{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Вибратор не подошел по размеру, можно ли его обменять / вернуть?

Здравый смысл подсказывает нам, что товары интимного назначения нельзя вернуть или обменять. Как минимум, это не гигиенично, как максимум – не эстетично. Но похоже, что реальность, закон и правоприменение часто не дружат.

Согласитесь, вы не хотели бы купить вибратор, который уже кто-то использовал?

Да-да, он может быть использованным, ведь ключевое требование для обмена или возврата непродовольственного качественного товара – сохранение его товарного вида.

Когда я провела опрос своей аудитории в инстаграм, можно ли вернуть вибратор в секс-шоп, многие писали: «что за бредовый вопрос! конечно, нельзя!!!».

И вот у моего любимого клиента Te Amo Sex Shop случился интересный кейс: покупатель приобрёл вибратор, а через несколько дней решил вернуть его и попросил вернуть деньги. По его словам прибор не подошёл ему, и он как потребитель имеет право на возврат в течение 14 дней со дня покупки.

Продавец хоть и не был согласен с позицией о возможности возврата такого товара, но деньги вернул. TeAmo (конечно же) не стали повторно предлагать этот товар в продаже, а просто утилизировали его.

Но возник логичный вопрос:

Как в будущем действовать с возвратами товаров интимного назначения?

Тут в дело вступаю я.

Обращаемся к Закону «О защите прав потребителей». Он содержит общее правило, что если товар не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (то есть без претензии к качеству товара), вы вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца.

Но это правило не абсолютное. Есть товары, которые нельзя просто так взять и вернуть/обменять. Они прописаны в документе с длинным названием, и утверждает его Правительство Российской Федерации.

Вот так он выглядит

Явного указания на товары интимного назначения там нет, тем более нет прямого указания и на интересующий нас вибратор.

Перечень сформулирован кратко, но даёт возможность для расширенного толкования.

Было решено получить официальное мнение государства в лице Управления Роспотребнадзора, и направить им запрос на разъяснение норм закона.

Мы ссылались на то, что указание в перечне на «другие аналогичные товары» делает перечень открытым. Это оставляет возможность включения в него товаров, которые по своим свойствам просто нельзя вернуть или обменять – как раз товары интимного назначения.

Прямо в заявлении мы попросили Роспотребнадзор дать нам ответ: можно ли включить в данный перечень товары интимного назначения, реализуемые магазинами типа «секс-шоп», и прямо указали вибраторы, вакуумные стимуляторы клитора, фаллоимитаторы, анальные и вагинальные шарики, мастурбаторы, секс-куклы, страпоны, вибромассажеры и иные подобные изделия.

Мы получили ответное письмо от Ведомства.

Спойлер: Роспотребнадзор не смог ответить однозначно

Ведомство указало, что такие товары «крайне затруднительно» отнести к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях или к товарам личной гигиены, указанным в перечне. При этом они соглашаются с нами, что перечень открытый, и главное для классификации – назначение товара.

В целом можно понять, почему им «не представилось возможным прийти к однозначному выводу». Любой ответ «да, возвращать можно» или «нет, нельзя» все начали бы использовать как позицию в спорах. Роспотребнадзор (а точнее его Управление в регионе) просто не стал брать на себя такой груз ответственности.

Предвосхищая вопрос: как это работает на практике?

Секс-шопы довольно часто сталкиваются с такими запросами покупателей.

Многие магазины пишут на сайтах указание, что товары обмену и возврату не подлежат, ставят пломбы на коробки, клеят предупредительные стикеры – все, чтобы такие товары нельзя было вернуть.

Какие-то магазины принимают товары обратно и утилизируют их, а другие, вполне возможно, принимают возврат и снова выставляют их на продажу (тут сказать однозначно нельзя). Примеры работы с возвратами качественных товаров на сайтах шопов:

Судебный кейс я нашла только один и очень старый, и там суд сделал вывод, что товар явно был в употреблении. Тут без комментариев…

Автор статьи – Наталья Синицына, практикующий юрист в сфере интеллектуальной собственности.

Если статья была вам полезна, не забудьте поставить лайк и добавить ее в закладки.

Буду рада видеть вас в своем инстаграм @sinnatalie. Мои правовые игры в сторис помогают доступно и весело получать новые знания в сфере права.

0
111 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

а это и не расширительное толкование, это открытый перечень, он сформулирован через выражение "другие аналогичные товары"

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кузьмин

А если тут смотреть, как действовать продавцу.
Тут первое что, у потребителя изначально есть только право на обмен.
Так статься называется.
Т.е. первую претензию потребитель должен написать на обмен, а не возврат ибо такое право возникнуть только после того как поменять будет не на что.
И самое главное, пускай потребитель сам пишет в претензии как все произошло, вполне возможно что там он и напишет, как открывал, как примерял, как понимал.
Сам все и распишит. И доказывать ничего не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кузьмин

Использованный товар в любом случае вернуть нельзя.
Дистанционка игнорирует 55 перечень, а в остальном все так же.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кузьмин

Правильно. Но как только товар использовали, он утрачивает товарный вид. Его нельзя продавать как новый, и продавец обязан информировать покупателя о том что товар уже пользовался другой покупатель.
Поэтому все так же как и было, использовать нельзя вообще.
Даже на "пол шишечки."

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кузьмин

Нет, не заблуждаюсь. После того как послушали музыку, наушники стали-бывшими в употреблении. И такой товар нельзя продавать как новый.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
108 комментариев
Раскрывать всегда