Роскомнадзор: Google, Apple, Meta и другие компании игнорируют требование открыть офисы в РФ к 1 января Статьи редакции
В ведомстве не хотят сразу же прибегать к ограничительным мерам.
О том, что ни одна из зарубежных IT-компаний, подпадающих под закон о «приземлении», не выполнила все его требования, представители Роскомнадзора рассказали газете «Известия».
Помимо открытия в РФ собственного представительства, сервисы обязали создать личный кабинет на сайте ведомства, а также разместить на собственных ресурсах форму обратной связи с пользователями из России и счётчик посещаемости.
В Роскомнадзоре заявили, что о применении санкций против не подчиняющихся закону компаний задумаются только 1 января, когда тот вступит в силу. Однако ведомство готово дать дополнительное время владельцам сервисов, представители которых выходят на диалог и работают над тем, чтобы удовлетворить все требования. О каких компаниях идёт речь и какой конкретно срок им могут предоставить, в ведомстве не уточнили.
В список компаний, которые должны открыть в России офисы, входят в том числе Google, Apple, Meta, Twitter, Telegram, Discord и Spotify.
По закону против них могут применить такие меры, как запрет на рекламу в РФ или поисковую выдачу, а также ограничения платежей и полная или частичная блокировка сервисов на территории страны. В Роскомнадзоре подчёркивают, что к замедлению трафика или ограничению доступа будут прибегать только в крайних случаях, а начнут с экономических санкций.
Как себя будет вести Гугл и Фейсбук, когда их с 1 января будут принуждать открыть офис и установить себе гос.счётчик? Читаю официальный телеграм активиста по борьбе с бигтехом, думского активиста и регулятора депутата Горелкина. Тот убеждён, что рынок и холодный расчёт заставят Гугл послушаться. Ведь в России у него выручка аж под 80 миллиардов, не захочет он их терять!
Горелкин постоянно приводит в пример Китай, но Россия для Google - всего лишь 0.5% от его мирового оборота. Для Facebook - эта доля ещё меньше. Почти погрешность округления.
Ради этой половины процента Гугл обязан будет сделать совершенно беспрецедентную вещь - поставить себе на все страницы, на каждую, государственный трекер. Трекер внутри Гугла - это похлеще, чем запросы гос.органов, это фактически поток действий пользователя в реальном времени, собираемый всегда, без разрешений.
Счётчик этот по принятому закону собирает данные вовсе не только для учёта, а "в том числе в иных целях". Владелец трекера по ФЗ 149 имеет право развивать "системы различного назначения для организаций и госорганов".
Ну, например, измеритель имеет полное право в рамках закона на данных из Google или Facebook сделать сервис по продаже собранных данных. Или создать сервис мониторинга экстремизма для МВД на основе просмотренных видео на Youtube.
Как отнесутся акционеры и регуляторы в США к тому, что американский сервис помогает российским службам своими данными в реальном времени? Нужно ли всё это Google и Facebook ради половинки процента?
p.s. В истории ещё свеж пример, когда Европа попыталась принудить американские СМИ соблюдать GDPR. То есть спрашивать разрешения у пользователей на трекинг. И вот что получилось - целый ряд довольно крупных СМИ выбрали просто потерять на время европейских читателей, чем рисковать оборотными штрафами. Заходишь на сайт - а на нём вот такое извинение. Скоро и в России?
и это ужасно