{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

6 вопросов по НДФЛ, которые вызывают затруднения

Сколько раз в месяц выдавать расчетный листок, какую ставку выбрать для зарплаты и дивидендов свыше 15 млн ₽, имеет ли право сотрудник на ГПХ на стандартный вычет. Эти и другие частые вопросы от бухгалтеров разбираем в нашей статье.

Ольга

Должен ли работодатель выдавать работнику расчетный листок при каждой выплате зарплаты, то есть дважды в месяц?

Если раньше денежные выплаты сотрудникам делили на аванс и зарплату, то с недавнего времени все выплаты стали считаться и называться заработной платой, хоть и продолжают выплачивать ее дважды в месяц.

Пока нет единого мнения о том, как часто нужно выдавать расчетные листки. Так, Роструд считает, что расчетный листок обязателен для каждой выплаты заработной платы (ответ Роструда на вопрос № 151652 от 16.07.2021 на сайте онлайнинспекция.рф). А Минтруд в письме от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375 рекомендует выдавать расчетные листки вместе с месячной зарплатой.

Получается, что работодатель должен оформлять расчетные листки не реже одного раза в месяц. Но по своему усмотрению может и дважды.

Работодатель ежемесячно предоставлял своему сотруднику вычеты на троих детей. Последние 3 месяца перед увольнением заработная плата сотруднику не начислялась, а вычеты предоставлялись нарастающим итогом. При окончательном расчете вычеты превысили сумму начисленного дохода, и у работника появился излишне удержанный налог, то есть у предприятия появилась задолженность перед работником.

Как правильно рассчитать выплату такому сотруднику при увольнении? Возврат работнику излишне удержанного НДФЛ возможен только по его заявлению или эту сумму можно просто выдать вместе с расчетными в день увольнения? Влияет ли на применение налоговых вычетов наличие в расчетном периоде прогулов?

Для начала разберемся, как предоставляются налоговые вычеты на детей. Работодатель (налоговый агент) начисляет и удерживает НДФЛ на дату фактического получения работником дохода (п. 3 ст. 226 НК РФ). В расчете НДФЛ участвуют все доходы, полученные работником с начала налогового периода нарастающим итогом, то есть вся начисленная за это время зарплата, премии, отпускные и т. д.

Если сотрудник не появлялся на рабочем месте по неуважительной причине, иными словами — прогуливал, этот период не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 121 ТК РФ). То есть за это время компенсация за неиспользованный отпуск не начисляется. Это значит, что из расчета надо убрать время прогула и начислить компенсацию только за то время, когда сотрудник работал.

Прогулы не лишают работника права на налоговый вычет. И если работнику полагается компенсация за неиспользованный отпуск, то стандартный налоговый вычет бухгалтеру следует применить (письмо Минфина РФ от 15.02.2018 № 03-04-05/9654).

Если при увольнении работнику не полагается никаких выплат, то и вычет по НДФЛ ему не предоставляется (письмо Минфина РФ от 30.10.2018 № 03-04-05/78020). В нашем случае налог пересчитан из-за месяцев, в которых работнику не начислялась зарплата, поэтому работодатель возвращает излишне удержанную сумму налога на банковский счет работника вместе с компенсацией при увольнении. Заявление от работника о возврате излишне удержанного НДФЛ не требуется.

Работодатель компенсирует сотруднику и членам его семьи стоимость перелета до места отпуска, например, из места проживания до Москвы, а затем за границу и тем же путем обратно. Нужно ли облагать страховыми взносами компенсацию стоимости перелета для членов семьи работника?

Облагается такой расход организации страховыми взносами или нет, зависит от того, каким образом оплачивались и приобретались билеты для членов семьи работника.

Компания самостоятельно покупает билеты для сотрудника и его родственников. В таком случае у работника дохода не возникает, приобретенные билеты облагаться страховыми взносами не могут. Да и родственники работника не являются сотрудниками организации-работодателя, не получают там зарплату. Поэтому и взносы начислять в данном случае не на что (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Компания перечислила сотруднику стоимость билетов на личный счет. Такая выплата будет облагаться взносами, так как приравнивается к доходу работника.

Учредитель фирмы получает ежемесячно зарплату и дивиденды. Общий доход в 2021 году превысил 5 млн ₽. Как удерживать НДФЛ 15 %: с общей суммы доходов или с каждого вида дохода отдельно? И как учесть детские вычеты?

По ставке 13 % облагается доход меньше и равный 5 млн ₽. По ставке 15 % — свыше 5 млн ₽ нарастающим итогом с начала года. Дополнительно к этой сумме уплачиваются 650 тыс. ₽, если доход превысил 5 млн ₽ (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Доход по дивидендам с заработной платой складывать не надо, это два разных вида дохода. Они учитываются по двум разным статьям, по каждой из которых отдельно отслеживается достижение предельной величины для применения ставки налога. Если дивиденды превысили 5 млн ₽, то НДФЛ удерживаете 15 %. Если нет, то 13 %. По заработной плате точно так же, пока она не превысит 5 млн ₽, продолжаем удерживать 13 %. Как только превысит — 15 % (п. 2.1 ст. 210 НК РФ).

Нужно ли предоставлять декларацию по форме 6-НДФЛ, если организация не ведет деятельность, не имеет сотрудников в штате, заработная плата не начисляется и не выплачивается?

Если в штате организации или ИП нет сотрудников, заработная плата никому не начисляется, такая организация не является налоговым агентом РФ. Представлять «нулевую» налоговую отчетность по форме 6-НДФЛ не нужно.

Имеет ли работник на ГПХ право на вычет на ребенка?

Договор ГПХ — это такой же документ, подтверждающий официальное трудоустройство, как и стандартный трудовой договор. И он дает право на получение стандартного вычета по НДФЛ в том периоде, на который он заключен (письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.06.2010 № 20-15/3/057717).

Работник имеет право на получение налогового вычета (п. 3 ст. 218 НК РФ). Он должен написать об этом заявление и приложить документы, подтверждающие право на вычет:

  • свидетельство о рождении или усыновлении ребенка;
  • свидетельство о браке, если вычет получает супруг родителя;
  • документ, подтверждающий содержание ребенка, если родители в разводе;
  • справку об инвалидности, если вдруг таковая имеется;
  • справку об очной форме обучения ребенка;
  • справку 2-НДФЛ от предыдущего работодателя при устройстве на работу не с начала года;
  • постановление органа опеки или договор о приемной семье.

Что если в течение расчетного периода стандартные налоговые вычеты работнику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем следовало (ст. 218 НК РФ)? По окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на вычеты, налоговая их пересчитывает. И если работник где-то недополучил вычет, ФНС восстановит справедливость и работодатель должен будет доплатить (п. 4 ст. 218 НК РФ).

Мы собрали всю необходимую информацию, которая поможет при расчете вычетов на детей, в статье «”Детские” вычеты по НДФЛ: о чем нужно знать бухгалтеру».

Компания запланировала профильное обучение сотрудников. Как провести в бухучете расходы на него? Нужно ли учитывать обучение как доходы сотрудников?

По общему правилу, если компания оплачивает обучение сотрудников, такие платежи считается доходом работника и должны облагаться НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Но в данном случае речь идет об обучении по профилю деятельности предприятия, то есть обучение происходит в интересах работодателя, а не сотрудника. И значит, у сотрудника не возникает дохода (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.02.2013 № Ф03-44/2013 по делу № А51-5078/2012). Поэтому и нет повода для удержания НДФЛ.

В бухучете проводки по списанию стоимости обучения в расходы делаются на дату выдачи документа о пройденном обучении.

Бухгалтер сделает такие записи:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 60 — отражена стоимость обучения сотрудников.

Такие расходы в полном размере уменьшают налогооблагаемую базу.

Оплачивает ли работодатель обучение работников по требованию закона или по собственной инициативе, для налогового и бухгалтерского учета не важно.

Чтобы отнести стоимость обучения в расходы, нужно иметь подтверждающие документы:

  • приказ о направлении работников на обучение;
  • договор с учебным заведением (п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441);
  • акт об оказанной образовательной услуге.

Еще нужны подтверждающие документы от обучающей организации: учебная программа с указанием количества часов, сертификат или иной документ о том, что сотрудники прошли обучение.

Такие затраты можно отнести к прочим расходам (пп. 14, 15, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда