ответить
0

Класс. Теперь под боком обязательно должен быть ПК, потому что на Маках оно опять не заведется (как и было раньше), а с телефона подписывать в дороге что-либо будет невозможно.

Ответить
1

У меня на Windows через Parallels все работало на Intel-процессорах
Вот сейчас на M1 проблемы

Ответить
0

Будут облачные подписи, но позже.

Ответить
0

То есть с флэшкой для установки сертификата прийти нельзя?

Ответить
0

Как сообщает ФНС на своем сайте, «Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям». То есть с флешкой прийти можно, но только с сертифицированной.

Ответить
0

1) "Чтобы получить КЭП в УЦ ФНС, нотариусам, ИП или представителям юрлиц без доверенности нужно предварительно записаться в то отделение налоговой, к которому они относятся территориально."

Не понятно до конца. Для ИП можно обратиться в любой ИФНС или только по месту регистрации?

2) "Записать подпись можно на уже имеющийся носитель или купить новый. Список подходящих для КЭП носителей можно изучить на сайте ФНС по этой ссылке."

Какая компания, сможет с первого раза продать по нормальной цене флешку, которая подойдёт налоговой?

Ответить
0

Ответ на вопрос 1:  ФНС на своем сайте сообщает, что «Квалифицированные сертификаты для ИП выпускаются территориальными налоговыми органами по предварительной записи. Заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации». Можно трактовать и так, и так. Остаётся только пробовать. 

Ответить
0

Ответ на вопрос 2: Как сообщает на своем сайте ФНС, «Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ. Для подготовки заявления на выдачу квалифицированного сертификата, а также приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору электронного документооборота». 

Ответить
0

Если остались вопросы, их можно обсудить в клубе «Дело» — это телеграм-чат, в котором общаются предприниматели. Там ненапряжно: задаёшь вопрос — получаешь ответ. Войти здесь, это ни к чему не обязывает → https://t.me/joinchat/Pzg8m8ch729iZjgy

Ответить
Читать все 12 комментариев
Jay-Z и другие вложили $165 млн в стартап, который покупает дома и сдаёт их в аренду клиентам до оформления ипотеки Статьи редакции

Также Landis помогает клиентам научиться экономить и правильно распоряжаться деньгами.

«Газпромбанк» стал партнером новой российской экосистемы

Компания «Сеть партнерств» предложит клиентам подписку «Огонь», в которой собраны специальные предложения от компаний АСНА, IVI, «Ситилинк», а также компаний группы «Севергрупп» и группы «Газпром».

Отсутствует электронный сертификат о вакцинации на Госуслугах

Не знаю, есть ли тут представители Госуслуг или Деп.здрава, или еще каких-либо футболящих меня ведомств, но хочется осветить проблему, с которой столкнулись 20% вакцинированных (по официальной версии).

Концепт: рестайлинг магазина «Красное & Белое» от «Логомашины»

Привет, это команда «Логомашины». Про странный логотип магазина «Красное & Белое» в своё время не писал только ленивый, поэтому мы решили разработать для него альтернативную айдентику.

«Газпромбанк», ivi, «Ситилинк» и другие запустили совместную подписку на скидки и бонусы «Огонь» Статьи редакции

Подписка — начало новой «экосистемы продуктов и услуг, основанной на принципах равноценного партнёрства».

Акции Activision Blizzard упали на 6%, а сотрудники объявили о забастовке после скандала о дискриминации в компании Статьи редакции

Работники требуют сделать равным найм, повышения и распределение зарплат сотрудников, вне зависимости от пола.

«Яндекс»: изменилась цена подписки, которую я оформляла по другим условиям

В ноябре 2018 года я оформила подписку на Яндекс по акции.

Банк «Тинькофф» заблокировал карту и денежные средства на счете

Являюсь клиентом банка около 4х лет как физическое лицо. 16.07.2021 года из банка на почту получил письмо - запрос документов.

Как инвестору не разочароваться в самом начале пути?

Первым шагом в успешном личном инвестировании всегда должно быть личное финансовое планирование

Гипермаркет «Ого!»: «С помощью экспресс-доставки мы увеличили продажи на 40%»

Мы запускаем новую рубрику, где наши партнеры делятся своим опытом работы с Яндекс.Маркетом. Елена Шкирдова, руководитель отдела маркетинга сети магазинов электроники и бытовой техники «Ого!», рассказывает, как экспресс-доставка помогла интернет-магазину увеличить продажи на 40%.

Экономика ТикТок: считаем расходы и доходы популярного тиктокера

Почему тиктокеры так много зарабатывают? Как стать популярным? Сколько нужно вложить в свой проект, и сколько он может принести? Наши американские коллеги расспросили обо этом популярного тиктокера Snarky Marky, который недавно преодолел отметку в 4 млн. подписчиков.

null