Удалить негатив через суд почти невозможно (даже когда вы правы)
Мы удалили больше 2800 ссылок, и нам есть что сказать о вере бизнеса в защиту репутации в суде.
В интернете кто-то написал 100% ерунду о вашем бизнесе. Приток клиентов снизился, а партнеры задают неудобные вопросы. Казалось бы — самое время искать защиту репутации в суде. Однако здесь история только начинается, а положительный результат никто не гарантирует.
Разберемся, почему удаление через суд почти не помогает делу.
Как квалифицируют негатив
В юридической практике негатив в интернете квалифицируют как клевету или оскорбление, но чаще заявители уповают на статью о защите чести и деловой репутации. Разберем, в чем особенности каждого варианта.
УК РФ Статья 128.1. Клевета. Человек осознанно распространяет заведомо ложные сведения, порочащие честь, достоинство и подрывающие репутацию другого лица.
Ключевое слово — «осознанно». Иными словами, лицо предвидело и желало наступления общественно опасных последствий. Доказательство этого факта склоняет суд на сторону обвинения.
С клеветой возникает больше всего трудностей, ведь ее юридическое значение сильно разнится с повседневным. Фраза «Петров — мошенник» вряд ли будет расцениваться как клевета. Это общее выражение, не указывающее на определенный ложный факт.
ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Распространение ложных сведений, порочащих честь, достоинство и подрывающих репутацию другого лица. Ключевая разница от «клеветы» — в мотивах. Распространитель может делать это неосознанно или не подозревая о последствиях.
КоАП РФ Статья 5.61. Оскорбление. Распространение сведений, направленных на унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Злоумышленник стремился выразить отрицательную оценку личности. Иными словами, оскорбление не связано с деловыми качествами.
В 8 из 10 случаев заявителю предстоит иметь дело со статьей о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Во-первых, она позволяет отправить досудебную претензию и, в теории, решить вопрос мирно. Напомним, что уголовное судопроизводство не предусматривает отправку претензий. Во-вторых, именно этой статьи в последние годы касались законодательные новшества.
Статья о защите чести представляется гибким инструментом, она применяется в большинстве «репутационных» процессов. При этом статья применима только в отношении физических лиц.
Сколько денег и времени уйдет
Перефразируя Олега Тинькова, поход в суд — это дорого и очень долго. Что хуже, объем вложений не гарантирует пропорциональный результат. Пока посчитаем, сколько будет стоить каждое действие в рамках суда.
Нотариальный осмотр. Распечатать негативные отзывы на домашнем принтере можно, но суд их не примет. Необходимо провести нотариальный осмотр контента, составить протокол и заверить его.
Лингвистическая экспертиза. Эксперты должны дать заключение, есть ли в представленных текстах признаки информации, не соответствующей действительности. Если нет, то судиться смысла нет.
Однако положительное заключение экспертизы ≠ выигранный суд. Лингвисты лишь отмечают, что в контенте нет субъективного суждения, но имеются утверждения, которые реально проверить. Правдивы они или нет — предстоит разобраться в суде.
Услуги юриста. Стоимость труда формируется по-разному, однако средние чеки будут выглядеть примерно таким образом:
Стоит понимать, что юрист в здравом уме не будет обещать клиенту 100%-й результат. Всегда есть риск непредвиденных обстоятельств, а некоторые утверждения крайне трудно проверить.
Допустим, предпринимателя обвинили в непрофессионализме. Чтобы сопоставить негатив с действительностью, придется обнародовать внутренние инструкции, документы и планы, доказывающие, что компания действует согласно стандартам. Скорее всего, их придется сравнить со стандартами рынка. В общем, это долго и трудно, а судья может не прислушаться к доводам адвоката.
Стартовая стоимость рассмотрения дела в суде в Москве — 151 тыс. руб., а в регионах — 100 тыс. руб. При этом процесс займет в лучшем случае полгода.
Три способа превратить решение суда в тыкву
Решение суда — важный документ, однако на практике остаются лазейки для его обхода. Вот три наиболее популярные.
Частичное изменение контента. Суд закрепляет в решении конкретные фразы, которые не соответствуют действительности или порочат честь и достоинство. Если исправить эти формулировки, решение теряет силу. С точки зрения закона, это будет совершенно новый текст.
Без сомнения, опытные юристы заранее попросят внести в решение дополнительные признаки незаконного материала. Это поможет убрать его даже после изменения. Однако знают об этом далеко не все. Плюс у авторов негатива остается еще один трюк.
Случай из практики
Публикация на другом сайте. Принято считать, что надежнее всего блокировать контент по ссылке. К сожалению, даже подобная практика бессильна, если материал скопируют на другой сайт. Здесь авторам негатива играет на руку российское законодательство — оно не прописывает особые требования для интернет-площадок. Поэтому идти в суд придется снова.
Сайт находится в иностранной юрисдикции. Если сайт использует русский язык, это еще не значит, что он подчиняется российским законам. К примеру, «Отзовик» зарегистрирован на Кипре. Грозить ему судом попросту бесполезно.
Многие администраторы сайтов с негативом обидчивы. Некоторые — очень обидчивы. После судебных споров они сделают все, чтобы нежелательная информация распространилась будто сама собой.
Действия юристов регламентированы, и это играет против них
Как правило, защита репутации — не самый популярный юридический продукт. Подобные кейсы не рождают громких имен и скорее идут как сопровождение к большим клиентам. По этим причинам юридические способы удаления действуют «в лоб», усугубляя конфликт с автором негатива.
В 2020 году в «Репутация Москва» обратились более 30 юридических и консалтинговых агентств. Все команды опытные, но у них не получилось убрать негатив по старинке.
Законом установлен досудебный порядок урегулирования споров, поэтому отправка претензии обязательна. Если администрация сайта пойдет на уступки, то хорошо. Если нет — дело рискует превратиться в долгий вялотекущий процесс.
Действия юристов регламентированы законом, что делает их предсказуемыми. Большинство сайтов с негативом давно усвоили, как поступать при получении претензии, и будут защищаться.
Сам факт обращения в суд как бы говорит: «Ребята, вы не правы, и мы готовы идти до конца, чтобы это доказать». В современных условиях такие прямолинейные действия вызывают противодействие.
«Репутация Москва» поможет удалить негатив безопасно и с пожизненной гарантией. Наш метод основан на переговорах и мягкой силе. Важно найти подход ко всем, чтобы мирно и законно удалить нежелательные упоминания.
Обратитесь к нашим экспертам за консультацией. Они оценят ситуацию и при необходимости предложат альтернативные методы удаления информации.
Чёт нелогично, не? Либо отток повысился, либо приток снизился.
Спасибо, точно! Поправили опечатку
И этим прикрываются мошенники да и просто непорядрчные люди. Сначала накосячат, а потом судятся за репутацию и давят свободу слова. Кстати, вот чувак достаточно успешно зачищает отзовы про себя.
https://telegra.ph/Reakciya-na-lzheca-i-aferista--svoboda-slova-ili-oskorblenie-07-20
Огромная проблема предпринимателей - сайты-отзовики, созданные для вымогательства денег. Они генерируют или парсят негатив и удаляют информацию только за деньги. И даже берут деньги за то, чтобы плохая информация не появлялась на их сайте какое-то время.
Просто наличие отдельных людей, которые по определённым причинам пишут ничем не подтверждённую информацию в интернете. Например, компанию и конкретных людей из неё обвиняют в наркомании, в связах с магами и колдунами и их крышевании, в "татаро-жидо-массонстве". И этот откровенный бред выходит в топ выдачи и с ним приходится бороться, т.к. удаление опасно эскалацией конфликта.
Нельзя не отметить, что реальность такова, что негативные отзывы оставляют гораздо чаще, чем позитивные. Негатив всегда кликабельнее позитива, и негативные площадки выходят в топе поисковиков из-за алгоритмов, основанных на поведенческих факторах. Другими словами, выдача о компании или персоне очень часто - не объективна.
Мы работаем правомерно, нет цели отмыть именно мошенников или скрыть правду о компаниях и персонах. Простой подход: каждый заслуживает второй шанс. Если ты косячишь дальше, негатив будет появляться дальше. Нет способов сделать выдачу позитивно-статичной. И смысла в удалении в таком случае тоже нет. 60% наших клиентов больше не получают негативных отзывов, так как понимают ценность онлайн-репутации.
Большинство ссылок мы удаляем по договоренности, через связь с автором, извинения и компенсацию. Решаем проблему недовольных клиентов, и в плюсе остаётся и сам автор, и компания.
Да срать всем в тапки на отзывы мудаков. Вон у банков куча отзывов правдивых и негативных и работают.
У нормальной компании все отзывы в истории судебных дел записаны. По ним отличную картину можно представить.
Адвокат Бейонсе изъял фото из интернета. Загуглите и поймете, что обращаться в такие конторы бессмысленно, если вы более-менее известны
Это называется Эффект Стрейзанд – явление, когда при попытках удалить негативную информацию в интернете, она наоборот получает наибольший резонанс. У нас в Журнале есть статья на эту тему.
Согласны, что если довериться непрофессионалам, можно усугубить ситуацию.
Интересная статья. Спасибо!
Дааааа....жесть, конечно, что через суд можно добиться чего-то с трудом
Чисто репутационная рекомендация: не комментить только этого автора, а то палево :)
Пускай наш бывший дизайнер посидит в бане:)
Жестоко)
Про внесудебную блокировку сайтов с помощью прокуратуры автор статьи конечно ни разу не слышал...
Конечно, слышали:) Право на удаление информации из интернета закреплено Российскими и международными законами. Но работают они в 10-15% случаев.
Например, даже если условный предприниматель докажет, что написанный отзыв или статья про него не соответствует действительности, ничто не мешает владельцу площадки переразместить её на другом урле или с небольшим рерайтом.
Другая проблема - сайты на международных доменах, на которых такие судебные решения не распространяются.
Большинство ссылок мы удаляем по договоренности, через связь с автором, извинения и компенсацию. Решаем проблему недовольных клиентов, и в плюсе остаётся и сам автор, и компания.
Я вам про досудебное урегулирование споров, а вы мне снова про решения судов... Вы с клиентами также общаетесь??
Вероника, более подробно эту тему мы освещаем здесь:
https://reputation.moscow/2021/01/26/dosudebnaya-pretenziya-o-klevete/
Будем рады, если статья окажется вам полезна. Хорошего вечера!
Больше полезных статей о выходе из репутационного кризиса в Журнале:
А если у недовольного клиента есть доказательства невыполнения неким лицом (физическим или юридическим) условий договора и он публично распространяет эти сведения, соответствующие действительности, причем останавливаться принципиально не собирается? Чо тогда делать будете?
Мы договариваемся и организуем так, чтобы этому лицу выполнили все работы по договору (а иногда даже больше). Тем самым мы решаем проблему этого лица и клиента (становится на одного негативщика меньше).
У нас было несколько подобных кейсов, когда негативащики становились адвокатами бренда.
Просто бывает так, что некоторые клиенты сами боятся выходить на контакт с такими активными негативщикаим, боятся еще большего гнева с их стороны. Либо были неудачные попытки из-за эмоций с обеих сторон - диалоги переходили в новые конфликты.
Всегда можно договориться, если разговаривать, а не ругаться.
Вот например: не выполнен договор поставки товара, покупатель вернул деньги за товар+проценты+расходы на представителя через арбитраж. Понимая, что в суде требовать компенсацию упущеной выгоды за непоставку товара бессмысленно, покупатель решил мстить, размещая фактическую информацию о косяке продавца и дополняя ее неопределенными предположениями вроде "И очень вероятно что с вами будет также" или " Уверены что не напоретесь на такую же ситуацию" и так далее....
Чо делать будете в таком случае?
Потребительский экстремизм никто не отменял, люди начинают это использовать как рычаги давления или просто как развлечение. Тут два пути развития:
1) Вступать в диалоги с площадками, где размещается негатив. На основании подтверждений, что все условия договоров выполнены (все договоренности закрыты), просить их удалить данный контент.
2) Если все-таки автор является оскорбленным, а не просто "потребителем-экстремистом", то вести диалог с ним, выходя за рамки данной конфликтной ситуации. Чтобы компания воспринималсь ни как один директор, который оскорбил автора, а группа людей, которые работают в компании. И негатив сказывается в первую очередь на них: вместо работы персонал тратит время на отработку негатива, теряет клиентов из-за негатива, то есть падает доход компании, падает зарплата людей.
Многие авторы негатива не понимают или не хотят знать, что за ИП или ООО стоит не просто директор, а десятки или сотни людей, которые каждый день работают на этом предприятии, и негатив влияет на каждого из них (хоть не на прямую, но косвенно - на них успехи и доходы)
У нас в Журнале есть статья на эту тему, возможно, будет полезна:
Отзовик хороший сайт!