{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Удалить негатив через суд почти невозможно (даже когда вы правы)

Мы удалили больше 2800 ссылок, и нам есть что сказать о вере бизнеса в защиту репутации в суде.

В интернете кто-то написал 100% ерунду о вашем бизнесе. Приток клиентов снизился, а партнеры задают неудобные вопросы. Казалось бы — самое время искать защиту репутации в суде. Однако здесь история только начинается, а положительный результат никто не гарантирует.

Разберемся, почему удаление через суд почти не помогает делу.

Как квалифицируют негатив

В юридической практике негатив в интернете квалифицируют как клевету или оскорбление, но чаще заявители уповают на статью о защите чести и деловой репутации. Разберем, в чем особенности каждого варианта.

УК РФ Статья 128.1. Клевета. Человек осознанно распространяет заведомо ложные сведения, порочащие честь, достоинство и подрывающие репутацию другого лица.

Ключевое слово — «осознанно». Иными словами, лицо предвидело и желало наступления общественно опасных последствий. Доказательство этого факта склоняет суд на сторону обвинения.

С клеветой возникает больше всего трудностей, ведь ее юридическое значение сильно разнится с повседневным. Фраза «Петров — мошенник» вряд ли будет расцениваться как клевета. Это общее выражение, не указывающее на определенный ложный факт.

ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Распространение ложных сведений, порочащих честь, достоинство и подрывающих репутацию другого лица. Ключевая разница от «клеветы» — в мотивах. Распространитель может делать это неосознанно или не подозревая о последствиях.

КоАП РФ Статья 5.61. Оскорбление. Распространение сведений, направленных на унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Злоумышленник стремился выразить отрицательную оценку личности. Иными словами, оскорбление не связано с деловыми качествами.

В 8 из 10 случаев заявителю предстоит иметь дело со статьей о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Во-первых, она позволяет отправить досудебную претензию и, в теории, решить вопрос мирно. Напомним, что уголовное судопроизводство не предусматривает отправку претензий. Во-вторых, именно этой статьи в последние годы касались законодательные новшества.

Статья о защите чести представляется гибким инструментом, она применяется в большинстве «репутационных» процессов. При этом статья применима только в отношении физических лиц.

Сколько денег и времени уйдет

Перефразируя Олега Тинькова, поход в суд — это дорого и очень долго. Что хуже, объем вложений не гарантирует пропорциональный результат. Пока посчитаем, сколько будет стоить каждое действие в рамках суда.

Нотариальный осмотр. Распечатать негативные отзывы на домашнем принтере можно, но суд их не примет. Необходимо провести нотариальный осмотр контента, составить протокол и заверить его.

Лингвистическая экспертиза. Эксперты должны дать заключение, есть ли в представленных текстах признаки информации, не соответствующей действительности. Если нет, то судиться смысла нет.

Однако положительное заключение экспертизы ≠ выигранный суд. Лингвисты лишь отмечают, что в контенте нет субъективного суждения, но имеются утверждения, которые реально проверить. Правдивы они или нет — предстоит разобраться в суде.

Услуги юриста. Стоимость труда формируется по-разному, однако средние чеки будут выглядеть примерно таким образом:

Стоит понимать, что юрист в здравом уме не будет обещать клиенту 100%-й результат. Всегда есть риск непредвиденных обстоятельств, а некоторые утверждения крайне трудно проверить.

Допустим, предпринимателя обвинили в непрофессионализме. Чтобы сопоставить негатив с действительностью, придется обнародовать внутренние инструкции, документы и планы, доказывающие, что компания действует согласно стандартам. Скорее всего, их придется сравнить со стандартами рынка. В общем, это долго и трудно, а судья может не прислушаться к доводам адвоката.

Стартовая стоимость рассмотрения дела в суде в Москве — 151 тыс. руб., а в регионах — 100 тыс. руб. При этом процесс займет в лучшем случае полгода.

Три способа превратить решение суда в тыкву

Решение суда — важный документ, однако на практике остаются лазейки для его обхода. Вот три наиболее популярные.

Частичное изменение контента. Суд закрепляет в решении конкретные фразы, которые не соответствуют действительности или порочат честь и достоинство. Если исправить эти формулировки, решение теряет силу. С точки зрения закона, это будет совершенно новый текст.

Без сомнения, опытные юристы заранее попросят внести в решение дополнительные признаки незаконного материала. Это поможет убрать его даже после изменения. Однако знают об этом далеко не все. Плюс у авторов негатива остается еще один трюк.

Случай из практики

Клиент самостоятельно удалил негатив о своей компании через суд. Спустя два года нежелательный контент появился на других сайтах, начал активно распространяться. Клиент узнал об этом от сотрудников отдела продаж — покупатели спрашивали о публикациях. Убрать новый негатив по решению суда юристы уже не могли.

Мы предложили альтернативный метод решения — запрашивать удаление не по ссылке, а по содержанию контента. Новые публикации не были дубликатом, однако содержали информацию, вытекающую из первого материала. Благодаря этому удалось убрать весь негатив в течение месяца.

Публикация на другом сайте. Принято считать, что надежнее всего блокировать контент по ссылке. К сожалению, даже подобная практика бессильна, если материал скопируют на другой сайт. Здесь авторам негатива играет на руку российское законодательство — оно не прописывает особые требования для интернет-площадок. Поэтому идти в суд придется снова.

Сайт находится в иностранной юрисдикции. Если сайт использует русский язык, это еще не значит, что он подчиняется российским законам. К примеру, «Отзовик» зарегистрирован на Кипре. Грозить ему судом попросту бесполезно.

Многие администраторы сайтов с негативом обидчивы. Некоторые — очень обидчивы. После судебных споров они сделают все, чтобы нежелательная информация распространилась будто сама собой.

Действия юристов регламентированы, и это играет против них

Как правило, защита репутации — не самый популярный юридический продукт. Подобные кейсы не рождают громких имен и скорее идут как сопровождение к большим клиентам. По этим причинам юридические способы удаления действуют «в лоб», усугубляя конфликт с автором негатива.

В 2020 году в «Репутация Москва» обратились более 30 юридических и консалтинговых агентств. Все команды опытные, но у них не получилось убрать негатив по старинке.

Законом установлен досудебный порядок урегулирования споров, поэтому отправка претензии обязательна. Если администрация сайта пойдет на уступки, то хорошо. Если нет — дело рискует превратиться в долгий вялотекущий процесс.

Действия юристов регламентированы законом, что делает их предсказуемыми. Большинство сайтов с негативом давно усвоили, как поступать при получении претензии, и будут защищаться.

Сам факт обращения в суд как бы говорит: «Ребята, вы не правы, и мы готовы идти до конца, чтобы это доказать». В современных условиях такие прямолинейные действия вызывают противодействие.

«Репутация Москва» поможет удалить негатив безопасно и с пожизненной гарантией. Наш метод основан на переговорах и мягкой силе. Важно найти подход ко всем, чтобы мирно и законно удалить нежелательные упоминания.

Обратитесь к нашим экспертам за консультацией. Они оценят ситуацию и при необходимости предложат альтернативные методы удаления информации.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Роман?
В интернете кто-то написал 100% ерунду о вашем бизнесе. Отток клиентов снизился, а партнеры задают неудобные вопросы.

Чёт нелогично, не? Либо отток повысился, либо приток снизился. 

Ответить
Развернуть ветку
Репутация Москва
Автор

Спасибо, точно! Поправили опечатку

Ответить
Развернуть ветку
Igor Tarasov

И этим прикрываются мошенники да и просто непорядрчные люди. Сначала накосячат, а потом судятся за репутацию и давят свободу слова. Кстати, вот чувак достаточно успешно зачищает отзовы про себя. 

https://telegra.ph/Reakciya-na-lzheca-i-aferista--svoboda-slova-ili-oskorblenie-07-20

Ответить
Развернуть ветку
Репутация Москва
Автор

Огромная проблема предпринимателей - сайты-отзовики, созданные для вымогательства денег. Они генерируют или парсят негатив и удаляют информацию только за деньги. И даже берут деньги за то, чтобы плохая информация не появлялась на их сайте какое-то время.

Просто наличие отдельных людей, которые по определённым причинам пишут ничем не подтверждённую информацию в интернете. Например,  компанию и конкретных людей из неё обвиняют в наркомании, в связах с магами и колдунами и их крышевании, в "татаро-жидо-массонстве". И этот откровенный бред выходит в топ выдачи и с ним приходится бороться, т.к. удаление опасно эскалацией конфликта.

Нельзя не отметить, что реальность такова, что негативные отзывы оставляют гораздо чаще, чем позитивные. Негатив всегда кликабельнее позитива, и негативные площадки выходят в топе поисковиков из-за алгоритмов, основанных на поведенческих факторах. Другими словами, выдача о компании или персоне очень часто - не объективна.

Мы работаем правомерно, нет цели отмыть именно мошенников или скрыть правду о компаниях и персонах. Простой подход: каждый заслуживает второй шанс. Если ты косячишь дальше, негатив будет появляться дальше. Нет способов сделать выдачу позитивно-статичной. И смысла в удалении в таком случае тоже нет. 60% наших клиентов больше не получают негативных отзывов, так как понимают ценность онлайн-репутации.

Большинство ссылок мы удаляем по договоренности, через связь с автором, извинения и компенсацию. Решаем проблему недовольных клиентов, и в плюсе остаётся и сам автор, и компания.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Tarasov

Да срать всем в тапки на отзывы мудаков. Вон у банков куча отзывов правдивых и негативных и работают. 

У нормальной компании все отзывы в истории судебных дел записаны. По ним отличную картину можно представить. 

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Адвокат Бейонсе изъял фото из интернета. Загуглите и поймете, что обращаться в такие конторы бессмысленно, если вы более-менее известны

Ответить
Развернуть ветку
Репутация Москва
Автор

Это называется Эффект Стрейзанд – явление, когда при попытках удалить негативную информацию в интернете, она наоборот получает наибольший резонанс. У нас в Журнале есть статья на эту тему. 

Согласны, что если довериться непрофессионалам, можно усугубить ситуацию. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Д.

Интересная статья. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Davletov

Дааааа....жесть, конечно, что через суд можно добиться чего-то с трудом

Ответить
Развернуть ветку
Роман?

Чисто репутационная рекомендация: не комментить только этого автора, а то палево :)

Ответить
Развернуть ветку
Репутация Москва
Автор

Пускай наш бывший дизайнер посидит в бане:) 

Ответить
Развернуть ветку
Роман?

Жестоко)

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Елистратова

Про внесудебную блокировку сайтов с помощью прокуратуры автор статьи конечно ни разу не слышал...  

Ответить
Развернуть ветку
Репутация Москва
Автор

Конечно, слышали:) Право на удаление информации из интернета закреплено Российскими и международными законами. Но работают они в 10-15% случаев.

Например, даже если условный предприниматель докажет, что написанный отзыв или статья про него не соответствует действительности, ничто не мешает владельцу площадки переразместить её на другом урле или с небольшим рерайтом.

Другая проблема - сайты на международных доменах, на которых такие судебные решения не распространяются.

Большинство ссылок мы удаляем по договоренности, через связь с автором, извинения и компенсацию. Решаем проблему недовольных клиентов, и в плюсе остаётся и сам автор, и компания.

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Елистратова

Я вам про досудебное урегулирование споров, а вы мне снова про решения судов... Вы с клиентами также общаетесь??

Ответить
Развернуть ветку
Репутация Москва
Автор

Вероника, более подробно эту тему мы освещаем здесь:
https://reputation.moscow/2021/01/26/dosudebnaya-pretenziya-o-klevete/
Будем рады, если статья окажется вам полезна. Хорошего вечера!

Ответить
Развернуть ветку
Репутация Москва
Автор

Больше полезных статей о выходе из репутационного кризиса в Журнале:

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

А если у недовольного клиента есть доказательства невыполнения неким лицом (физическим или юридическим) условий договора и он публично распространяет эти сведения, соответствующие действительности, причем останавливаться принципиально не собирается? Чо тогда делать будете?

Ответить
Развернуть ветку
Репутация Москва
Автор

Мы договариваемся и организуем так, чтобы этому лицу выполнили все работы по договору (а иногда даже больше). Тем самым мы решаем проблему этого лица и клиента (становится на одного негативщика меньше).
У нас было несколько подобных кейсов, когда негативащики становились адвокатами бренда.

Просто бывает так, что некоторые клиенты сами боятся выходить на контакт с такими активными негативщикаим, боятся еще большего гнева с их стороны. Либо были неудачные попытки из-за эмоций с обеих сторон - диалоги переходили в новые конфликты.

Всегда можно договориться, если разговаривать, а не ругаться.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Вот например: не выполнен договор поставки товара, покупатель вернул деньги за товар+проценты+расходы на представителя через арбитраж. Понимая, что в суде требовать компенсацию упущеной выгоды за непоставку товара бессмысленно, покупатель решил мстить, размещая фактическую информацию о косяке продавца и  дополняя ее неопределенными предположениями вроде "И очень вероятно что с вами будет также" или " Уверены что не напоретесь на такую же ситуацию" и так далее....
Чо делать будете в таком случае?

Ответить
Развернуть ветку
Репутация Москва
Автор

Потребительский экстремизм никто не отменял, люди начинают это использовать как рычаги давления или просто как развлечение. Тут два пути развития:

1) Вступать в диалоги с площадками, где размещается негатив. На основании подтверждений, что все условия договоров выполнены (все договоренности закрыты), просить их удалить данный контент.

2) Если все-таки автор является оскорбленным, а не просто "потребителем-экстремистом", то вести диалог с ним, выходя за рамки данной конфликтной ситуации. Чтобы компания воспринималсь ни как один директор, который оскорбил автора, а группа людей, которые работают в компании. И негатив сказывается в первую очередь на них: вместо работы персонал тратит время на отработку негатива, теряет клиентов из-за негатива, то есть падает доход компании, падает зарплата людей.

Многие авторы негатива не понимают или не хотят знать, что за ИП или ООО стоит не просто директор, а десятки или сотни людей, которые каждый день работают на этом предприятии, и негатив влияет на каждого из них (хоть не на прямую, но косвенно - на них успехи и доходы)  

У нас в Журнале есть статья на эту тему, возможно, будет полезна:

Ответить
Развернуть ветку
Константин Приветов

Отзовик хороший сайт!

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда