{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

За некачественный ноутбук суд взыскал 841 тысячу рублей

История о том, как из-за бездействия юристов Производителя суд взыскал за ноутбук стоимостью 80 тысяч рублей больше 800 тысяч.

Покупка, первый год использования, ремонт и претензия.

В апреля 2017 года я решил приобрести себе новый ноутбук. Я много путешествую поэтому мне нужна была легкая, но в то же время производительная модель, чтобы я мог работать в дороге. Мой выбор пал на ноутбук Lenovo ThinkPad Ultrabook X1 Carbon со следующими характеристиками 14"FHD(1920x1080)IPS,i5-6200U(2,3GHz),8GB(1),256GB SSD, HD Graphics520,NoODD,WiFi,4G modem,4cell,Camera,Win 10 SL 64 стоимостью 82245 рублей, кроме того, мной были оплачены услуги по доставке товара из Москвы (я живу в Перми) в размере 256 рублей. На ноутбук производителем был установлен 3 летний гарантийный срок, что внушало уверенность в том, что производитель уверен в своем товаре.

Почти год ноутбук меня радовал и работал как часы, но в феврале 2018 года он перестал включаться. Я обратился за гарантийным ремонтом в сервисный центр, ремонт занял 32 дня.

Такой акт мне выдал сервисный центр. Обязательно сохраняйте его.

Через месяц все повторилось, ноутбук снова перестал включаться.

В этот момент у меня как и у любого потребителя есть две возможности:

  1. Снова обратиться в сервисный центр за устранением недостатка
  2. Обратиться к продавцу, производителю (импортеру) или уполномоченной производителем организации за возвратом денежных средств или за обменом товара.

При первой поломке у меня такой возможности не было поскольку ноутбук является технически сложным товаром. Технически сложный товар можно вернуть только при наличии в нем существенного недостатка. Если недостаток в технически сложном товаре возник у вас в первый раз на 99% процентов он не является существенным, но есть исключения. Когда недостаток у вас появляется второй раз он может быть существенным, но не всегда. У меня он был существенным поскольку он был точно таким же как и в первый раз.

Я принял решение вернуть денежные средства поскольку ждать еще месяц когда недостатки вновь устранят, без уверенности, что ноутбук не сломается снова я не мог себе позволить.

Направление претензии.

Перед тем как отправить претензию вам необходимо определиться с кем вы хотите иметь дело. Закон о защите прав потребителей дает потребителю право выбрать из следующих лиц: продавец, импортер (изготовитель), уполномоченная производителем организация.

В моем случае продавцом являлся интернет-магазин, который работал через индивидуального предпринимателя, который жил в Москве. Ему я не хотел предъявлять претензию поскольку непонятно было работает ли он еще, кроме того, его вины в том, что производитель сделал некачественный ноутбук не было.

Поэтому мне надо было установить иных лиц. В инструкции по эксплуатации к ноутбуку и гарантийном талоне никакой информации к кому предъявлять претензии не было и это понятно, никто не хочет нести ответственность, но мне повезло вся необходимая информация имелась на коробке к ноутбуку.

Наклейка на коробке к ноутбуку с ценными сведениями

Из этой наклейки стало понятно, что изготовитель находится в Китае и ему претензию не написать, а также то, что претензии на территории РФ принимает ООО "ЛЕНОВО (ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА/АЗИЯ)". Через открытые источники я проверил, что организация рабочая, долгов на ней нет и ей можно отправить претензию с большой вероятностью, что она ее удовлетворит.

Я юрист на тот момент с 8 летним стажем, специализируюсь на защите прав потребителей, поэтому претензию и всю правовую работу по своему делу я осуществлял самостоятельно.

Мной была подготовлена следующая претензия:

Претензию я составил максимально подробно, указал в претензии, что мне уже пришлось один раз отремонтировать ноутбук и почему я считаю, что в моем ноутбуке имеется существенный недостаток. Кроме того, я четко выразил свою волю на возврат денежных средств, а не обмен (это важно). Кроме того, я сразу попросил выплатить мне убытки в виде расходов на доставку ноутбука, а также я попросил разницу в цене поскольку на момент написания претензии такой же ноутбук за 82000 рублей уже было купить невозможно, а закон "О защите прав потребителей" исходит из того, что страдать за некачественный товар должен не потребитель, а тот кто его продал или произвел.

Если у Вас нет возможности отдать претензию лично, ее необходимо отправлять по почте. Рекомендую делать это ценным письмом. Ценное письмо означает, что содержимое конверта проверяется почтовым работником и он подтверждает, что в конверте находится именно претензия, а не пустые листы. Это очень важно потому что претензия в этих делах имеет решающее значение и нельзя допустить чтобы в суде кто-то оспаривал факт ее получения или отправления.

Опись необходимо составлять как можно подробнее, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что именно находилось в конверте. Кроме того, в описи я указал отдельно приложения к претензии. К претензии я приложил, акт о ремонте, а также доказательства покупки ноутбука.

С момента получения претензии у ООО "Леново" было 10 дней чтобы решить со мной вопрос миром. Я ждал месяц, но ответа так и не получил. Это значило только одно... мне придется обращаться в суд!

Исковое заявление и исковые требования

После того как моя претензия осталась без ответа у меня было два пути: либо оставить все как есть, отремонтировать ноутбук и жить с ним, либо обратиться в суд. Судебные разбирательства являются моей работой поэтому мой выбор был очевиден, но для большинства людей суд не внушает никакого доверия поэтому мало кто судится, чем и пользуются Продавцы и Производителя, не отвечая на претензии потребителей.

Закон о защите прав потребителей достаточно лоялен и удобен. Потребителю можно судиться по своему месту жительства и он освобожден от уплаты государственной пошлины. Это серьезные бонусы. Поэтому потребителю необходимо только определиться с судом в который он может подать исковое заявление, составить и подать качественное и грамотное исковое заявление. Хорошее исковое заявление это 40% успеха в суде.

Я не буду публиковать всё свое исковое заявление (оно очень большое), а опубликую только просительную часть чтобы было понятно почему за ноутбук стоимостью 80 000 рублей суд взыскал мне 800 000 рублей.

Я просил суд следующее:

1. Взыскать с Ответчика в пользу Истца уплаченную за товар денежную сумму в размере 82245 рублей

2. Взыскать с Ответчика в пользу Истца убытки в виде стоимости доставки товара в размере 265 рублей, а также убытки в виде разницы в цене в размере 26755 рублей, всего убытков: 27020 рублей.

3. Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму неустойки за просрочку возврата уплаченной за товар денежной суммы в размере 14804,1 рублей, рассчитанную по 23.05.2018

4. Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму неустойки просрочку возврата уплаченной за товар денежной суммы в порядке ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», рассчитанную на момент вынесения решения суда.

5. Определить ко взысканию с Ответчика в пользу истца неустойку в размере одного процента от суммы 82245 рублей за каждый день просрочки с момента вынесения решения суда и до полной уплаты взысканной за товар денежной суммы в размере 82245 рублей.

6.. Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму неустойки за просрочку возмещения убытков в размере 14804,1 рублей, рассчитанную по 23.05.2018

7 Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму неустойки возмещения убытков в порядке ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», рассчитанную на момент вынесения решения суда.

8. Определить ко взысканию с Ответчика в пользу истца неустойку в размере одного процента от суммы 82245 рублей за каждый день просрочки с момента вынесения решения суда и до полной уплаты взысканных с ответчика убытков в размере 27020 рублей.

9. Взыскать с Ответчика в пользу Истца компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей.

10. Взыскать с Ответчика в пользу Истца штраф в размере 50 % от суммы присужденной в пользу потребителя .

Остановимся на каждом пункте более подробно.

В первом пункте все понятно: у меня некачественный ноутбук я прошу вернуть уплаченные за него деньги.

Второй пункт - убытки. Понятие убытков дано в ст. 15 ГК РФ. Убытки - это те расходы, которые лицо понесло или должно будет понести для восстановления своих прав. В исковом заявлении я указал, что я прошу возместить мне два вида убытков: 265 рублей - это расходы, которые я понес на доставку ноутбука от продавца ко мне и 26755 рублей - это те расходы, которые я должен буду понести дополнительно, чтобы купить ноутбук аналогичного качества с возвращаемым мной ноутбуком. Что важно эти убытки я просил в претензии, которую отправлял Ответчику.

С третьего по восьмой пункт - неустойки. Неустойка - это именно то требование, которое привело к взысканию такой суммы с ООО "Леново". Остановимся на неустойке немного подробнее:

По закону "О защите прав потребителей" неустойка составляет один процент за каждый день просрочки от стоимости товара.

В моем случае ООО "Леново" допустило два нарушения за которые я мог просить с него взыскать такую неустойку: он не вернул мне стоимость товара в течении 10 дней с момента получения претензии и он не возместил мне убытки.

При этом надо понимать что неустойка и за товар и за убытки считается одинаково т.е. один процент от стоимости товара.

Таким образом, за каждый день просрочки ООО "Леново" должно было платить мне: 82245 рублей*1%*1 день=822,45 рублей, а так как таких неустойки две, то каждый день просрочки обходился китайской компании в 1644,90 рублей или примерно 50 000 рублей в месяц.

На самом деле это не максимальная неустойка, которая была в моей практике. Когда мы возвращаем некачественные автомобили неустойка может достигать и 40 000 рублей в день за каждый день просрочки, а может быть и больше.

Кроме того, надо учитывать, что неустойка начисляется до момента возврата денежной суммы потребителю и ничем не ограничена, то есть неустойка может в несколько раз превышать стоимость самого товара. Но все не так уж и плохо для производителей и продавцов.

В соответствии со ст. 333 ГК РФ Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

На практике это означает, что если нарушитель Вашего права скажет в суде, что он просит суд снизить неустойку или просто скажет ст. 333 ГК РФ, то суд снизит неустойку весьма до адекватных приделов, но он должен обязательно об этом заявить. Суд не имеет права снижать неустойку по своей собственной инициативе, это очень грубое нарушение закона.

Кроме того, неустойку вы можете просить до момента исполнения решения суда (неустойка на будущее время) т.е. суд вынес вам решение 1 марта, а ответчик заплатил вам денежные средства только 1 мая, то есть за 2 месяца Ответчик должен вам неустойку.

В деле против компании Леново я просил взыскать обе неустойки до момента исполнения решения суда.

Девятый пункт. Компенсация морального вреда. В делах по защите прав потребителей моральный вред присутствует всегда. Это физические и нравственные страдания, которые несет потребитель. Физических страданий я никаких не испытывал, но отсутствие ноутбука приносило мне дискомфорт, я не мог работать в путешествиях, у меня не было компьютера дома. Свой моральный вред я оценил в 25 000 рублей.

Десятый пункт. Штраф за неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке. Это еще один вид неустойки, предусмотренный Законом о защите прав потребителей. Эта неустойка по идее законодателя должна стимулировать продавца, производителя добровольно исполнять законные требования потребителя. Штраф взыскивается только в том случае если до обращения в суд вы обращались к Продавцу с претензией. Штраф взыскивается в размере 50% от суммы присужденной в пользу потребителя т.е. складывается все цена товара, убытки, взысканные неустойки, моральный вред делится на два и получается штраф. Но как и любая неустойка штраф может быть снижен судом до разумных пределов по ходатайству Ответчика.

Именно такие десять требований необходимо было рассмотреть суду, а мне обосновать их законность.

Суд первой инстанции, судебная экспертиза, решение суда.

Исковое заявление я подал 30.05.2018 года. Я все сделал правильно поэтому суд принял его без замечаний. На 25.06.2018 года суд назначил первое предварительное заседание.

Так выглядит карточка дела с сайта суда

Суд- это война и следует идти туда только тогда, когда вы уверены, что сможете выиграть дело или ваш юрист (генерал) в этом уверен. В своем деле я был уверен потому что я не нарушал правила эксплуатации ноутбука и знал что и как я должен доказать.

У меня был следующий план:

  1. Я прошу суд назначить судебную экспертизу
  2. Судебная экспертиза определяет наличие и характер недостатков
  3. Суд выносит решение

Первое судебное заседание состоялось 25.06.2018 года. На нем я заявил свою позицию по делу, рассказал судье почему я обратился в суд и чего я хочу, а так же заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы.

Поскольку ООО Леново не направило своего представителя в суд, суд решил предоставить им возможность высказаться по поводу моего ходатайства и направил им копию, а в судебном заседании объявил перерыв на неделю.

После перерыва от Ответчика никаких возражений по поводу моего ходатайства не поступило и суд его удовлетворил без каких-либо правок. Оплата экспертизы была возложена на меня, а дело было приостановлено до получения экспертного заключения судом.

Через 3 недели из экспертной организации мне позвонили и попросили предоставить ноутбук на экспертизу. Эксперт составил акт осмотра и забрал ноутбук, а я оплатил экспертизу. Стоимость судебной экспертизы составила 9 000 рублей

После сдачи ноутбука от меня уже ничего не зависело. Мне нужно было только ждать. Я знал, что я не нарушал правила эксплуатации ноутбука, но у эксперта могло быть другое мнение. Но мои опасения были напрасны, экспертиза подтвердила, что недостатки носят производственный характер.

После того как экспертиза поступила в суд, судебное производство было возобновлено. Судебное заседание было назначено на 06.09.2018. У судьи было достаточно доказательство моей правоты и она могла удовлетворить исковое заявление на этом заседании, но т.к. ответчик не явился, то судья решила дать им возможность высказаться и объявила перерыв на неделю. Через неделю Ответчик также не направил представителя или письменный отзыв. Судья решила дать им последнюю возможность заявить ходатайство об уменьшении неустойки и перенесла судебное заседание на 04.10.2018, но и 4 октября от Ответчика не последовало никакой реакции. Можно только гадать с чем это связано.

Так как все доказательства имеющиеся в деле подтверждали только мою правоту, а суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам, то суд удовлетворил мой иск полностью, уменьшив немного только компенсацию морального вреда

После вынесения решения мне оставалось только дождаться его вступления в законную силу и исполнения, но все оказалось не так просто.

Апелляция и исполнение решения суда.

После получения решения суда первой инстанции Ответчик проснулся и наконец-то проявил себя. Им была подготовлена и подана апелляционная жалоба. Апелляционную жалобу они подали с пропуском месячного срока предусмотренного на обжалование поэтому вместе с жалобой ими было подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

В итоге судья первой инстанции срок им восстановила и дело было передано на рассмотрение в Пермский краевой суд.

В своей жалобе ООО Леново было не согласно с решением суда по следующим основаниям:

  • Мной ноутбук не был передан для проведения проверки качества, денежные средства уполномоченная организация должна возвратить только после передачи потребителем товара ненадлежащего качества.
  • ООО "Леново" считает экспертное заключение неполным, просит назначить дополнительную экспертизу.
  • ООО "Леново" не согласно с тем, что суд без заявления Ответчика не снизил размер неустойки и штрафа.

По каждому из этих пунктов мне предстояло подготовить подробные возражения и как можно быстрее передать их в суд апелляционной инстанции.

Мной были подготовлены следующие возражения, кому интересно может почитать:

Мои аргументы оказались сильнее, чем аргументы ООО "Леново" и суд оставил решение суда первой инстанции без изменения. После апелляции решение автоматически вступает в законную силу и мне оставалось лишь получить исполнительный лист и исполнить решение суда.

Через неделю дело вернулось в суд первой инстанции, а еще через 5 дней был готов исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.

Когда я получил исполнительный лист у меня было два пути: 1. обратиться в службу судебных приставов (но это долго) или 2. обратиться в банк в котором у должника открыт расчетный счет, но вы должны знать в каком банке у должника счет и есть ли на этом счету денежные средства.

С исполнительным листом узнать счет должника несложно, нужно обратиться в любую налоговую с соответствующим заявлением и копией исполнительного листа.

На счет наличия денег на счетах я этот вопрос решил, когда выбирал к кому предъявлять претензию.

Я собрал всю информацию и отправил лист с заявлением на исполнение в Банк. Через неделю деньги были у меня.

Весь процесс с момента первой поломки ноутбука до получения денежных средств занял чуть больше года. Мои трудозатраты вполне окупились и теперь у меня новый ноутбук.

Интересен ли Вам такой формат? Если есть вопросы пишите в комментариях, я отвечу. Стоит ли рассказать о кейсах моих клиентов как мы судимся по автомобилям, кухням, телефонам и по другим товарам, которыми мы все пользуемся каждый день?

0
442 комментария
Написать комментарий...
Роман

"Я много путешествую поэтому мне нужна была легкая, но в то же время производительная модель, чтобы я мог работать в дороге." — после слова РАБОТАТЬ, я бы на месте юристов ООО Леново обратился бы в суд требованиям отменить все предыдущие решения, т.к. истец неправомерно ссылался на закон о защите прав потребителей, очевидно не являясь потребителем (т.к. использует устройство для работы).

А заодно пробил бы этого юриста на предмет подобных дел в прошлом, т.к. возможно мы имеем дело с потребительским терроризмом ))

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

У меня много подобных дел, можете даже не пробивать, я участвовал в них в качестве представителя, и каждым делом я горжусь, но сравнение с террористом мне кажется неуместным, мне кажется это больше похоже на то, чем занимался Робин Гуд))

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Нет, ну не надо искажать мои слова, вы еще скажите что вам не знакомо такое понятие как "потребительский терроризм".

И кстати раздувание штрафов и неустоек очень частая история для "профессиональных юристов специализирующихся на законе о защите прав потребителей". Практически их хлеб ))

Профессионалы от ЗПП знают все уловки уведомлений ответчика с минимальными шансами на получение оных ))

Что в прочем не отменяет того раздувание происходит из-за нерасторопности и непрофессионализма юристов ответчика.

У нас очень лояльный к потребителям закон о защите потребителей, и не стоит на нем очень сильно паразитировать.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Чел, такого понятия как «потребительский терроризм» в законе нет.
Человек может хоть историю 100 судебных разбирательств иметь, это неважно. Если он пострадавшая сторона в этом конкретном деле, суд не может ему отказать потому что он страдал и в прошлом

Ответить
Развернуть ветку
Роман

В законе и про использования товара в рабочих целях ничего нет, но это не помешало автору статьи ссылаться на закон о защите прав потребителей.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Обратите внимание на понятие потребителя, установленное ЗоЗПП:

"гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Гражданин может заказать и приобрести товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. А уже позже решить использовать его для рабочей деятельности. Или, например, кому-то временно передать для работы, а через полгода получить обратно.

Просто в определении "использующий" указано через союз "или". То есть, чтобы считаться потребителем, гражданин не обязан делать и соблюдать все условия сразу - и заказывать, и приобретать, и использовать товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Ведь, если человек приобретает какой-то товар для себя, а, к примеру, через год решает использовать товар еще и для работы, то он ведь не лишается сразу всех своих потребительских прав?

Я думаю, законодательством здесь не совсем корректно привязано понятие потребительства. Мне кажется более справедливым и логичным было бы привязывать потребительство не к гражданину, а к конкретному товару или услуге. То есть в случае установления судом правоотношений между владельцем товара и продавцом более логично устанавливать, в каких целях использовался именно ТОВАР, а не кем является его владелец.

Потому что, к примеру, можно работать на ноуте 2,5 года, а в конце гарантии отдать другу или продать на авитов вместе с чеком. И дальше ноут будет использоваться для развлечений, а новый владелец будет считать потребителем и иметь право предъявлять потребительские требования. И это не совсем справедливо, так как, если возникнет недостаток, то он скорее всего будет из-за износа товара при использовании его в рабочих целях.

Или наоборот, какой-нибудь ИПшник купит ноут как ИПшник, а по факту заберет его домой и будет на нем играть, вообще ни разу не использовав для работы. Здесь уже будет справедливо считать товар наоборот, использованным именно в потребительских целях.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Да, вы правы насчет ст. 492 ГК, не обращал внимание на формулировку, что там именно о товаре уже идет речь, спасибо)

А вот насчет работы и предпринимательской деятельности не совсем вас понял. Если я использую товар для работы, я разве его не использую для предпринимательской деятельности? Ведь работа, в том числе как раз с помощью товара, приносит мне прибыль?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
439 комментариев
Раскрывать всегда