{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}

Цели патентования: часть 1 — извлечение прямой выгоды

Привет, я Станислав Николаев. Оптимист, гуманист, патентных дел евангелист.

Как же по-разному люди относятся к тому, что можно потрогать, и к тому, чего потрогать нельзя.

Вот, например, деньги — пачка купюр VS безнал. Покупаем, расплачиваемся. Пачка худеет — и большинство по-любому скажет: ээ, чуть помедленнее, кони!.. а нам точно это надо? Банковское же приложение не обладает такой силой убеждения — ну, стало на одну цифру поменьше, и что. Продолжаем тратить!

Для многих осязаемая рубашка ближе к телу

Или вспомним поговорку "Что имеем не храним — потерявши плачем". Некоторые горячие головы даже утверждают, что это наша национальная черта, но я бы не спешил соглашаться — в английском языке такая поговорка тоже есть ;)

Хотя в нашем бизнесе — патентование и регистрация товарных знаков — частенько доводится видеть, как собственники и руководители бизнеса не понимают, для чего им это. Иными словами — вижу цену, не вижу ценности. Вот станки, продукция, запасы — это да! А патенты и прочие НМА — пфф, ерунда, пуговичка от кальсон.

Объясняем, рассказываем, убеждаем. Говорим: а знаете ли вы, что есть, к примеру, такая компания — Universal Display Corporation. Она не производит физический продукт, но при этом зарабатывает 300 000 000+ долларов в год, а её капитализация, по данным NASDAQ, и вовсе превышает 4 000 000 000 в американской валюте.

Как так-то?! А всё благодаря патентному портфелю, в котором пять тысяч патентов и заявок по всему миру — а лицензии на них покупают такие компании, как Samsung, LG и Apple. Неплохой результат для организации, в которой работает всего 200 с чем-то сотрудников, а все её материальные активы стоят не больше 100 миллионов. Хороший пример, хорошо заходит. В ответ слышим — так теперь же как солнце из-за туч, где ж вы раньше-то были?

В общем, есть ещё к чему стремиться в части понимания. Мы даже решили написать об этом книгу, а потом вспомнили, что 21 век же! — есть интернет, блоги и прочие бандерлоги. Тем более, что книга целиком — долго, а этого слона можно есть и по частям — будем рассказывать постепенно на примере той или иной ситуации.

Если кто-то узнает себя и чему-то научится, то будет здорово. А от нас... от нас не убудет :)

Предварительный разогрев на этом предлагаем считать оконченным.А вместо напутствия скажем просто:

  • Поехали! © Гагарин
  • Let’s get it started! © Black eyed peas
  • Commence demolition! © безобразный чувак из фильма “Автостопом по галактике”

Все права соблюдены, начали!

Цель 1. Извлечение прямой выгоды.

Величайшие изобретатели мира смотрят на тебя — они-то своими патентами распорядились, как надо :)

Это самая распространённая цель, если под извлечением прямой выгоды понимать приобретение исключительного права на производство и распространение какого-либо продукта.

При этом не имеет значения, как именно планируется извлекать эту самую прибыль (например, запрещать другим производить такой же продукт или продавать лицензии). Суть — как-то заработать на интеллектуальной собственности.

У этой стратегии патентования такие ключевые особенности:

  • Она подходит для инновационных стартапов, проводящих исследования и разработки, чтобы создать новые продукты и коммерциализировать технологии, а также инновационных предприятий, основной деятельностью которых является производство продуктов, основанных на собственных уникальных технических решениях;
  • Решение должно быть новым и неочевидным. Чтобы понимать это точно, проводится патентный поиск, включающий обзор патентной (и непатентной!) литературы по всему миру (!). По нашему опыту, некоторые авторы изобретений проводят такой поиск сами — и в большинстве случаев его результаты оказываются недостоверными. Причины разные: у кого-то нет времени и сил проанализировать всё, а кто-то вольно или невольно заблуждается и закрывает глаза на неудобные факты, стараясь подтвердить свою уникальность.
  • Объём прав должен быть максимальным. При этом в формуле стоит указывать минимум признаков, используя общие понятия и избегая количественных характеристик. Надо быть готовым к тому, что придётся аргументированно отвечать на огромное количество вопросов со стороны экспертов, это существенно удлинит сроки патентования и увеличит затраты.
  • Объем прав должен быть неоспоримым (за подробностями отсылаем к статье 1398 ГК РФ). Поэтому, чтобы получить желаемый результат, в заявке надо полностью раскрыть все признаки для достижения заявленного технического результата и исключить идентичные технические решения. Кроме того, нужно правильно указать состав авторов и урегулировать отношения между ними. Чтобы патент не был оспорен по таким критериям, как «новизна» и «изобретательский уровень», следует иметь резервный план (но об этом как-нибудь потом).
  • Должна быть возможность установить факт нарушения прав, поэтому лучше получать патент на продукт (механизм, устройство) или на применение этого продукта по определенному назначению. Способ производства идентифицировать намного сложнее, поэтому получать на него патент имеет смысл, только если речь идёт о принципиальных алгоритмах действий, которые реализуются в продукте или при использовании продукта, а не о способах ведения деятельности или производства. В таком случае всегда можно сделать контрольную закупку контрафакта и спокойно провести экспертизу.
  • Патентный портфель должен включать как можно больше патентов, при этом данные патенты могут охранять одно и то же техническое решение, только в разном виде, например, со слегка измененной формулой или в качестве российского и евразийского патента одновременно. Один патент может являться частным случаем другого, каждый патент может охранять применение ключевой технологии в какой-либо отдельной узкой отрасли и т.д. Чем больше различных патентов в портфеле, тем выше его устойчивость и больше вероятность доказать нарушение прав в суде.
  • С самого начала необходимо планировать (хотя бы держать в голове!) стратегию патентования за рубежом. Сроки подачи зарубежных заявок ограничены — 12 месяцев с даты подачи первой заявки в РФ. Если пропустить этот срок, то зарубежное патентование будет невозможно. При этом процесс зарубежного патентования может затянуться на 3-5 лет, поэтому и период планирования стратегии будет примерно таким же. В качестве ключевых стран для патентования следует выбирать целевые рынки сбыта, а не страны производства или размещения конкурирующих фирм.

Пример из практики

У нас есть клиент (физическое лицо) из Ямало-Ненецкого автономного округа. Объектом его изобретательских изысканий стали травы местного происхождения и возможность их включения в состав пищевых продуктов для повышения их пищевой ценности.

Чтобы обеспечить максимальный объем правовой охраны, мы подготовили три заявки на регистрацию — каждая включала несколько объектов, выстроенных по степени убывания объема прав: например, применение данных трав в качестве добавки для пищевых продуктов, составы пищевых добавок на основе данных трав и способы их получения. Переписка с Роспатентом была долгой, но патенты были успешно получены.

Один из них содержит основной независимый пункт формулы с такой формулировкой: «Применение субстрата сфагнума в качестве пищевой добавки для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта человека». Такая формулировка означает, что каждый продукт, содержащий в своем составе сфагнум в любом виде и в отношении которого заявлено, что он обладает профилактическим действием относительно указанных в формуле заболеваний, будет нарушать данный патент.

Еще один патент содержит такой независимый пункт формулы: «Пищевая добавка для кондитерских изделий, включающая настой измельченных ингредиентов, отличающаяся тем, что содержит отвар измельченного ягеля, травы шикши, сфагнума и настой смеси иван-чая с хвоей лиственницы». Думаем, что здесь комментарии излишни — установить состав не составит труда (тем более, что у всех пищевых продуктов он указан на упаковке). Никаких соотношений, пропорций и концентраций: это не важно, главное — установить наличие указанных компонентов.

Подстраховкой служат более конкретные составы с пропорциями, указанием крепости отваров и других характеристик. Например: «Пищевая добавка на основе субстрата ягеля и отвара травы шикши для состава для приготовления шоколадных продуктов, включающая субстрат ягеля, полученный путем размягчения и измельчения сухого ягеля до порошкообразного состояния, и 3-10% отвар травы шикши при соотношении субстрата ягеля к отвару травы шикши от 2:5 до 2:7». Таким образом, сформированный патентный портфель обеспечивает нашему клиенту максимальный объем правовой охраны (при абсолютно разумных затратах на его формирование!), позволяя полностью управлять этим узким сегментом рынка.

Лучшим подтверждением качества такого патентного портфеля стал лицензионный договор, который наш клиент заключил ещё до публикации третьего патента. Один только паушальный платеж по данному договору позволил три раза окупить совокупные затраты на патентование, притом что лицензия была неисключительной и сроком всего на два года.

Вы большие молодцы, что дочитали до конца. Если вас переполняют эмоции и вам хочется выплеснуть их в комментариях, то будет вообще прекрасно.

А в следующий раз мы поговорим про такую цель патентования, как безопасность и защита от патентных троллей.

{ "author_name": "Рассказывает АйПиНоут", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 1, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 262906, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 25 Jun 2021 08:19:18 +0300", "is_special": false }
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Может я и ошибаюсь, но формулировка про "«Применение субстрата сфагнума в качестве пищевой добавки для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта человека" - не может сама по себе быть запатентована. Нужно четкое и конкретное обоснование и описание, с действием и четким составом. Иначе это как патент на "Применение воды в электрических двигателях космических кораблей". Идею просто  нельзя запатентовать. 

2

Патент можно (и в немалом количестве случаев успешно) оспорить в суде без проблем ... Просто до поры до времени это нафиг никому не нужно, как в случае с приведенным автором патентом на смесь оленьева говна и шишек ягеля....

1

Нельзя ли получить патент на добавление соли в пищу? :)

1

Нельзя!!! Я уже получил патент на добавление соли в пищу, в воду в ванной и под кожу в задницу (посредством ружья сторожа)!!!  :-)))))

2

Алло! У вас морской соли, а у меня патент на соль из земли. Понимать надо!

1

Ничо подобного!!! У меня как раз патент на соль, добываемую на суше открытым способом и в подземных выработках (то что вы изволите называть "из земли" - дере-е-е-е-е-вня!). 
А на морскую соль патент давно уже у бати маво!
А у деда маво вообще патент на соль и песок, которые из него сыпались!!!
Так что вы в отношении нашего семейного портфеля патентов, как говорилось в популярной компьютерной игре, охладите свое траханье!!!
:-)))))

1

Пардонте!  Но ваш патент - районного масштаба-с... На весь мир не действует! 

1

Сами пардоньте кого догоньте!
Мой дедуля, тот самый из которого сыпались патентованные соль и песок, сдавал их на пользу дела мирового пролетариата! А взамен от мирового пролетарьята получал хрен без соли (что логично, не отдавать же соль ему назад). Отселя значится што корневой патент нашего семейного патентного портфеля - всемирный!!! А значит и весь наш портфель тоже всемирный (как социалистический интернационал, но это не точно)!

1

только если левой рукой ее добавлять.

0
Читать все 9 комментариев
Рост облачных технологий: кому это выгодно?

Недавнее исследование компании IDC Russia Cloud Services Market Forecast, 2021–2025 показало, что в 2020 году российский рынок публичных облачных услуг вырос на 29,9% относительно 2019 года, а его объем достиг 1,21 млрд долларов США.

КЕЙС: Как с 4000 рублей рекламного бюджета сделать продаж на 115 тысяч рублей
Роботы-курьеры «Яндекса» начнут доставлять посылки «Почты России» в Москве Статьи редакции

Пока заказать доставку можно через приложение «Почты России» на Android в некоторых районах города.

Робот-курьер «Яндекса»
«Крутые ИТ-стартапы запускают не только в Кремниевой долине»: путь Insider от офиса в квартире к $47 млн инвестиций

За 9 лет разработчик маркетинговой платформы из Турции открыл филиалы в Польше, Вьетнаме, Индонезии, Дубае, России, Австралии и ещё 19 странах, а в будущем планирует оценку в $2-3 млрд и выход на IPO.

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Неправильный кейс о продвижении юридических услуг с помощью контекстной рекламы

Взлёты, падения и оплата за конверсии.

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

7 причин начать пользоваться Bright Data Proxy Manager:
null