Депутаты разработали законопроект об отключении рекомендательных систем в соцсетях и сервисах — «Ъ» Статьи редакции

Под новые правила могут попасть новостные агрегаторы, стриминги и видеосервисы.

  • Одним из первых в Госдуме нового созыва могут рассмотреть законопроект о регулировании рекомендательных сервисов, сообщает «Ъ» со ссылкой на рабочую версию документа.
  • Алгоритмы рекомендаций используют VK, Instagram, YouTube, «Кинопоиск», «Яндекс.Музыка» и другие. По законопроекту, площадки должны предупреждать пользователей, какие данные анализируют для рекомендаций, и давать возможность отключать их.

  • В марте Ассоциация юристов России внесла предложения в Госдуму, Минцифры и Совет федерации о регулировании рекомендательных систем. В них было указано, что алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, увеличивать риски социальных конфликтов.
  • Законопроект разрабатывает комитет по информполитике. «В первую очередь он предполагает регулирование рекомендательных сервисов социальных сетей. Попадут ли под регулирование онлайн-кинотеатры — вопрос дискуссионный», — рассказал «Ъ» член комитета Антон Горелкин.
  • Рекомендательные системы — это механизм повышения качества услуг, считает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Ограничения могут затормозить развитие голосовых помощников и повлиять на финансовые показатели компаний, считает гендиректор «Сбер.Звука» Михаил Ильичев.

  • В сентябре 2021 года WSJ опубликовал расследование об алгоритмах Facebook. В нём указано, что одноимённая соцсеть, WhatsApp и Instagram могут причинять вред пользователям.
0
136 комментариев
Написать комментарий...
Иннокентий Фефилов

Член комитета по информационной политике Антон Горелкин подтвердил факт разработки документа, отметив, что в рекомендательных сервисах соцсетей «важна прозрачность». Несколько дней назад Горелин заявлял, что «рекомендательные алгоритмы настраиваются так, чтобы в ленте всегда были фейки, провокации, буллинг».

Спалился Горелин.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Клопс

Это Facebook спалился, а не Горелкин.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

У социальных сетей рекомендации подстраиваются под пользователя. У меня нет фейков, провокаций и буллинга. У меня научные паблики, паблики по моему хобби и всякие диджитал-шмиджитал-маркетинг темы.

Ответить
Развернуть ветку
GS

Ага, только вот я вообще не смотрю политических роликов и прочего. Только музыка и авто-мото тематика. Тем не менее мне так же постоянно подпихивали Навального в начале-середине года - пришлось даже автовоспроизведение отключить.
После шумихи всё вернулось на свои места, но как говорится: "осадок-то остался".
Запрещать - это плохая тенденция нашего государства, но ведь есть альтернатива - сообщать на основе каких данных рекомендуются ролики, и иметь возможность самому настраивать критерии - что в этом плохого для пользователя?

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Странно. Сколько раз вы нажимали «не рекомендовать»под роликом? У меня чуть ли не с первого раза работало.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kovalev

Я нажимал всё что можно, но практически каждый ролик на ютюбе у меня начинался с Навального, концу всей этой эпопеи я его уже тихо ненавидел, а ведь изначально был ко всему этому нейтрален

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

А это реклама наверно была чтобы на выборы не ходили и не избрали кого-то «не того».

Ответить
Развернуть ветку
GS

Нисколько. Я про YouTube.
При просмотре выбранного мной видео в списке рекомендаций всё ок, через ролик список рекомендаций меняется, а через 2 подводят к политике.
Субъективно, но на YT роликов, объединяющих несколько тематик - полно. И каждый раз они подводились по кратчайшему пути к политическим через буферные видео, смежных категорий.
Например: презентация нового Harley Davidson -> путешествия на мото -> дороги заграницей и в России -> собянин уничтожает Москву.
Реализация такого алгоритма очень проста, на первый взгляд логична для пользователя, да и формально следует по рекомендациям на основе просмотренных роликов.
Сейчас такого, как я уже писал выше - нет, но если в какой-то момент корпорация снова решит на меня влиять - лично я хотел бы это контролировать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

К слову, некоторые видео Навального шли в Ютубе как реклама, и потому их технически нельзя было заблокировать через менюшку.

Ответить
Развернуть ветку
133 комментария
Раскрывать всегда