{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

10 мифов о депонировании

Авторское право

В век высоких технологий очень многое стало возможно доверить машинам, алгоритмам и искусственному интеллекту. Поэтому все большее значение приобретает приложение интеллекта человека, результаты его творчества и образа мыслей.

Интеллектуальная собственность важна не менее любой другой. А вопросы ее охраны все чаще выходят на первый план в сфере юриспруденции. Сильному государству выгодно, в том числе и экономически, охранять свой интеллектуальный потенциал и распоряжаться им грамотно.

Авторское право, в отличие от других институтов права, имеет наиболее выраженный международный характер. Права авторов охраняются не только национальным законодательством, но также многочисленными международными соглашениями и конвенциями. Главным международным договором в сфере авторского права является Бернская конвенция 1886 года. На сегодняшний день ее членами-участниками являются 179 стран мира.

Институт авторского права предполагает, что нормами закона охраняется форма выражения творчества человека — произведение. А охране оно подлежит с момента его создания без соблюдения каких-либо формальностей. Что это означает?

С одной стороны, универсальность. Любое произведение литературы, живописи, хореографии, архитектуры, театра или кинематографии (а список этот не является закрытым) создано кем-то. Соответственно, это произведение имеет автора, чьи права охраняются нормами закона. Ценность, временные затраты на создание произведения, его смысловая нагрузка и другие факторы не имеют значения для приобретения охраноспособности.

С другой стороны, презумпция авторских прав. Авторство любого произведения охраняется с момента его создания. Для охраны не требуется регистрации или совершения каких-либо других формальный действий. Российское законодательство гласит, что лицо, указанное автором на оригинальном экземпляре произведения, считается его автором — если не доказано иное.

На первый взгляд, все понятно и универсально. Однако, авторское право – достаточно сложный институт регулирования отношений именно из-за отсутствия необходимости формальных процедур закрепления авторства. То есть все упирается не в момент предоставления защиты, а в наличие доказательств авторства в случае споров. Если с иными вещами доказать владельца не особо сложно:

  • для объектов недвижимости существует реестр собственников,
  • для движимых вещей — факт обладания или наличие документов, свидетельских показаний и т.д.,

то для объектов творческого труда не все так очевидно.

Если в свободном доступе или даже в продаже автор увидел созданное им произведение, то доказывать свое авторство придется ему самому. Необходимо доказать, что именно это произведение (с данным текстом, формой, картинкой и т.д.) создано конкретным человеком и ранее, чем момент опубликования его третьим лицом. То есть в данном случае нужно решить несколько задач:

  • зафиксировать точную форму выражения своего творчества — текст, образ, форму и т.д.;
  • зафиксировать максимально точно время создания произведения — на случай споров, что кем-то другим создано аналогичное произведение ранее, что уже ставит под сомнение авторство;
  • зафиксировать имя (личность) создателя (автора).

И здесь возникает главная трудность — как сделать это безапелляционно и просто.

Таким образом, главная проблема авторского права — выбор автором способа доказать свое авторство на случай споров и притязаний со стороны потенциальных и реальных нарушителей.

Депонирование

Существует несколько методов и вариантов доказательств, чтобы решить вышеуказанную задачу. Свое произведение автор может депонировать. Если общими словами, то это означает передачу на хранение чего-то подлинного и определенного. В авторском праве депонированием называется фиксация произведения в определенном реестре, где закрепляется информация о форме произведения, его авторе и дате передачи на хранение. Эта дата не фиксирует дату создания произведения, но позволяет обеспечить в случае споров доказательства приоритета – кто первым из авторов депонировал произведение, тот и будет считаться автором.

Подобные реестры могут вестись разным организациями например — специализированными авторскими обществами или коммерческими организациями.

Зафиксировать авторство, форму и приоритет можно у нотариусов, либо через отправку письма самому себе с подлинным экземпляром.

Очевидно, что у всех этих способов есть свои нюансы. Например, у нотариуса не получится зафиксировать авторство на музыкальное произведение или пантомиму. Нотариусы работают с текстовыми документами. А отправку по почте хореографического произведения представить затруднительно.

Есть свои нюансы и при депонировании произведений в авторских обществах — такую услугу они предоставляют только своим членам. Также это достаточно затратно по времени и по деньгам.

Наиболее удобным способом является депонирование произведений в специализированных цифровых реестрах, которые ведут коммерческие организации и предоставляют широкий спектр услуг для авторов.

Вокруг депонирования сложилось множество слухов и мифов. Давайте посмотрим на них беспристрастно и разберемся.

Миф 1. Депонирование — незаконно

В законе написано: «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Для защиты произведения нормами авторского права действительно не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Произведение охраняется с момента его создания. Факт охраны никто не будет оспаривать. Но ситуация кардинально изменится, когда автору придется доказать свое авторство, когда его права будут прямо нарушены, или создастся ситуация угрозы такого нарушения. И вот тут у автора возникнет дилемма — чем и как доказать приоритет своего произведения.

Таким образом, депонирование — это не обязательная регистрационная процедура, а лишь один из способов фиксации юридически важных обстоятельств. Глупо же утверждать, что фотография незаконна, если ей доказывается факт наличия какого-либо предмета в конкретное время в конкретных обстоятельствах — поскольку законом прямо не предусмотрено, что фотография в данном случае является законным доказательством.

Кроме того, вспомним, что гражданское законодательство диспозитивно — это означает, что разрешено то, что прямо не запрещено законом. У сторон правоотношений широкий выбор средств доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.

Вывод: депонирование вполне законный, но не обязательный, способ фиксации важных для доказательства авторства обстоятельств.

Миф 2. Депонированием должно заниматься только государство

Государство занимается теми функциями, которые возложены на него (в лице государственных органов) федеральными законами РФ. В частности, в силу налогового законодательства государство в лице налоговых органов контролирует и осуществляет сбор налогов. Однако авторским правом не предусмотрена такая государственная функция, как регистрация прав на произведения творческого труда. Отсутствие необходимой регистрации не говорит о том, что произведения не охраняются (об этом мы разбирали выше).

Таким образом, поскольку государство не обладает полномочиями и обязанностями вести какие-либо реестры, эту функцию берут на себя другие организации, помогая авторам в защите своих прав.

Вывод: в силу действующего законодательства в России государство не занимается депонированием. Данная функция не возложена ни на какие государственные органы.

Миф 3. Депонирование – бессмысленная процедура. Достаточно сохранить нужные файлы и опубликовать свое произведение в социальных сетях

Электронное сохранение файлов на персональном компьютере в домашних условиях — вещь не надежная. Может дать сбой техника или сами файлы. Кроме того, доказательства момента сохранения не будет, если файл с течением времени будет перемещаться или редактироваться.

Таким образом, простое хранение в электронном виде — совсем не одно и то же с обеспечением доказательств. Сложно будет подтвердить правило приоритета и то, что данный файл создан непосредственно автором.

Что касается публикации в социальных сетях, то разве все авторы своих страничек публикуют исключительно свой авторский контент? Конечно же, нет! Публикация текста, фотографии, музыки на своей странице (даже с указанием на авторство) совсем не подтверждает прав на это произведение.

Кроме того, ни сохранение информации на своем компьютере, ни публикация произведения на собственной страничке в социальной сети не обеспечивает главного — не дает доказательства момента публикации. Это связано с техническими протоколами фиксации времени, которые не обеспечивают достоверность за счет независимого стороннего контроля.

Вывод: недостаточно простой публикации для обеспечения доказательств.

Миф 4. С помощью депонирования невозможно подтвердить авторские права

Авторские права не нуждаются в подтверждении. А вот в случае спора и нарушений авторских прав часть фактов нуждаются в доказательствах. Именно это и помогает сделать депонирование — подтвердить в случае споров форму произведения и приоритет его создания.

Открытое депонирование не гарантирует соблюдение и наличие авторских прав. Однако позволяет надлежащим образом предоставить открытую лицензию третьим лицам на использование произведения.

Вывод: депонирование — не способ подтверждения авторских прав, а один из способов получения доказательств в авторских спорах.

Миф 5. Депонирование уже осуществляют авторские общества и нотариусы. Остальные — вне закона

В вопросах обеспечения доказательств выбор остается за тем, кому эти доказательства нужны. Действительно, произведения творчества депонируют авторские общества, и такая услуга есть у нотариальных контор. Однако если иные организации — такие как специализированные реестры для депонирования произведений. Они предлагают более выгодные условия — значит, также имеют право на существование.

Эта публикация недоступна

Поскольку деятельность по депонированию авторских произведений не регулируется законом, осуществлять ее могут разные организации на разных условиях. Так они создают между собой здоровую конкуренцию.

Вывод: нет способов «в законе» и «вне закона». Любой способ, который применяют для фиксации определенных фактов в отношении авторского произведения имеет право на существование. А выбор условий зависит от автора или правообладателя.

Миф 6. Регистрация авторских прав и депонирование — это одно и тоже

Регистрируют некоторые права — например, право собственности на недвижимость или транспорт. А депонируют не права, а объекты прав, чтобы иметь возможность доказывать факт их наличия и иные важные факты. Кроме того, авторские права не подлежат регистрации, а депонирование — процедура добровольная. Сами понятия отличаются. Как правило, регистрация подразумевает обязательную процедуру, регламентированную на уровне закона. В данном случае депонирование — лишь способ по выбору правообладателя увеличить свои шансы в случае спора.

Вывод: очевидно, что депонирование и регистрация — не одно и то же.

Миф 7. Депонирование должно использовать технологию block-chain, иначе все можно подделать и подменить

Технологии block-chain действительно обеспечивают более надежные методы защиты, по сравнению с привычными технологиями электронного хранения и записи операций. Однако сама по себе технология не обеспечивает депонирование. На ее основе должны быть построены системы и выстроено взаимодействие с пользователями. Кстати, реестры юридических лиц, реестры объектов недвижимости тоже функционируют пока не на технологиях block-chain — и отлично справляются со своими задачами.

Внедрение в РФ систем на основе block-chain технологий, в том числе при реализации идеи таких реестров по интеллектуальной собственности, сталкивается с некоторыми препятствиями.

Во-первых, шифрование, которое используется при формировании блока в данной технологии, должно быть основано на российских криптографических стандартах — чтобы ресурс (реестр) мог функционировать в российской юрисдикции. Но разработка и эксплуатация в РФ систем на основе криптографии – лицензируемый вид деятельности. Для получения разрешения на такую деятельность организация должна отвечать очень серьезным требованиям. На сегодняшний день реестров, функционирующих на block-chain технологии и соответствующих всем требованиям эксплуатации средств криптозащиты в РФ не существует.

Во-вторых, требования о публичности реестров интеллектуальной собственности, построенных на block-chain технологии, сталкиваются с требованиями об обеспечении сохранности персональных данных, которые предъявляет Федеральное законодательство. И пока данное противоречие не разрешено, поскольку открытость такого типа реестра прямо противоречит Федеральному закону № 152-ФЗ.

Реестры авторских произведений обладают надежными средствами защиты. Организации используют отечественные методики криптозащиты и многократные копирования для минимизации риска утери данных.

Вывод: электронные реестры от специализированных фирм с серьезной репутацией обеспечивают безопасность депонирования и несут ответственность за сохранность информации на основании своих договорных обязательств.

Миф 8. Депонирование имеет смысл только для определенных объектов. Например, нет смысла депонировать фотографии, т.к. у фотографа всегда есть «негатив» — неопровержимое доказательство его авторских прав

Понятие «негатив» в век современных цифровых технологий уже не оказывает столь важного влияния в вопросах установления авторства на фотоснимок. Фотопечать через негативы ушла в прошлое. Существуют даже споры, относить ли к объектам авторских прав снимки, сделанные без участия человека — например, с помощью техники или животных, или даже случайно.

Но даже если принять во внимание наличие во владении негатива — стоит отметить, что сам факт обладания им также не доказывает на 100% авторство. Факт обладания негативом может служить лишь одним из доказательств и оцениваться в совокупности с другими — по аналогии с владением черновиками, набросками, макетами и т.д.. Ведь им можно завладеть и незаконно.

Незаконное заимствование фотографий на сегодняшний день одно из самых распространенных нарушений авторских прав. Фото и видео контент максимально заполонил пространство интернета. Поэтому для защиты своих фото произведений авторы используют депонирование фотографий.

Вывод: современные реестры для депонирования авторских произведений подходят для любого формата и вида произведения. Смысл в депонировании есть в отношении всех объектов, а не только определенных — поскольку любой объект авторского права охраняется, и права на него могут быть нарушены. Особенно это касается фотографий.

Миф 9. Депонирование везде примерно одинаково. Можно обратиться в любую компанию: авторское общество, к нотариусу и так далее

Разные организации депонируют произведения на разных условиях. Например, нотариат подчиняется Основам законодательства о нотариате и иным нормативным актам. Авторское общество оказывает услуги своим членам и руководствуется своими внутренними правилами предоставления возможностей депонирования.

Соответственно, условия и размер оплаты за депонирование будут разными. Нотариальные услуги достаточно дороги, да и не для всех видов произведений подходят.

Коммерческие организации, которые содержат электронные реестры и специализированные системы для депонирования, работают по прайсам и тарифам. Стоимость услуг таких организаций зависит от набора и объема предоставляемых услуг и еще от многих параметров депонирования:

  • объема хранилища,
  • доступа к нему,
  • сроков хранения,
  • поддержки в судах и так далее.

Вывод: условия депонирования далеко не везде одинаковые и искать подходящий реестр нужно в зависимости от поставленной задачи, вида произведения и пожеланий.

Миф 10. Свидетельство о депонировании — 100% подтверждение авторских прав

К сожалению, это не так. Нотариус предоставит фиксацию приоритета (даты обращения), подлинность подписи, но не обеспечит доказательства авторства. Не сделают это и специализированные системы и реестры. Но у них и нет такой задачи.

Автор при обращении к держателю такого реестра, подтверждает свое авторство, но реестродержатель не требует никаких документальных доказательств этому факту и не проводит проверки. Поэтому выдаваемое свидетельство об авторстве при депонировании — не гарантия авторства на 100%.

Реестродержатель не проводит экспертизы и исследования — действительно ли депонируемое произведение создано при творческом участии именно данного автора и полностью его трудом.

Свидетельство о депонировании — одно из доказательств приоритета, наряду с другими доказательствами в случае спора. А в отношении авторских прав действует презумпция — авторство считается доказанным, если оно не опровергнуто.

Вывод: наличие свидетельства о депонировании существенно повышает шансы на защиту своих авторских прав, но не является 100% подтверждением авторства.

Заключение

Специализированные реестры, такие как система COPYTRUST, для депонирования авторских произведений — один из самых удобных способов хранить авторские экземпляры и иметь доказательства приоритета. Преимущества электронных реестров такие:

1. Это полностью законный способ обеспечения доказательства приоритета и существенное доказательство авторства. Свидетельство о депонировании произведения является письменным доказательством в силу требований процессуального законодательства РФ (ст. 71,73, 79 ГПК РФ и ст. 75,82 АПК РФ).

2. Это надежный метод хранения любой формы произведения. Резервное копирование, алгоритмы шифрования, физическая охрана серверов и технологии депонирования файлов сводят к минимуму риски потери данных.

3. Минимальные юридические риски. Система COPYTRUST обеспечивает при необходимости выдачу правообладателю всех документов для защиты интересов в судебных процессах.

4. Технологичные решения системы позволяют депонировать любые форматы файлов. Хранилища позволяют размещать файлы больших объемов, а доступ к реестрам может быть произведен с любых устройств — в том числе и мобильных.

5. Информация реестров доступна для правообладателей (владельцев аккаунтов) круглосуточно. А сам процесс депонирования прост и не занимает много времени. На заполнение форм для депонирования потребуется не более пяти минут — формы интуитивно понятны и заполняются без трудностей. В любой точке мира у пользователя есть доступ к электронной системе реестра.

Рекомендую авторам присмотреться к возможности обеспечения доказательств приоритета произведения и доказательств формы произведения и авторства через депонирование.

0
2 комментария
Eduard Mirchev

Мне бабуля ни одного мифа о депонировании не рассказывала… не понимаю о чем вы

Ответить
Развернуть ветку
Dityatyev Valentin

Статья не объективная, скорее рекламная, и она том что обязательно нужно депонировать. Но самый главный миф в том, что люди видя документ на котором написано большими буквами СВИДЕТЕЛЬСТВО или Правообладатель и/или Объект зарегистрирован - то сразу думают, что это серьезный документ. Но по факту - СВИДЕТЕЛЬСТВО на депонирование - это только документ, который отражает, что кто-то что-то послал онлайн куда-то.
Никакого авторства это еще не дает. И не надо путать Торговый знак и депонирование. Регистрация торгового знака - это внесение записи в государственный реестр. Депонирование - это внесение записи о вашей фантазии в облако, пусть и с шифровкой. Права от этого не возникает. Т.к. фантазия может не быть произведением, да и автор не автор.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда