{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Билайн отказывает в регистрации sim-карт на Госуслугах и шантажирует дорогим тарифом

Оператор связи отказывается провести регистрацию «корпоративных» sim-карт по новому закону и требует для этого сменить тариф (минимум вдвое дороже). Рассказываем историю о том, как юристы Билайн отказываются прочитать и исполнить требования ФЗ-533.

С конца ноября по всем СМИ прошла информационная волна о том, что до 1 декабря 2021 года требуется провести регистрацию так называемых «корпоративных» sim-карт. Для этого был принят ФЗ-533, который обязывает персонализировать sim-карты и якобы поможет очистить рынок от «серых» sim-карт. К сожалению, не все операторы связи прочитали этот закон и, самое главное, не спешат его исполнять. Возможно, этим продиктовано то, что де-факто закон не исполняется. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, по состоянию на 15 ноября 2021 года примерно половина корпоративных карт прошла регистрацию. Негласно процедуру якобы продлили до февраля 2022 года.

Принято считать, что виноваты во всем пользователи. А операторы якобы так составляют договор, что неправым он быть не может. Но в ситуации с Билайн мы уже несколько раз в своей практике сталкивались с тем, что этот оператор нарушает действующее законодательство в области связи. Например, в самом начале пандемии в мае 2020 года Билайн умудрялся блокировать sim-карты наших сотрудников «за слишком частые звонки через конференц-связь». Да, просто отключали sim-карты. К чести Билайна, тогда они признали свою вину, компенсировали по нашему требованию около трети затрат ежемесячного счета, но договор на оказание услуг связи по-прежнему продолжают нарушать. Возможно, Билайну стоит сменить не только маркетологов и рекламщиков (отвечающих за новые логотипы), но и юридический департамент.

Регистрация sim-карт: что требует закон

Итак. Ситуация очень простая. В ФЗ-533 есть требование, которое можно описать простыми словами: sim-карта должна быть привязана к учетной записи физического лица на Госуслугах либо быть заявлена как используемая в М2М устройствах.

Билайн, видимо, прочитал только первую часть закона - ибо что такое регистрация sim-карт для М2М-устройств юристам оператора неведомо. Корпоративный клиент через свою учетную запись на Госуслугах подает заявление по форме, в котором указывается:

⁃ наименование устройства;

⁃ идентификационный номер;

⁃ тип устройства;

⁃ номер телефона;

⁃ адрес расположения оборудования, в котором установлена sim-карта.

Именно в таком виде заявление мы как клиенты отправили через Госуслуги еще в октябре 2021 года. Буквально через несколько минут пришел отказ без указания причины.

Билайн отказывает в регистрации. Почему?

Мы написали письменное обращение в Билайн. В ответ нам сообщили, что для регистрация sim-карт требуется внести паспортные данные. Далее были попытки выйти на разговор со специалистом на стороне Билайн, кто хоть немного разбирался бы в требованиях ФЗ-533. Как минимум пятеро сотрудников, с которым я лично общался, даже не читали этот закон. И что такое М2М вообще не понимают. Все разговоры заканчивались ничем.

Билайн не любит давать официальные ответы на обращения клиентов (мы иногда годами выбиваем это). Но в данном случае заставили юристов обосновать свою позицию и прислать разъяснение своей позиции. Свелась она к тому, что якобы регистрация sim-карт в М2М устройствах возможна, если подключен тариф для М2М устройств.

Законно ли требование Билайна о наличии тарифа М2М?

ОК, давайте разбираться. В требованиях закона ничего про тариф не написано. Клиент заполняет заявление и направляет оператору через Госуслуги, указывая характер использования устройства: для личных нужд либо для устройств М2М. Задача оператора - проверить данные и внести в систему. Все, больше ничего не требуется. Билайн же начинает нас убеждать, что может провести такую регистрацию, если мы изменим тариф. При этом они сами указывают, что его стоимость будет минимум вдвое дороже.

То есть получается абсурд. Мы продолжаем использовать sim-карты в тех же самых М2М устройствах, характер услуги не меняется, но с другим более дорогим тарифом - и вот уже Билайн готов зарегистрировать sim-карты? А если sim-карта вообще без тарифа (только получили в рамках договора, но еще не активировали)? Билайн, ау! Может не стоит таким образом «рисовать» в отчетах рост выручки?

Билайн может просто повысить тариф на 40%

Важно отметить, что устройства не меняются с 2016 года. Именно тогда под определенный ИТ-проект было обоснование с нашей стороны - Билайн точно знает характер использования устройств. Это устройства, которые используются только в режиме передачи данных. Но Билайн в 2018 году повышает нам тариф минимум на 40% в одностороннем порядке, подключает голосовую связь, sms, платные подписки и непонятные пакеты дополнительных услуг (хотя ранее стоял запрет на это все). И это при деградации качества самой мобильной связи на протяжении стольких лет - и Билайн последний год это сам признает. Правда, ничего так и не меняется - и строительство вышек не спасает, сеть, пожалуй, одна из самых худших среди «большой четверки». Мы, очевидно, посчитали это наглостью и сменили тариф на более выгодный. В итоге, от своих действий Билайн сам и пострадал: платить мы стали вдвое меньше, а другие М2М устройства просто перевели на сеть другого партнера. Это к вопросу эффективности работы Билайн с корпоративным сектором.

Больше двух месяцев мы пытаемся призвать к ответу Билайн и исполнить требования ФЗ-533. Ведь очевидно, что тариф не играет вообще никакой роли в том, где используется sim-карта.

Несколько слов о компетенции сотрудников Билайна

Вишенкой на торте был диалог с менеджером:

- Чем отличается М2М-тариф в Билайне от того, что мы используем?

- Там нет голосовой связи.

- Как нет, если на Вашем сайте описание есть, и даже запредельная цена в 2.4 руб. за минуту.

- Ну, это другая связь. Она там идет по другому каналу.

Занавес.

Это все, что нужно знать о компетенции сотрудников Билайна.

Безусловно, эту ситуацию мы не оставим без внимания. Если Билайн в течение 3-х рабочих дней не обратится к нам для решения этого вопроса, мы готовы составить обращение в Роскомнадзор и проинформировать Министерство цифрового развития о том, как исполняются требования законодательства Билайном. Ведь другие операторы не видят в этом проблемы и проводят регистрацию sim-карт в соответствии с требованиями ФЗ-533.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Dubovikov
Автор

Это вообще отдельная проблема. И очень серьезная. У нас в договоре есть такие номера, которые, видимо, ранее принадлежали физическому лицу. Ранее приходили sms из одного банка с информацией о зачислении заработной платы. Как ее решать никто не знает. Слишком много на sim-карты стало завязано. Делать еще одну госсистему управления уведомлениями? Я уже делал публикацию на похожую тему с email уведомлениями от Сбербанка: https://habr.com/ru/post/510836/ Поправили достаточно быстро, кстати. Но все равно в процедуре до сих пор есть ошибки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Dubovikov
Автор

Это в рамках ФАС можно запросить разъяснение. Мы с юристами это обсуждали, но не смогли найти решение. К примеру, оформлили новый мобильный номер - а на него шлют спам. Вы пишете жалобу в ФАС, а рекламодатель говорит, что у него есть подтверждение от пользователя номера. Ни он (думает, что шлет рассылку старому клиенту), ни вы(как новый пользователь номера) о том, что подписали друг друга на уведомления не знаете. И кто в этой ситуации будет прав?

Ответить
Развернуть ветку
SocFishing

А есть реальные примеры использования кучи симкарт на юр. лицо не для спама, мультирега и мошенничества? Номера телефонов становятся вторым ID личности, в законе появилось определение на телефонную связь 274.1 УК РФ (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ). Потому как смс-кка дает доступ ко многому, в том числе и гос. услуги.

Надеюсь теперь будут чуть меньше названивать с простых номеров большой 4-ки и представляться сотрудниками банка. А уж sip можно поддушить и штрафами.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Dubovikov
Автор

Конечно есть. Вся индустрия IoT на этом строится. Промышленная телематика. Да много всего. Когда приняли этот закон, что М2М вообще забыли в первой версии - пришлось срочно исправлять. Правила регистрации вообще за несколько дней появились. Кстати, официально срок регистрации sim-карт для M2M официально отложили до 1 марта 2022 года (изначально срок стоял 1 сентября 2021).
Вчера Госдума приняла поправки к ответственности операторов за пропуск чужих АОНов. Но это борьба с последствиям, а не причинами спама. Достаточно посмотреть на опыт Штатов: с 1 июня у них появилась новая система, которая валидирует каждый звонок. Спам ушел как явление. У нас при таком подходе телеком может стать сильно убыточным.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Е.

В сельском хозяйстве например - мониторинг техники)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Dubovikov
Автор

Оператор связи не имеет право этого сделать. Тайна связи.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда