{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

История с отъемом домена ba-bah.ru или как не отдать свой бизнес конкурентам

Вот такое сообщение я увидел в одном из чатов и сразу им заинтересовался.

И действительно это дело А40-199034/2020-134-1271 легко находится в картотеке судебных дел. Из него мы узнаем, что суд не просто отобрал домен, а еще и обязал выплатить 500 тыс. рублей за использование чужой интеллектуальной собственности в виде слова «Бах».

Хронология событий

Череда событий легко отслеживается.

1) Мы видим, что домен ba-bah.ru уже в 2003 году использовался для продажи фейерверков. Вот самая ранняя версия сайта из веб-архива. Интернет-магазин фейерверков там находился всегда.

2) Но это не помешало в 2016 году конкурирующей фирме получить товарный знак №589161 «Бах».

3) В 2021 году конкуренты подают в суд и отбирают домен. Сейчас на домене ba-bah.ru расположен сайт, на котором новый владелец предлагает посетителям купить фейерверки.

Первое, что бросается в глаза, – дата регистрации домена намного раньше товарного знака. Суд не учел этот факт и аннулировал регистрацию домена, несмотря на четкую европейскую практику, которая исключает отъем домена в таких случаях. Технология «обратного захвата» домена в Европе признана недобросовестной, и такая схема там просто невозможна.

Как защититься

Как вообще могла случиться такая абсурдная ситуация, что у человека, добросовестно ведущего свой бизнес, просто отнимают годы его труда, вложенного в продвижение домена? Давайте разберем шаги, которые помогут защитить свой бизнес от подобных ситуаций.

1. Регистрация домена в качестве товарного знака.

Таковы реалии, что надежнее всего самому зарегистрировать товарный знак. Так вы убережете себя от любых посягательств на ваш домен. Попытки отобрать домен, защищенный товарным знаком, тоже бывают, как, например, с dom.ru и domovoy.ru. Но в обоих случаях претензии истца были отклонены. В случае с domovoy.ru истец дошел до Верховного суда, но во всех инстанциях получил отказ. В случае с dom.ru истец в итоге все таки купил домен за 120 млн. руб.

Забрать домен с товарным знаком в данный момент нельзя.

2. Мониторинг заявок в Роспатенте.

Если вы по какой-то причине не зарегистрировали товарный знак, необходимо постоянно мониторить чужие заявки. С момента подачи заявки до получения свидетельства на товарный знак проходит примерно год, так что у вас всегда будет время среагировать. Варианта ответа два: оспаривать регистрацию товарного знака через суд или готовить сайт к переезду на новый домен, сделав редирект (склейку). Тогда даже в случае отъема домена потери для бизнеса будут минимальны – новый домен заменит предыдущий в поисковой выдаче.

3. Получать почту на юридическом адресе и мониторить новые иски.

Банальность, но в данном примере, похоже, никто не читал входящую корреспонденцию, в которой были и претензии, и повестки в суд. Зная о судебном заседании, можно было бы подготовить защиту. Также можно периодически мониторить наличие исков онлайн по ИНН.

Если бы в данном случае было соблюдено хоть одно правило, таких разрушительных последствий для бизнеса можно было бы избежать.

Отдельно хочу отметить, что все ходы истца были совершены в правовом поле: товарный знак был зарегистрирован законно, требование убрать с домена ba-bah.ru фейерверки было тоже законным. Другой вопрос, что пассивная позиция ответчика позволила всей этой истории случиться. Так что правота каждой из сторон спора не так очевидна.

Должен ли существовать в бизнесе этикет и правила приличия или здесь как на войне – все средства хороши? На чьей стороне вы в этом конкретном споре?

0
129 комментариев
Написать комментарий...
Sergio Mekeda

Вопрос еще в том как Роспатент выдал ТЗ на неуникальное название. Уже работала компания с таким названием. 
Так что здесь дважды недобросовестная конкуренция. Регистрация ТЗ и обратный захват. Прям девяностые.

Ответить
Развернуть ветку
Terra Nova

Фактически у бывшего владельца домена ничего не было. Только домен с  коммерческой деятельностью. Он даже оспорить регистрацию ТЗ не мог. Мог бы только вовремя спрыгнуть на другой домен. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Т.е. здесь и недобросовестная конкуренция, и использование имени уже существующего бренда и введение в заблуждение потребителя. 
Кстати сейчас на сайте компании с 15-ти летней историей, посторонние люди под их именем предлагают купить фейерверки. Людей, которые привыкли заказывать на этом сайте, по сути вводят в заблуждение. 

Ответить
Развернуть ветку
Terra Nova

ИП не компания. ИП не имеет как такового фирменного наименования. А для комм. обозначения ему надо было иметь реальные точки продаж с таким наименованием. А тут чисто виртуальный проект. Боюсь, что суд не станет особо глубоко копать. Только если  ответчик не доказал бы официально, что вел данную деятельность на домене ещё до регистрации знака. Но покаким то причинам ответчик не стал этого делать. Возможно проблемы с официальными доказательствами. 

Ответить
Развернуть ветку
126 комментариев
Раскрывать всегда