{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кейс из практики taxCOACH®: когда без агентского договора не обойтись

Мы неоднократно рассказывали о плюсах и минусах агентского договора (см., например, здесь), указывая на необходимость обдуманного подхода к применению инструмента, имея веское обоснование деловой цели. Ведь, как показывает практика, применение агентской модели построения отношений в группе компаний упоминается в более чем 10% всех дел, касающихся искусственного дробления бизнеса.

Однако бывают ситуации, когда особенности ведения бизнеса и отрасль деятельности не оставляют шансов избежать агентского договора. Вот один из таких примеров.

Исходная ситуация:

Группа компаний осуществляет деятельность по проектированию ландшафтного дизайна для частных клиентов и организаций.

Чаще всего после проектирования компания также ведет полное сопровождение реализации проекта, включая комплектацию и проведение строительных работ. При этом стоимость таких работ и материалов составляет весомую долю в выручке бизнеса.

В момент начала работы с клиентом структура бизнеса включала в себя 2 основные операционные компании, между которыми, в целях разделения всей входящей выручки, были поделены все договоры с клиентами. При этом не соблюдалась привязка по функционалу, компании были полностью афилированны (основатель бизнеса на 100% был участником каждой организации).

Очевидны все основные признаки искусственного дробления бизнеса в целях сохранения права на спецрежимы. Совокупная выручка обеих компаний превышала сумму в 250 млн. руб.

Договоры на сопровождение комплектации заключались в виде договоров поставки, что искусственно увеличивало выручку на своих субъектах. Хотя фактически компании искали поставщиков/подрядчиков и заказывали индивидуальное изготовление/подбор определенных товаров, согласно проекту. Явная посредническая функция услуги сопровождения.

Заключить агентский договор на соотвествующие услуги с клиентом бизнес не может.

В этом случае всю свою наценку на услугах придется показывать в виде агентского вознаграждения, размер которого в сравнении с себестоимостью заказываемых товаров нужно объяснить клиенту. С другой стороны, в отношениях с поставщиками/подрядчиками есть нюанс получения бонусов и скидок для дизайнеров, о которых клиент вообще ничего не знает. В ситуации агентского договора в интересах клиента оформить такой бонус официально не получится.

Что было сделано:

Опираясь на выработанные нами 5 правил построения группы компаний без признаков искусственного дробления юридическая структура бизнеса была скорректирована следующим образом:

1. Обеспечено и усилено логичное функциональное деление компаний: в группе компаний выделено 3 субъекта - Проектирование, Сопровождение и новая компания - Проектирование для организаций. Третья компания занимается исключительно договорами с организациями, замыкая на себе весь комплекс работ (проектирование, дизайн, консультирование в части сопровождения комплектации), учитывая специфику клиентов сектора B2B.

Разделяем субъекты строго с соблюдением Правила 1: «Структура группы компаний, ее субъектный состав и взаимоотношения между субъектами должны соответствовать реальным бизнес-процессам» и Правила 4: «Обеспеченность ресурсами. Обособляя те или иные функции в отдельный субъект группы, следует также наделить его ресурсами, для их выполнения. Трудовыми, финансовыми, материальными».

Каждая компания занимается только своим видом деятельности, заключает только соотвествующие ему виды договоров. У каждой компании есть соответствующий ее виду деятельности штат, офис, другие ресурсы.

2. Отношения между компанией Сопровождение и клиентами сохранены в рамках договора поставки, учитывая описанные выше особенности.

Однако учтена реальность роли Сопровождения - как посредника между клиентами и подрядчиками. Объективно компания осуществляет только поиск подрядчиков и контроль за соответствием результата их работы проекту. Для реализации данного статуса при невозможности заключить посреднический договор с клиентом, предложено заключить агентские договоры с подрядчиками.

Таким образом, Сопровождение становится агентом своих подрядчиков.

Это решает следующие вопросы:

  • юридически закрепляется реальный функционал компании как посредника;
  • выручка подрядчиков не включается в выручку Сопровождения, что уменьшает размер выручки компании до ее агентского вознаграждения. Соотвественно, уменьшается совокупная выручка бизнеса в целом;
  • бонусом это позволяет компании спокойно применять УСН с объектом «Доходы». И объем выручки, и отсутствие необходимости учитывать у себя затраты на оплату работы подрядчиков делают данный режим налогообложения максимально выгодным и в целом возможным к применению;
  • сохраняются взаимоотношения подрядчика и Сопровождения по выплате бонусов за клиента (что характерно для отраслей дизайна), бонус официально выплачивается в виде агентского вознаграждения. При этом клиент о его размере и вообще самом факте бонуса не знает, как и ранее при оформлении цепочки отношений подрядчик-Сопровождение-клиент договорами поставки.

Для большинства поставщиков/подрядчиков такая модель выстраивания отношений приемлема (несмотря на увеличение собственной выручки при такой схеме работы), поскольку в большинстве своем - это небольшие предприятия, изготавливающие или поставляющие эксклюзивные и редкие вещи на заказ (изготовление уникальных дорогостоящих беседок, доставка эксклюзивных растений и т.д.). Они заинтересованы в каждом клиенте, тем более в том, с которым возможно выстроить работу в долгую.

Безусловно, что в пуле подрядчиков и поставщиков есть и небольшая часть крупных, всем известных компаний. С ними сохраняется договор поставки.

3. Деловая цель обоснована не только функциональным разделением с учетом особенностей каждого направления бизнеса, но и корпоративными целями (согласно Правилу 2: «Изменение структуры группы компаний должно иметь реальную деловую мотивацию» и Правилу 3: «Зоны фактической и юридической ответственности должны совпадать. Как в отношении основателей бизнеса, так и менеджмента компании»). В модели владения кроме основателя бизнеса в состав участников компаний включены младшие партнеры - они же директоры - руководители направлений.

Произошла диверсификация собственности, что само по себе является обоснованной деловой целью оформления бизнеса в группу компаний.

Таким образом, юридическая структура была скорректирована исходя из 5 правил структурирования бизнеса, что позволяет говорить о минимизации «критериев искусственного дробления» и сведению рисков обвинений в дроблении к минимуму.

О трендах налогового администрирования и общих условиях построения бизнеса без признаков дробления смотрите в новой серии открытого бизнес-курса «Пять правил построения группы компаний без признаков искусственного дробления». Выпуски — по вторникам и четвергам. В течение двух месяцев.

Все 30 серий смотрите на youtube-канале «Ярослав Савин taxCOACH».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда