Стартапу невыгодно получать патент — что делать?

Стартапы думают, что патентование сдвинет на годы старт бизнеса. Но это не всегда так: нужно разобраться, что именно патентовать, и выбрать оптимальный способ защиты, чтобы защитить разработку и не навредить бизнес-процессам.

Ко мне на консультации приходят стартапы и изобретатели, чтобы защитить свои проекты. Часто возникают ситуации, когда самым очевидным способом регистрации изобретения кажется патент, но по разным причинам его получать невыгодно или просто невозможно.

В таком случае мы составляем паспорт технологии — прописываем, что именно включает в себя изобретение и на каких этапах требуется защита. После такой аналитической работы, когда разработка не просто лежит на рабочем столе единым файлом, а разложена на конкретные составляющие, становится проще понять, как ее защитить, не навредив бизнесу.

Именно с такой проблемой в мае 2021 года ко мне обратился Андрей.

С какими вопросами сталкиваются создатели технологий

Андрей с командой изобрел новое кресло для малоподвижных граждан. Кресла, которые есть на рынке, слишком дорогие и тяжелые. Пользоваться ими без посторонней помощи сложно.

В итоге Андрей создал способ обработки металла, который делает коляску легче, и придумал более удобную конструкцию. Человек может управлять таким креслом самостоятельно, без посторонней помощи.

У проекта были свои нюансы. Андрей собирался вывести проект на краудфандинг, чтобы собрать средства и запустить производство. Сделать это планировалось как можно скорее. И здесь возникли вопросы:

  • Кресла будут собирать в конструкторском бюро по чертежам и схемам. Как быть уверенным, что сотрудники бюро не продадут конкурентам новаторскую идею?
  • Участники краудфандинга будут знакомиться с моделью кресла. Как защитить идею от воровства на этом этапе?

Примерно такими вопросами задается любой бизнес. Инновационная разработка уязвима на каждом этапе — о ней знают разработчики команды, подрядчики, потенциальные инвесторы. Нужна уверенность, что они не передадут детали тем, кто сможет реализовать идею без ведома изобретателя.

Очевидное решение — патент на изобретение

Патент на изобретение на всю коляску целиком кажется самым подходящим вариантом. И это отличный пример ситуации, когда стандартные решения неэффективны для конкретного бизнеса.

Стартап Андрея — тот самый случай. Можно было запатентовать коляску, но это привело бы к ряду проблем:

  1. Процедура патентования занимает до двух лет, а Андрей не хотел затягивать с производством. Рассказывать о секретах изобретения в течение этого времени нельзя, иначе нарушится принцип новизны. При таком сценарии Андрей может ждать два года и начинать выпуск продукции после получение патента — или начинать производство без защиты, на свой страх и риск. Оба варианта невыгодны.
  2. Для производства нужно найти инвесторов, и неизвестно, сколько займет поиск. Чтобы привлечь финансирование, необходимо представить проект. А для этого снова придется ждать результатов патентования. Так время ожидания увеличивается еще на несколько месяцев.
  3. Патент на изобретение действует 20 лет. По завершению его можно продлить максимум на 5 лет. А потом разработка доступна любому желающему.

Еще один минус патента в территориальном ограничении — патент действует только на территории той страны, где проходила процедура. Если стартап планирует выходить на международный рынок, придется получать патент в каждой стране отдельно.

Но если не патент, то как?

Я объяснила клиенту, что все чертежи изначально защищаются авторским правом. Оно появляется автоматически в момент создания произведения. Никто не вправе создавать коляски по тем же чертежам и макетам, потому что только Андрей является автором этого дизайна.

С юридической точки зрения авторское право выступает такой же сильной защитой, как и патент. Даже компенсация за нарушение права такая же, как за использование запатентованного объекта.

На практике, конечно, не все так просто. Авторское право не защищает от недобросовестной конкуренции. Если конкуренты крадут идеи и создают похожие продукты, защищать свою ИС должен сам автор.

Прийти и сказать: «Это мои произведения, потому что я их создал и сделал это раньше», — недостаточно.

Если создателю очевидно, что авторские права принадлежат ему, то остальным людям, в том числе судьям, необходимо подтверждение. Им нужно предъявить доказательство, что автор уже владел разработкой раньше: в конкретную дату и конкретное время.

Обеспечить автору такое доказательство помогает, как вариант, депонирование. Это заверка документов и файлов в их конкретном виде в определенный момент времени. Депонированию подлежит все, что выражено в объективной форме: иллюстрации, схемы, тексты, чертежи, видео.

Главные отличия авторского права от патента:

  • Авторское право действует на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти вместо 25 лет действия патента.
  • Депонирование как способ подтверждения авторских прав занимает несколько минут — не нужно ждать 2 года.
  • Депонирование защищает объекты на территории 179 стран-участниц Бернской конвенции — регистрировать права отдельно в каждом государстве не придется.

И патентование, и депонирование устанавливают права на разработку за автором или владельцем стартапа. Суды принимают охранные документы и сертификаты о регистрации как убедительные доказательства, если автор верно оформил разработку. А самое важное — эти способы не исключают друг друга и работают одновременно, потому что защищают разные объекты.

Такой комплексный подход мы решили использовать с Андреем. Когда я разработала проект паспорта технологии коляски, то поняла, в чем заключается инновация его разработки:

  • новый способ обработки металла, который облегчает конструкцию;
  • чертежи, макеты и описания кресел.

Способ обработки металла — ключевая инновация, которая связывает воедино все этапы разработки колясочной модели. Ее нужно патентовать. И это не навредит стартапу, потому что во время размещения проекта на краудфандинге его раскрывать не нужно — критерий новизны не будет нарушен.

Остальные объекты — чертежи и дизайн-макеты кресла защищены авторским правом, и мы получили подтверждение с помощью депонирования. Но для уверенности, что разработка не нарушает ничьи права, все равно провели патентный поиск с помощью искусственного интеллекта, который обучен командой iReg, и убедились, что никто в мире больше не использует такую технологию. Она отличает коляски Андрея от конкурентов и обеспечивает соответствие патентным критериям.

Итог: Что получает стартап в результате комплексной защиты своего продукта

Мы задепонировали все материалы, которые Андрей может передавать в конструкторские бюро и инвесторам. Коллеги-патентные поверенные помогли составить заявку и направить документы на патентование способа обработки металла.

Андрей выставил изобретение на краудфандинг и уже начал выпуск колясок по чертежам и схемам. Ему не пришлось ждать несколько лет перед стартом бизнеса, при этом проект полностью защищен. Инвесторы и партнеры из конструкторских бюро — все, кто взаимодействует с наработками Андрея, знают о его исключительном праве.

Комплексный подход к защите позволяет современному бизнесу спокойно выходить на рынок и защищать свои технологии не нарушая бизнес-процессы.

0
61 комментарий
Написать комментарий...
Ярослав Яшин
> Кресла будут собирать в конструкторском бюро по чертежам и схемам. Как быть уверенным, что сотрудники бюро не продадут конкурентам новаторскую идею?

Уточните, в какой момент это актуально. Т.к. если их уже будут собирать, то собрать ещё лишний экземпляр, продать его - уже не проблема. И продукт явно не уровня самолёт-истребитель, где толку в чертежах и схемах для большинства не будет. В смысле, воссоздать не так сложно.
В общем, не понимаю, как здесь быть уверенным в принципе возможно?
Я бы лучше думал, что помешает конкурентам создать аналог, на который авторское право не распространяется.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Собрать еще один экземпляр и продать идею конкурентам — разные вещи:) Создать аналог будет проблематично, т.к. у него свой способ обработки металла, это его выделяет от конкурентов. Если у конкурентов появится такой же продукт внешне, наш клиент сможет отстоять свои интересы и получить компенсацию.

А на счет того, что «это не самолет» — это только в странах СНГ могут так думать. Например, в США создают детскую кроватку со сменными рисунками-вставками, чтобы ребенок каждый день видел что-то новое и красивое и регистрируют ее как объект интеллектуальной собственности, и защищают, даже не смотря на то, что рисунки и кроватку заказывали. Потому что люди понимают ценность своего интеллектуального труда.

Причем если соберут "лишнее" кресло и продадут, то это нарушение АП, которое преследуется по закону. И в самом материале я как раз рассказываю, как правильно до этапа производства оформить ваше авторское право и тогда при обращении в суд у него не возникнет вопросов, кто автор, а кто скопировал и использовал его продукт.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин
> Причем если соберут "лишнее" кресло и продадут, то это нарушение АП, которое преследуется по закону.

Да, да. Преследуется. Но а) доказать б) его разберут на винтики и никто об этом не узнает (автор уж точно) в) с целью создания аналога , незащищенного авторским правом г) т.к. если защищается "свой способ обработки металла" то, круто, что вы убедились, что никто не использует такую технологию, но сами вы ее не раскрываете, так кто-то другой тоже вполне может не раскрывать.

> при этом проект полностью защищен.

Вы точно до конца честны с заказчиками?

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Узнают. Когда продают делают это явно, с рекламой, таргетом и презентациями. Разумеется речь не идёт о гаражном кустарном промысле, во-первых, они никогда не станут легальными, во-вторых не составят конкуренцию брендам.

Ну и вообще, вы так нападаете на нас, как будто мы придумали права авторов защищать. Это было бы круто, но это сделали за 300 лет до нас. Мы просто автоматизировали, упростили и дали чёткие правила и инструменты и защищаем права авторов. Не мы производим эти разработки, не мы их реализуем.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин

Я не нападаю, но что-то мне такой способ защиты (обойдёмся только депонированием) в этом конкретном случае не до конца нравится.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Что именно вам в нем не нравится? Или какой момент не понятен?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин

Патент описывает модель и принципиальные свойства. Ясно, что на коляску (в примерно таком виде, как они сейчас) его не получить. Авторское право действует на конкретный чертеж. Если чуть изменить изгиб любой опоры (ну или что там у коляски), то это уже будет другая коляска. (p.s. все автомобили похожи) Зачем тратить деньги на депонирование, если опубликовать картинку в интернет-магазине производителя, т.е. сделать свой сайт, - по сути уже будет достаточно.

А если ноу-хау в методе обработки стали, то однозначно - патент.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

1. Авторское право действует на конкретный чертеж, и вместе с тем, никто не имеет право видоизменять объект авторского права без согласия автора. Если чуть изменить изгиб — любой экспертизе будет очевидно, что произведение скопировали.

2. У каждого бизнеса свои цели для депонирования. Одним нужно оформить библиотеку собственных наработок, чтобы всё было защищено и в одном месте, другие с помощью депонирования принимают интеллектуальную собственность от авторов и разработчиков — так быстрее, чем подписывать бесконечные ТЗ, акты приемки и всё вот это бюрократическое. Третьим нужно свидетельство, чтобы, например, принять к учету объекты — свидетельство о депонировании позволяет ставить интеллектуальную собственность на баланс компании и увеличивать ее стоимость (да, как патенты и товарные знаки). Причин очень много, я назвала лишь верхушку.

3. На способ обработки и был получен патент. Способы можно защитить только с помощью патента.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин

1. Куча столов, стульев, ложек, вилок... - объекты авторского права. Чуть изменить - и уже не очевидно, и не доказать. Как и кресла - они все похожи.
2. Да, причины есть, но зачем это текущему заказчику осталось не ясным. А описанное вами не было необходимостью.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

1. Мы не против здоровой конкуренции. Если человек внес существенные изменения в концепцию той вилки — пусть выпускает на здоровье. Возвращаясь к теме авто — если вносятся существенные изменения в дизайн или технические решения, люди даже патент получают, это нормально. А вот «чуть изменить» (опять же, насколько чуть), скорее всего, будет нарушением и экспертиза это докажет. Но вот так воду в ступе толочь «докажет-не докажет» смысла нет.

2. Самое главное для заказчика в том, что мы в теме бизнеса. Поэтому понимаем, что чаще всего чертежи уходят именно с производства, поэтому там их и нужно защищать. То, что какой то потенциальный кустарь в каком то потенциальном гараже сделает то же самое — не интересно клиенту.

Общество привыкло думать, что все проблемы закрываются патентом. И если бы это было так, предприниматели не страдали так сильно от пиратства. Поэтому мы предлагаем то, что работает, а не то что способно работать в идеальной картине мира

Ответить
Развернуть ветку
Vasily

ноу-хау и патент взаимоисключающие понятия

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин

Да, вы правы. Сначала ноу-хау, потом, может быть, патент (а может и нет).

Ответить
Развернуть ветку
Vasily

нет, не может. ноу-хау - это секрет производства, имеющий коммерческую ценность, защиту которой организация (правообладатель) или автор осуществляет самостоятельно своими силами. как только эта инфа становится известной третьим лицам, ценность ее становится нулевой. патент - это документ, выданный законным органом, подтверждающий исключительное право, при этом его суть находится в открытом доступе после 18 мес. и кто угодно может им пользоваться, если купит его или заплатит за лицензию. совершенно разные объекты интеллектуальной собственности, друг другу противоречащие по своей сути

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда