{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Вибратор не подошел по размеру, можно ли его обменять / вернуть?

Здравый смысл подсказывает нам, что товары интимного назначения нельзя вернуть или обменять. Как минимум, это не гигиенично, как максимум – не эстетично. Но похоже, что реальность, закон и правоприменение часто не дружат.

Согласитесь, вы не хотели бы купить вибратор, который уже кто-то использовал?

Да-да, он может быть использованным, ведь ключевое требование для обмена или возврата непродовольственного качественного товара – сохранение его товарного вида.

Когда я провела опрос своей аудитории в инстаграм, можно ли вернуть вибратор в секс-шоп, многие писали: «что за бредовый вопрос! конечно, нельзя!!!».

И вот у моего любимого клиента Te Amo Sex Shop случился интересный кейс: покупатель приобрёл вибратор, а через несколько дней решил вернуть его и попросил вернуть деньги. По его словам прибор не подошёл ему, и он как потребитель имеет право на возврат в течение 14 дней со дня покупки.

Продавец хоть и не был согласен с позицией о возможности возврата такого товара, но деньги вернул. TeAmo (конечно же) не стали повторно предлагать этот товар в продаже, а просто утилизировали его.

Но возник логичный вопрос:

Как в будущем действовать с возвратами товаров интимного назначения?

Тут в дело вступаю я.

Обращаемся к Закону «О защите прав потребителей». Он содержит общее правило, что если товар не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (то есть без претензии к качеству товара), вы вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца.

Но это правило не абсолютное. Есть товары, которые нельзя просто так взять и вернуть/обменять. Они прописаны в документе с длинным названием, и утверждает его Правительство Российской Федерации.

Вот так он выглядит

Явного указания на товары интимного назначения там нет, тем более нет прямого указания и на интересующий нас вибратор.

Перечень сформулирован кратко, но даёт возможность для расширенного толкования.

Было решено получить официальное мнение государства в лице Управления Роспотребнадзора, и направить им запрос на разъяснение норм закона.

Мы ссылались на то, что указание в перечне на «другие аналогичные товары» делает перечень открытым. Это оставляет возможность включения в него товаров, которые по своим свойствам просто нельзя вернуть или обменять – как раз товары интимного назначения.

Прямо в заявлении мы попросили Роспотребнадзор дать нам ответ: можно ли включить в данный перечень товары интимного назначения, реализуемые магазинами типа «секс-шоп», и прямо указали вибраторы, вакуумные стимуляторы клитора, фаллоимитаторы, анальные и вагинальные шарики, мастурбаторы, секс-куклы, страпоны, вибромассажеры и иные подобные изделия.

Мы получили ответное письмо от Ведомства.

Спойлер: Роспотребнадзор не смог ответить однозначно

Ведомство указало, что такие товары «крайне затруднительно» отнести к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях или к товарам личной гигиены, указанным в перечне. При этом они соглашаются с нами, что перечень открытый, и главное для классификации – назначение товара.

В целом можно понять, почему им «не представилось возможным прийти к однозначному выводу». Любой ответ «да, возвращать можно» или «нет, нельзя» все начали бы использовать как позицию в спорах. Роспотребнадзор (а точнее его Управление в регионе) просто не стал брать на себя такой груз ответственности.

Предвосхищая вопрос: как это работает на практике?

Секс-шопы довольно часто сталкиваются с такими запросами покупателей.

Многие магазины пишут на сайтах указание, что товары обмену и возврату не подлежат, ставят пломбы на коробки, клеят предупредительные стикеры – все, чтобы такие товары нельзя было вернуть.

Какие-то магазины принимают товары обратно и утилизируют их, а другие, вполне возможно, принимают возврат и снова выставляют их на продажу (тут сказать однозначно нельзя). Примеры работы с возвратами качественных товаров на сайтах шопов:

Судебный кейс я нашла только один и очень старый, и там суд сделал вывод, что товар явно был в употреблении. Тут без комментариев…

Автор статьи – Наталья Синицына, практикующий юрист в сфере интеллектуальной собственности.

Если статья была вам полезна, не забудьте поставить лайк и добавить ее в закладки.

Буду рада видеть вас в своем инстаграм @sinnatalie. Мои правовые игры в сторис помогают доступно и весело получать новые знания в сфере права.

0
111 комментариев
Написать комментарий...
Николай Климо

Автору статьи смелости не занимать, скоро если вбить в гугл имя сразу будет информация как о главном защитнике интересов пользователей вибраторов))

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

я скорее защитник секс-шопов :) так вышло, что у меня сразу несколько клиентов из этой индустрии, но в основном по товарным знакам

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Зачем возвращать, если большой, на вырост, если маленький, подрастающему поколению.

Ответить
Развернуть ветку
108 комментариев
Раскрывать всегда