{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Инкорпорация в США для российских основателей: зачем нужно и как правильно

Полгода назад мы в «Мо: Медитация и Сон» поняли, что переросли российское ООО, и нам пора инкорпорироваться за рубежом. Выбирали между США, Кипром, Германией, Нидерландами и даже экзотическим Сингапуром.

В итоге остановились на США, ниже список причин:

1\ Прозрачная и понятная юрисдикция для того, кто в итоге купит стартап. Для сравнения, Сейшелы и Кайманы — помойки для отмывания денег. Кипр намного приличнее, но всё же где-то посередине. Ну а продать российское ООО можно только одному из трёх наших покупателей. Утрирую, но не сильно.

2\ Не нужно физическое присутствие. Мы сэкономили время на поездках и открытии местного офиса. В Кипре, например, российские основатели обычно нанимают местных номинальных директоров — это рабочий, но не на 100% безопасный подход. А в Голландии даже такой трюк не проходит.

3\ Удобная холдинговая структура. Проще привлекать инвестиции — есть стандартный SAFE договор, стандарт де-факто для стартапов на ранних этапах. А когда компания растет, появляются деньги на юристов, и они смогут оформить любые договорённости.

В ООО практически на каждый чих приходится бегать к нотариусу, а конвертируемых займов вообще нет. И не надо вспоминать про последние нововведения — пока накопится успешная практика, пройдёт ещё лет 10, не меньше.

4\ Английское право и предсказуемая судебная практика. Минус — дорогая. Очень надеюсь, что не столкнемся, но всё же.

5\ Налоги — их не меньше, они другие. Главная отрицательная новость для мобильного приложения: сторы начинают брать НДС за российских пользователей. Главная положительная — нет НДС на покупку рекламы у Facebook и Google. Налог на прибыль высокий, но зато пока её нет, платить вообще почти ничего не надо. А ещё есть налог на продажу акций, он в первую очередь зависит от налогового резидентства основателя.

Отмечу, УСН — большое российское достижение, дёшево и удобно. Но есть ограничения: не больше 150 млн выручки в год и не больше 25% принадлежит юрлицам. То есть любой растущий стартап так или иначе с неё слетает.

Как происходит регистрация

Расскажу о нашем опыте, как инкорпорироваться в США, не тратя на это слишком много времени. По деньгам я бы рассчитывал на несколько тысяч долларов за первый год, но должно быть понятно, что это довольно индивидуально.

0\ Определяемся с формой. Если речь о венчурном стартапе, это Delaware C-Corp, без вариантов.

1\ Incorporation. Можно обратиться к юристу, если знаете, к кому идти. Среди россиян популярны Инна Ефимчик и Лео Грайвер.

Мы использовали генератор Clerky, там нет ничего экстра-сложного, а все документы стандартные. Я считаю, что это даже плюс — крепкий шаблон лучше случайно-кастомизированного. И в переговорах с инвесторами аргумент о стандартности точно помогает. Вместо Clerky можно использовать Stripe Atlas или Gust, вот здесь отличное сравнение.

Нужно проверить, что имя корпорации не занято и не зарегистрировано как trademark. По-хорошему, есть смысл зарегистрировать её самим.

В качестве incorporator можно использовать свои имя и адрес, это не принципиально.

2\ Post-Incorporation. Опять же через Clerky. Мы сразу купили Lifetime за $799, и ещё ~$300 отдали регистратору.

Нас отговорили использовать калифорнийский адрес, поэтому мы не стали делать Foreign Qualification (разрешение для корпорации на работу в другом штате). Основатели должны не забыть оплатить акции по номиналу. Все документы, включая устав, советую внимательно прочитать.

Хороший тон: вестинг основателей — требование от себя самих продолжения работы в компании под угрозой потери части акций. Если есть вестинг и хоть малейший шанс стать за четыре года налоговым резидентом США — обязательно отправьте форму 83b.

3\ Регистрируем EIN. Нерезидентам можно по факсу, но из-за COVID в налоговой очереди, ждать придётся 3–4 месяца. Советую попросить любого местного юриста, за $200 вопрос решается за неделю — заодно и познакомитесь. Еще нужно Form BE-13 подать, что-то вроде местного Росстата.

4\ Регистрируем счёт в банке. Сейчас популярен Mercury: счет открывается полностью удаленно, и в целом у них всё хорошо кроме проблем со SWIFT.

Банк, на основе которого они построены, не подключён к SWIFT напрямую, поэтому переводы совершаются через партнёрский First National Bankers Bank. Это работает, но немного криво.

Есть еще Brex, Payoneer, TransferWise — ими не пользовался.

5\ Выбираем бухгалтера, разбираемся с QuickBooks. В российском сообществе популярны человек 20, я пообщался с пятью и начал работать с Верой Крюковой. Доволен невероятно, очень рекомендую.

6\ Заводим ESOP. На начальной стадии отлично подходят RSA или Stock Options. Если в команде есть налоговые резиденты Калифорнии, надо заполнить 25102(о).

7\ Принимаем инвестиции по SAFE. Если среди инвесторов резиденты США, подумайте о заполнении Form D.

8\ Выстраиваем взаимодействие с российским ООО. Правильная структура владения, финансы, интеллектуальная собственность. Здесь уже нужен юрист.

9\ Переводим инвесторов из ООО, чтобы холдинговая структура была в одном месте. Здесь тоже нужен юрист.

10\ Уведомляем о КИК российскую налоговую в течение трёх месяцев.

Пара слов о себе: экс замдиректора по инвестициям Mail.ru Group, сооснователь & CEO мобильного приложения «Мо: Медитация и Сон».

Подписывайтесь: Facebook (больше о работе), Instagram (из полезного — разбор крупных инвестиций в сториз), Telegram-канал (длинные статьи вроде этой).

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Максим В

Если это нужно для получения инвестиции, то все понятно. 

А если говорить вообще про перерегистрацию за границей, то возможны и минусы.  Я слышал историю, про то как на американскую компанию российских владельцев подали американские крупные конкуренты в суд, типа по вопросам интеллектуальной собственности, и траты для российских владельцев на процесс оказались невероятно большими.

Все закончилось не очень: конкуренты добились чего хотели - вынудили продать компанию за недорого + расходы на суд. А поехали ли бы американские конкуренты судиться в суде, скажем, города Воронежа это большой вопрос. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Как обычно, под полезными статьями на виси - 0 комментариев
Спасибо за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev

Это бесполезная статья, более того вредная и опасная для неокрепших умом. См. коменты ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Есть конструктивные замечания по сути статьи?

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Частное решение, частной задачи без объяснения "что и почему", которая просто вводит в заблуждение.
Потом по этой инструкции кто-то откроет и узнает, что у него 60 тыс долга перед Делавэр.

83b - а почему именно резиденты, а не резиденты чем хуже. А то что большинство не покупает акции своей компании, а распределяет.

И выкупать не обязательно акции, и во многих штатах у акций нет номинала, например, во Флориде.

И то что Делавэр - один из наиболее дорогих штатов, и всем туда лезть нет смысла. И только нерезиденты выбирают себе штат, а резиденты регистрируют там где находятся.

И то что открыв в Делавэр, а приехав и открыв офис в Калифорнии - это будет нарушение и уклонение от уплаты налогов.

 BE-13B - относится только к случаям, когда вновь созданное юр.лицо оценивается сразу более чем в $3 млн 

ESOP - опцион сотрудников, частный и единичный случай.

ну и т.д. и тому подобное.

А другие - возьмут это как инструкцию и сделают не понимая, что они делают, почему и зачем.

И скорее всего "экс замдиректора по инвестициям Mail.ru Group" может себе позволить квалифицированного юриста и бухгалтера, а многие кто тупо последуют инструкции окажут один на один со своими проблемами.

Назвал бы он статью, как мы решали свои конкретные задачи и почему сделали то, что сделали, и рассказал бы про причины и их решения - хорошая могла бы быть статья.
Но тут он говорит о том как "правильно", и это не выдерживает никакой критики.

Достаточно конструктивно?  

Ответить
Развернуть ветку
AeternaMens

Увы, 99% делают всё по подобным рекомендациям. А помогайки продают такие решения потому что легко продать. Как оно потом будет работать и во сколько обойдётся клиентам - всем пофиг, часто даже самим клиентам. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Да, вполне предметно. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shapovalov

Поговорим с Олегом Тиньковым что сейчас сидит в Лондоне для выдачи в сша за неуплату налогов после неудачной инкорпорации

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда