Что регулирует и чем полезен законопроект о криптовалютах

Мнение партнёра фирмы «Зарцын, Янковский & партнёры» и юриста в сфере венчурного инвестирования Романа Янковского.

20 марта на рассмотрение Госдумы был внесён законопроект «О цифровых финансовых активах», который предлагает определение криптовалют и токенов. Роман Янковский выступил на площадке DeeCrypto и прокомментировал законопроект.

Почему все ждали законопроекта о криптовалютах

Первый фактор — сегодня понятия криптовалют просто нет в законе.

Если у вас украдут биткоины, ваше заявление могут не принять в полиции. Скажут: «Это теневой рынок. Вы, наверное, наркотиками торговали». Чтобы судья встал на вашу сторону, в законе должно быть прописано, что операции с криптовалютами принципиально допустимы.

Второй фактор — создание легальной возможности для обмена криптовалют. Пока невозможно законно обменять криптовалюту на рубли, этот рынок остается теневым.

Третий фактор — если вы хотите платить налоги с доходов от криптовалют, у вас нет возможности это сделать.

Что происходит в РФ

Российское регулирование криптовалют прошло все стадии — от отрицания до принятия. Так, в 2014 году были попытки запретить криптовалюты на уровне Уголовного кодекса. К счастью, мечты руководства силового блока остались мечтами.

С 2014 года по осень 2016 года было юридическое затишье, пока шло закулисное обсуждение принципиальной возможности урегулировать криптовалюты. ЦБ несколько раз выпускал заявления, что криптовалюты ещё рано использовать, что с их помощью отмывают деньги. Это был сигнал в первую очередь для банков.

Сейчас стало понятно, что криптовалюта всё же будет урегулирована — а ведь ещё год назад даже известные политики транслировали, что это мыльный пузырь, который лопнет через месяц или два.

О чём говорится в законопроекте

Законопроект небольшой, в нём всего четыре полноценных статьи.

Давайте отметим ключевые моменты.

1. И криптовалюты, и токены признаны имуществом

Очень долго шли споры о том, как юридически определить криптовалюты.

Был вариант обозначить крипту как объект исключительных прав: авторских, патентных, прав на товарный знак. Якобы мой ключ к кошельку — набор букв и цифр — это и есть мой актив. И этот текст нужно зарегистрировать как некий тип товарного знака.

Самый простой вариант — определить криптовалюты как имущество. В законе довольно много видов имущества, которое не имеет материальной формы. К примеру, электроэнергия — с точки зрения гражданского кодекса, это имущество.

И всё же у нас до сих пор ещё не было настолько «ненормального» имущества. Даже электричество имеет хоть какое-то физическое воплощение, а криптовалюта — нет.

Есть и другие сложности. Один мой друг ведёт бракоразводный процесс: супруги разводятся, муж не скрывает, что он намайнил немного биткоинов. Но что должен делать судья? Как он должен поделить имущество, если супруг не даёт ключ от кошелька?

Наверняка вы слышали о деле с обанкротившимся должником, у которого есть биткоины. В нашем банкротном законодательстве понятие имущества расплывчатое — по идее, это всё, что имеет ценность.

Арбитражный управляющий поступил в соответствии с законом: пришёл к судье и сказал, что нашёл имущество, которое имеет ценность. А судья потребовал показать, где это имущество прописано в законе. В итоге криптовалюту не включили в конкурсную массу, что идёт вразрез со всей идеологией закона о банкротстве.

Как забрать биткоины у человека, который не хочет их отдавать? Пока это не совсем понятно.

Закон разделяет криптовалюту и токены

Это правильное начинание, но реализация, конечно, несовершенна.

В законопроекте написано, что криптовалюта отличается от токена по двум параметрам:

  • кто ее эмитирует: любые желающие или конкретное юрлицо;
  • какова цель создания: просто эмиссия или привлечение инвестиций.

С таким описанием связана проблема: на обладание токенами для неквалифицированных инвесторов установлен лимит. А для криптовалюты такого барьера нет. И вот вопрос: где кончается криптовалюта и начинается токен? Ведь очень многие проекты пытаются назвать свои токены валютой.

Криптовалюта не является законным средством платежа

Мы можем в любом количестве покупать криптовалюту для целей инвестирования, то есть можно просто купить биткоины на бирже и хранить. Так же, как с долларами: их можно купить доллары в обменнике и хранить у себя.

Но если мы попытаемся этими долларами с кем-то расплатиться, то здесь уже включается валютное регулирование.

В каких-то случаях правительство может разрешить платежи в криптовалюте, но пока что мы не знаем, в каких.

А в остальном: покупайте, держите, переводите крипту в другие валюты, но не рассчитывайтесь ею за товары, услуги и налоги.

Майнинг

Всех напугала первая редакция закона: майнинг был приписан к предпринимательской деятельности. Если ты ведёшь предпринимательскую деятельность, то должен зарегистрировать ИП или юрлицо. А с учётом того, что не прописано, как платить налоги — это риск. Как я буду, например, считать прибыль, если у меня одни расходы на электроэнергию?

В новом законопроекте появился принцип: правительство будет устанавливать лимиты электроэнергии и предпринимателем будет только тот, кто эти лимиты превышает в течение трёх месяцев подряд.

Сейчас вопрос не в том, чтобы найти всех майнеров. Вопрос в том, чтобы сделать комфортный режим для тех, кто хочет это делать официально, от юрлица, покупать оборудование по безналу и так далее.

Смарт-контракты

Законопроект определяет смарт-контракт как договор в электронной форме.

Это довольно рискованная штука, потому что по закону РФ любой договор можно оспорить. Как оспорить смарт-контракт? Никто никому автоматически ничего не вернёт, никто не сможет забрать свои биткоины.

Признание смарт-контракта договором в электронной форме означает, что вся масса норм о договорах, полномочиях сторон и так далее будет применяться в смарт-контрактах. Но, к сожалению, сейчас непонятно, как.

Можно будет официально покупать криптовалюту и токены

В России появятся официальные обменники. Да, они будут идентифицировать покупателей, да, нужно будет предъявлять паспорт при покупке крипты. А ещё нужно будет зарегистрировать свой кошелёк на сайте обменника.

Если я легально обмениваю криптовалюту, то мой кошелёк открывается на сайте обменника. Логично, что если суд оспорит смарт-контракт, то обменник сможет по требованию суда заблокировать нужную сумму. Правда, никто пока не запрещает из официальных кошельков переводить крипту на частные кошельки.

Также никто не запрещает покупать крипту с рук, нет никаких новых санкций, мы можем использовать все ресурсы для обмена.

Лимит на покупку токенов

Установлены лимиты на покупку токенов для неквалифицированных инвесторов.

В первом варианте законопроекта лимит составлял 50 тысяч рублей. Так вот, эти 50 тысяч отсюда исчезли. Теперь написано, что норматив будет устанавливать Банк России — мы ещё не знаем, какая сумму будет в итоге.

ICO

ICO урегулировано довольно слабенько, но это даже хорошо. Потому что в ранних проектах были одиозные вещи. Например, Минфин предлагал, чтобы все «первоначальные майнеры» (те, кто выпускает токены) раскрывали свои паспортные данные.

Если вы проводите ICO, то да, вы должны предоставить информацию о своём проекте, вы должны выложить в интернет свой бизнес-план — причём есть приписка: «При наличии бизнес-плана».

Также разрешено самостоятельно учитывать тех, кто купил у вас токены. Это классно, потому что сначала законодатели предлагали, чтобы только официальный депозитарий мог это делать. То есть, пришлось бы за немалые деньги нанимать депозитария, чтобы подсчитывать, сколько токенов купил у вас какой-нибудь Петя.

Что еще должно появиться в законопроекте

Налоги

Одной из причин формулировки «цифровые финансовые активы» было желание Минфина привязать криптовалюты к финансовым активам, чтобы потом обеспечить нормальный налоговый режим.

Сейчас непонятно, как считать доходы в криптовалюте. Вот я купил криптовалюту, она выросла или упала в цене, потом я обменял эту криптовалюту на другую, потом снова на первую — в какой момент я должен заплатить налоги?

В случае купли-продажи обычной валюты или акций есть чётко прописанная процедура. С криптовалютой ещё ничего такого нет.

Майнинг

Если мы считаем майнинг производством товаров, то применимо ли к нему всё наше многочисленное законодательство о производстве товаров?

Можем ли мы рекламировать товар, можем ли мы рекламировать устройства для майнинга — ведь это оборудование для производства товаров.

Есть законодательство о защите конкуренции. Могу ли я, к примеру, некачественный обзор криптовалют рассматривать как недобросовестную конкуренцию? Звучит как бред, но, я вас уверяю, через три–четыре года это уже не будет казаться бредовым высказываем.

Закон должны принять уже в весеннюю сессию. Будет первоначальная оценка, первое чтение, доработка, поправки, второе чтение, минимальные доработки и третье чтение, затем Совет Федерации и подписание президентом РФ.

Перед первым чтением законопроект должен будет пройти правовое управление, где его оценят на адекватность и соответствие нормам в целом. И вот когда мы получим положительное заключение правового управления, то можно будет сказать: «Готовим фермы, регистрируем биржи».

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Ilya P

Много слов, мало информации.

Deecrypto - что у них есть кроме маркетинга на блестяшках и "клубного магазина"? Кто в здравом уме будет с ними работать?
На первой же странице стремного сайта брехня про "Открытие первого в мире оффлайн-магазина криптовалюты"

Ответить
Развернуть ветку
Roman Zakharov

Добрый день. Какой лицензией должен будет обладать обменник? Брокерской? Или достаточно будет агентского договора с брокером?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Yankovskiy

Добрый день! По текущему тексту -- брокер / дилер / доверительный управляющий ЦБ / организатор торгов. Дополнительно придется регистрироваться в Минкомсвязи и получать ФСБшную лицензию на криптографию.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Zakharov

"регистрируем биржи" это конечно круто. В стране всего 7 бирж с лицензиями. Цена входа от 200 млн. Большой вопрос, в ради чего получать лицензию биржи в Российской юрисдикции? Когда вложения окупятся и окупятся ли вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Yankovskiy

Лицензию площадки сможет получить не только организатор торгов, но и брокер, и дилер (в текущей редакции законопроекта). Но цена входа будет не менее 100 млн, да.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Дятлов

Что будет, если я введу доллары на нероссийскую биржу через webmoney например?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда