{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что будет с вашим бизнесом, если не зарегистрировать товарный знак

Даже за случайное нарушение чужого товарного знака с предпринимателя могут взыскать пять миллионов рублей, а то и посадить в тюрьму — так говорят одни юристы. Другие предлагают зарегистрировать свой знак и самим влёгкую собирать по пять миллионов с каждого нарушителя.

Давайте разберемся, как обстоят дела на самом деле, и раз и навсегда выясним, нужен ли вам свой товарный знак или нет — рассказывает управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ № 2151. За плечами около двух тысяч выполненных проектов по товарным знакам для компаний и предпринимателей со всей России: регистрации, договоры, споры и суды. Возможно, мы с вами уже знакомы: вы могли видеть мои прошлые публикации о патентах, товарных знаках и франшизах на vc.ru.

Два года назад я написал статью «Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России». Публикация собрала почти 50 тысяч просмотров, а в комментариях мы обсудили сто с лишним вопросов по товарным знакам. Пришло время обновиться — давайте посмотрим, как изменилась ситуация за это время, а заодно взглянем на вопрос с обратной стороны: когда товарный знак вообще не нужен.

Если у вас уже есть свое дело или вы вот-вот собираетесь начать, эта статья пригодится вам, чтобы разобраться как работают товарные знаки, защитить свой бренд, не попасть на компенсации и штрафы за нарушение чужих.

Смысл этой статьи — собрать одно честное и исчерпывающее руководство, которое поможет предпринимателю раз и навсегда решить для себя, нужен ему свой товарный знак или нет. Обсудим все «за» и «против», пройдемся по подводным камням и заглянем в судебную практику.

По данным Роспатента, в прошлом году предприниматели и компании подали в Роспатент больше 100 000 заявок на товарные знаки. Вот зачем это делают, крупный план:

  1. Получить монополию: запретить всем конкурентам использовать свое обозначение

  2. Защититься от судебных исков внезапных правообладателей и патентных троллей

  3. Защитить свой домен — адрес сайта компании в интернете

  4. Блокировать нарушителей в соцсетях и на маркетплейсах
  5. Выполнить условия контрагентов — маркетплейсов, торговых центров и всех остальных, кто требует регистрацию
  6. Блокировать контекстную рекламу конкурентов
  7. Запустить продажу франшиз
  8. Запретить ввоз контрафакта через границу
  9. Использовать товарный знак в рекламе
  10. Увеличить стоимость компании и платить меньше налогов

Скажу сразу: статья получилась большая, потому что в ней много жизни — примеров, судебной практики, скриншотов реальных документов и фотографий. Если где-то вы поймете, что началось не про вас, например, речь пошла про маркетплейсы, а они вам не интересны — просто листайте на следующий раздел.

А если вы уже что-то слышали про товарные знаки и собирались когда-нибудь разобраться с этим делом — давайте начнем. Но сначала пару слов, о том, что такое эти товарные знаки и как они работают.

Что может стать товарным знаком

Товарный знак (он же торговая марка) — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение. Чаще всего регистрируют названия компаний и отдельных продуктов, логотипы и слоганы.

Цель регистрации — получить федеральную монополию на обозначение и не дать получить ее другим. Это нужно для того, чтобы покупатели отличали товары и услуги любимых производителей, а предприниматели не теряли деньги из-за нарушителей и их подделок.

Роспатент регистрирует знак, если он соответствует требованиям закона и не слишком похож на уже зарегистрированные. Регистрация действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Продлевать ее действие можно сколько угодно.

Товарные знаки бывают словесными — это названия самих компаний, их товаров и услуг, слоганы, домены, настоящие и вымышленные имена. Бывают графические — картинки, логотипы и этикетки. Можно сочетать в одном знаке слово и графику, тогда получится комбинированный товарный знак. Вот несколько примеров разных регистраций из моей практики:

Товарный знак защищает не просто само по себе слово, а использование этого слова как названия в бизнесе, для каких-то конкретных товаров или услуг. Та же история и с логотипами.

Вопреки распространенному мифу, в качестве товарного знака можно зарегистрировать практически любое слово — в том числе и словарное. Если интересны детали, можно заглянуть в статью «Артемий Лебедев и опасные заблуждения о товарных знаках: разбираемся в деле «Афиши».

Краткий вывод той статьи: вопрос не в том, есть слово в словаре или нет, а в том, как это слово соотносится с товарами и услугами, в отношении которых регистрируется знак.

Если название указывает на сам товар, то в регистрации откажут, а если не указывает, то зарегистрируют. Скажем, «Белая ромашка» на цветы — откажут, «Белая ромашка» на кафе — зарегистрируют. И если «Белая ромашка» на кафе уже есть, то с ней будет спокойно уживаться дизайн-студия «Белая ромашка» — продукты разные, покупатели не перепутают. А вот доставка еды «Белая ромашка» уже окажется нарушителем знака кафе «Белая ромашка» со всеми вытекающими.

Сегодня в России охраняется около 750 000 товарных знаков, поэтому найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко. Для чего регистрируют все эти знаки?

Получить монополию — исключительное право

Регистрация товарного знака означает, что теперь без разрешения его правообладателя никто во всей стране не имеет права использовать такое же и даже просто слишком похожее обозначение в конкурентном бизнесе.

Если обнаружится нарушитель, заряжайте юридическое ружье:

Так правообладатели убирают с рынка конкурентов, попытавшихся нажиться на чужом имени. Владелец знака может взыскать с нарушителя компенсацию, заставить провести полный ребрендинг и даже уничтожить контрафакт, если нарушитель продает подделки.

Размер компенсации можно считать по-разному: от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, двойная стоимость законной лицензии или двойная стоимость контрафакта — ст. 1515 ГК РФ. Конкретную сумму в каждом случае определяет суд: пять миллионов бывает редко, а несколько сотен тысяч — сплошь и рядом.

Санкт-Петербург, 2021 год. Правообладатель товарного знака «Maestro» отправил досудебную претензию ресторану-нарушителю. В претензии он потребовал заплатить миллион рублей компенсации, снять все вывески, уничтожить рекламные носители и прекратить использовать название в интернете. Нарушитель требования правообладателя проигнорировал, и тот обратился в суд. Первая инстанция удовлетворила иск в полном объеме, апелляция поддержала, Суд по интеллектуальным правам — тоже. Судебное дело №А56-98643/2019

Однако, скажу честно: не стоит смотреть на товарный знак, как на способ заработка на компенсациях. Некоторые юристы рассказывают сказки, мол, сейчас вы зарегистрируете знак и полетите собирать по 5 милллионов с каждого нарушителя. Как бы не так.

Задача компенсации — восстановить имущественное положение правообладателя и оштрафовать нарушителя, чтоб знал. Но у судов нет задачи озолотить правообладателя, обеспечить жизнь его и его внуков за счет нарушителя.

Во-первых, в обычных делах по товарным знакам суммы больше миллиона взыскивают нечасто. Много денег обычно взыскивают, когда в деле есть явно неслучайное нарушение, например, в довесок к названию скопировали ещё логотипы и рекламные макеты, или в принципе напродавали много контрафакта.

Да, с махровых нарушителей действительно могут взыскать несколько миллионов. Но с бедолаг, которых угораздило случайно попасть на чужой знак, больше чем 500-700 тысяч взыскивают редко.

Во-вторых, получить судебное решение это одно, а реально получить деньги — другое.

Мы с вами тут взрослые люди и скрывать нечего: если маленькая компания по суду получит внезапный миллионный долг, то ничего она платить не будет, а просто обанкротится или отправится в дальнее плавание по многократным переоформлениям учредителей, чтобы затонуть в составе какого-нибудь ООО «Вектор» в регионе на другом конце страны. С рынка они пропадут, это уже плюс, но денег от них точно не дождешься.

Компенсации по товарным знакам выплачивают компании, которые уже стоят на ногах и работают не один год. Платить полмиллиона компенсации им, конечно, тоже не хочется, но у них эти деньги есть и они не будут ради них бросать компанию с наработанной историей.

Другое дело, что у таких компаний, как правило, с товарными знаками всё нормально: название компании давно зарегистрировано, а названия отдельных товаров они изначально подбирают вместе с юристами, чтобы не обжечься.

В общем, главный смысл регистрации товарного знака — получить исключительное право. Нарушителей этого права можно наказать. Даже если до реальной выплаты не дойдет, выгнать их с рынка или заставить провести ребрендинг — вполне посильная задача.

Защититься от судебных исков внезапных правообладателей

Другая сторона медали: если я не зарегистрировал свое обозначение как товарный знак, то это вполне мог сделать кто-то другой. Тогда обозначение окажется не «мое», а того, кто его зарегистрировал. И есть ненулевая вероятность, что этот кто-то придет ко мне с претензиями.

Допустим, предприниматель открыл транспортную компанию в Новгороде и назвал её «Пилигрим». Начал работать, потратил деньги на фирменный стиль, дизайн, потихоньку вкладывается в рекламу. А в это время в Москве давно работает другой «Пилигрим», который еще бог знает когда зарегистрировал это название как товарный знак.

Может быть «Пилигримы» никогда и не узнают друг о друге. Но может случиться и так, что через пару лет «Пилигримы» столкнутся и новгородский пострадает.

При этом чтобы нарушить чужие права, не обязательно использовать знак точь-в-точь. Достаточно оказаться просто слишком похожим — у юристов это называется «сходство до степени смешения».

Грубо говоря, если покупатели могут перепутать компании, их товары или услуги, значит нарушение есть. По меркам наших законов «Piligrim», «пилигрим», «Пилигрим46», «Служба доставки Пилигрим» и даже «ПилигримЭкспресс» — это все сходные с «Пилигрим» обозначения. За их использование накажут точно также, как и за использование самого «Пилигрима». Иногда сходство могут найти даже в переводе.

Новосибирск, 2018 год. Сеть маникюрных салонов «4hands» подала в суд на новосибирский маникюрный салон «Луч: маникюр в 4 руки». Правообладатель потребовал заплатить 600 000 рублей, прекратить использовать название в бизнесе и убрать логотип из рекламы, с вывесок и интерьера салона. В суде спорили о сходстве «4hands» и «в 4 руки». В итоге суд решил, что обозначения сходны и удовлетворил иск полностью. Все суды вплоть до Верховного решение поддержали. Судебное дело №А45-15826/2015.

Отговорка «а я не знал, что такое название зарегистрировано» не сработает. Суды на эти отмазки отвечают так: предприниматель не проявил должную степень осмотрительности и нарушил чужие права, значит должен нести ответственность. С такими словами суд взыскал 500 000 рублей за нарушение права на товарный знак «Кемппи».

Все пять миллионов, конечно, с таких «я-случайно-нарушителей» вряд ли взыщут, но вот 200-300-500 тысяч по таким делам — обычная практика. Кроме того, нарушителя заставят убрать название из всей рекламы, вывесок и из интернета, ему придётся провести полный ребрендинг.

Поэтому многие предприниматели регистрируют знаки даже не столько для того, чтобы воевать с нарушителями, а для того, чтобы подстраховаться: работать, вкладываться в развитие бренда и не переживать, что завтра вылезет внезапный правообладатель с претензиями, потащит в суд и заставит делать ребрендинг.

Защититься от недобросовестных конкурентов

«О, смотрите, а название этой компании не зарегистрировано как товарный знак, давайте зарегистрируем его на себя и потребуем с них денег?» — к сожалению, такая мысль иногда приходит в головы некоторых особенных предпринимателей.

Вот пример из моей практики, классика жанра:

Вы все правильно поняли: компания зарегистрировала на себя товарный знак «Волли Толли» и предложила выкупить его ООО «Волли Толли Экспресс» за четыре миллиона рублей. Мол, через суд мы с вас взыщем пять, поэтому давайте четыре и расходимся.

Ага, щас.

Мы пошли в Палату по патентным спорам, Федеральную антимонопольную службу и Суд по интеллектуальным правам — и в итоге смогли доказать недобросовестность конкурента. Суд вынес решение в нашу пользу, дело №СИП-489/2021.

Теперь товарный знак конкурентов будет аннулирован, а регистрацию получим мы. Не могу сказать, что это было легко — спор занял больше года и зацепил несколько госорганов. И так-то дело еще не закончилось: мы подали заявление в ФАС, чтобы несостоявшихся «продавцов» оштрафовали тысяч на двести-триста.

По моему опыту история про «мы взяли ваш товарный знак в заложники, платите выкуп» достаточно редкая. Обычно такие дела происходят на рынках с высокой конкуренцией. Иногда причина спора в конфликте между бывшими партнерами, или руководством и сотрудниками. В общем, я бы не сказал, что вероятность попасть в такой спор высокая, но она есть — и вам стоит о ней знать.

Защититься от патентных троллей

Некоторые юристы любят постращать предпринимателей патентными троллями. Патентные тролли — это компании, которые регистрируют кучу товарных знаков, ничего под ними не производят и только таскают всех по судам в попытке заработать на компенсациях. Такое есть, да, но на деле не так страшен чёрт, как его малюют.

Во-первых, если в суде доказать, что тролль не использует знак по назначению, то суд вместо 5 млн взыщет скорее всего 50–100 тысяч рублей. Просто потому, что тролль ничего особо не потерял и компенсировать там ему нечего.

Например, в одном из дел тролль пытался взыскать 600 тысяч рублей, но суд взыскал всего 25 тысяч. Дело в том, что суды при взыскании компенсации обращают внимание на то, чем занимается правообладатель. Если выяснится, что владелец знака на самом деле не использует знак в бизнесе, компенсацию режут.

Фотографией этого сарая с белым баннером «Палитра» патентный тролль пытался доказать мне и моему доверителю, что на самом деле использует товарный знак «Палитра» в коммерции. Не получилось

Во-вторых, последние три года суды наконец-то начали вообще отказывать троллям, а толковые юристы ещё и добиваются аннулирования знака самого тролля, чтобы ему неповадно было размахивать товарным знаком, как это было, например, по знаку «Магия вкуса».

В-третьих, если у вас название оригинальнее, чем «Улыбка» или «Огонёк», встреча с троллями вам, скорее всего, не грозит.

Патентные тролли регистрируют названия вроде «Анюта», «Альянс», «Красавица» и всё такое в духе вывесок магазинов в спальном районе российской глубинки. На более оригинальные названия тролли, как правило, не покушаются: «нарушителей» найдётся слишком мало.

Да, столкновение с патентным троллем заставит потратить 100–200 тысяч на суды или 300–400 тысяч рублей на то, чтобы выкупить у тролля право на свой знак и избежать судов. Но в любом случае речи о миллионах в таких делах почти не идёт, а вероятность столкнуться с троллем не такая большая, как её иногда стараются подать.

В общем, учитывая судебную практику последних лет, троллей боятся все меньше и меньше. А вот если появляется настоящий правообладатель, который реально использует знак в бизнесе — тут да, дело пахнет керосином.

Защитить свой домен от других владельцев товарных знаков

ООО «Мистер Джинс» зарегистровали домен «masterjeans.ru» и запустили интернет-магазин джинсовой одежды. Несколько лет компания вкладывала в рекламу и поисковое продвижение. Сайт поднимался в поисковой выдаче, шел трафик, шли и продажи.

Но тут появляется другая компания — владелец товарного знака «Masterjeans». Эта компания подает в суд: требует аннулировать домен и выплатить миллион рублей компенсации за незаконное использование их товарного знака по ст. 1515 ГК РФ. Кто прав?

Казалось бы, решение простое: если домен появился раньше товарного знака, то прав владелец домена, а если позже — пусть отдает домен и платит компенсацию. Только вот если бы все было так легко, суды по знакам и доменам не затягивались бы на несколько лет, а юристы не писали бы про них диссертации и монографии.

Загвоздка в том, что товарный знак — это интеллектуальная собственность, а у доменов такого статуса по закону нет. Открываем ГК РФ, ст. 1225 «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности» — видите там что-нибудь про домены? И я — нет, потому что их там нет.

Домены — это всего лишь «техническое средство адресации», как говорит Суд по интеллектуальным правам. Поэтому суды в спорах между предпринимателями защищают товарный знак, а не домен. И судам все равно, сколько денег вложено в продвижение домена и сколько еще придется потратить на переезд и ребрендинг.

Дело «Masterjeans» прошло четыре инстанции и закончилось тем, что с владельца домена взыскали 100 тысяч рублей компенсации, 100 тысяч рублей расходов на юристов истца и еще 52 100 рублей на нотариусов и госпошлины — итого 250 тысяч. Кроме того, суд запретил использовать домен masterjeans.ru, сейчас этот домен уже не работает.

Суды в подобных спорах интересуют такие вопросы:

  1. Насколько сильно похожи домен и знак?
  2. Действует ли товарный знак на те виды деятельности, что ведет владелец домена?
  3. Конкурируют ли между собой владельцы домена и знака?Была ли регистрация домена совершена недобросовестно?Что было зарегистрировано раньше?

Если на первые два вопроса будет дан положительный ответ, то суд вынесет решение в пользу товарного знака. Ответы на остальные вопросы повлияют только на масштаб негативных последствий для владельца домена: домен могут запретить использовать вообще, а могут только запретить вести через него определенный бизнес; компенсацию могут взыскать полностью или частично.

Даже если домен был зарегистрирован раньше — само по себе это обстоятельство не имеет значения. Как говорит Суд по интеллектуальным правам, «дата регистрации доменного имени не имеет правового значения при оценке правомерности использования в домене обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком истца» — дело №А41-85820/2019.

На самом деле такой подход к решению споров «знак vs домен» — не какой-то разовый случай, а устойчивая судебная практика, и с каждым годом количество таких споров только растет. Вот навскидку еще десяток подобных дел:

  1. Дело №А56-82652/2019 — суд запретил использовать домен, с владельца домена взыскали 300 000 рублей компенсации
  2. Дело №А29-2710/2019 — суд запретил использовать домен, компенсацию не требовали
  3. Дело № 307-ЭС17-4496 — суд запретил использовать домен и взыскал 300 000 рублей компенсации
  4. Дело №А40-279659/2018 — суд запретил использовать домен, зарегистрированный на 10 лет раньше товарного знака, взыскал только госпошлину
  5. Дело №А40-119557/2018 — суд запретил использовать домен, зарегистрированный на 15 лет раньше товарного знака, взыскал госпошлину и расходы на юристов истца
  6. Дело №А40-151017/2016 — суд запретил использовать домен, взыскал 10 000 рублей компенсации и судебные расходы
  7. Дело №А56-21705/2016 — суд запретил использовать домен и взыскал 100 000 рублей компенсации
  8. Дело №А40-33136/2019 — суд запретил использовать домен, компенсацию не просили
  9. Дело № 305-ЭС17-8656 — суд запретил использовать домен, взыскал 10 000 рублей компенсации и судебные расходы
  10. Дело № 305-ЭС15-4698 — суд запретил использовать домен, взыскал госпошлину и расходы на юристов истца.

Такие споры редко заканчиваются в одной инстанции и чаще проходят две-три. Полгода на первую, полгода на вторую, плюс кассация в Суде по интеллектуальным правам — в итоге спор «домен vs товарный знак» занимает год-два. Дело № 305-ЭС15-4698 — рекордсмен: разбирательство заняло шесть с половиной лет и в итоге дошло аж до Верховного Суда.

Миллионные компенсации по таким делам я особо не встречал, обычно с владельцев доменов взыскивают в пределах нескольких сотен тысяч рублей. Плюс на юристов и пошлину за год судов уходит в сумме еще тысяч сто-двести — или больше, особенно если дело ведут московские юристы.

Порой владельцам доменов удается отбиться от таких исков. Например, можно попробовать доказать, что товарный знак был зарегистрирован незаконно. Это будет предметом отдельного спора: нужно идти с отдельными заявлениями в Роспатент (Палату по патентным спорам), Федеральную антимонопольную службу или суд. Там нужно будет разбираться:

  1. Законно ли Роспатент вынес решение о регистрации этого знака?
  2. Использует ли владелец свой товарный знак в бизнесе, или он зарегистрировал его только для того, чтобы мешать работать всем остальным?
  3. А не зарегистрировала ли компания товарный знак специально, чтобы навредить владельцу домена?

Важная деталь: все эти споры будут идти параллельно. То есть в одном суде владелец знака пытается запретить использовать домен и взыскать компенсацию, а в другом суде или в Роспатенте владелец домена пытается доказать незаконность регистрации знака.

Первый спор не будут останавливать на то время, пока не закончится другой: если сначала выиграет владелец знака, а потом его регистрацию признают незаконной, тот первый спор придется пересматривать заново с учетом новых обстоятельств.

В сухом остатке получается, что у предпринимателей есть три варианта, как защитить свой домен:

  1. Зарегистрировать название домена на себя как товарный знак
  2. Если уже есть товарный знак — зарегистрировать одноименный этому знаку домен. Например, одна регистрация может защищать и название компании, и доменное имя
  3. Если уникальность домена не имеет особого значения для бизнеса — выбрать такой домен, который точно никто не сможет зарегистрировать как товарный знак. Например, прямое указание на товары и услуги в духе «одежда.рф» или «avtomoyka46.ru»

Далеко не все домены нужно регистрировать как товарные знаки. Но если у компании есть домен, то как минимум стоит разобраться, не нарушает ли его использование чужие права.

Убрать из интернета нарушителей и их подделки

Я давно работаю с компанией «Jelly Shots». Их бизнес — кейтеринг алкогольных желе. Они приходят на мероприятие, расставляют красивый столик и угощают гостей своими «джеликами». Прибыль компании приносит не только сам кейтеринг, но и небольшая франшизная сеть. Клиенты узнают о компании в интернете.

Однажды в сети без спроса появляется некий «Jelly Shot» — какие-то умельцы из Воронежа скопировали бизнес вместе с названием. Основатели настоящего «Jelly Shots» не в восторге: они много лет вкладывали деньги и время в свою компанию явно не для того, чтобы кто-то вот так нагло пришел и воспользовался их именем.

Нарушители перерисовали логотип и убрали букву «s» из слова «shots», но от этого нарушение не перестало быть нарушением

Достаем свидетельство на товарный знак «Jelly Shots» и Гражданский Кодекс. По ст. 1484 ГК РФ само предложение товаров с использованием знака — это уже нарушение.

То есть нам не нужно устраивать никаких контрольных закупок, чтобы установить нарушение — оно уже состоялось, когда компания начала рекламировать свои услуги используя чужой знак. Пишем жалобу в «ВК», и буквально через пару дней видим заглушку на месте сообщества.

Когда в интернете появляется другая компания с таким же названием, потеря трафика и спад продаж — это только часть проблем. Со временем появляются и другие.

Например, если компания-нарушитель плохо работает, то о ней начинают писать гневные отзывы в интернете — а неподготовленный покупатель может решить, что все эти отзывы пишут об одной и той же компании. Кому-то эта путаница может и не мешает, а кто-то вполне ощутимо теряет покупателей — у всех предпринимателей по-разному.

У социальных сетей есть формы обратной связи специально для таких случаев. ВК, Инстаграм, Фейсбук и Ютуб достаточно оперативно реагируют на такие жалобы и защищают владельцев знаков. Та же история и с маркетплейсами: у Вайлдберриз, Озона, Ламоды, Яндекс-маркета и всех остальных тоже есть формы для обращений правообладателей.

Получается, чтобы защитить свои права и выгнать нарушителей из информационного поля, не обязательно ходить по судам — пишем жалобу в техподдержку и буквально за неделю соцсеть блокирует нарушителя, вешает заглушку вместо страницы. Могут заблокировать отдельную публикацию, а могут и всю страницу — тут уже зависит от обстоятельств дела. Хотя иногда жалобы приходиться переподавать заново по нескольку раз, чтобы модерация все-таки удалила контент нарушителя.

Блокировать контекстную рекламу конкурентов

Иногда рекламщики настраивают для своих клиентов рекламу «по конкурентам». Вы наверняка видели такое раньше: вводишь в поисковике, например, «Мвидео», а тебе первой ссылкой почему-то выдает «Эльдорадо». Попробуйте сделать так сейчас — скорее всего у крупных рекламодателей такого уже не увидите.

Дело в том, что в 2019 году Верховный Суд указал, что использование чужих товарных знаков в качестве ключевых слов может быть признано недобросовестной конкуренцией. То есть раньше нарушением считалось использование чужих знаков в текстах и заголовках объявлений, а теперь стали обращать внимание еще и на ключевики.

Тогда же, в 2019 году, я написал публикацию «Как попасть на 500 тысяч рублей за незаконную рекламу по названиям конкурентов в интернете». Статья набрала почти 50 000 просмотров и вызвала бурную дискуссию: тогда чуть ли не каждая третья компания крутила рекламу «по конкурентам» и не все были готовы поверить в то, что теперь это грозит оказаться незаконным.

Тем временем понеслись судебные дела. Калька дел примерно одна и та же: конкурент настраивает рекламу на поиске по названию чужой компании или товара, а оно оказывается зарегистрированным знаком — правообладатель обращается в антимонопольную службу и в суд, а те наказывают нарушителя. Где-то взыскивают компенсации, где-то штрафы, а где-то просто заканчивается вынесением предписания, без штрафа.

Пока что в таких делах не все однозначно. Судебная практика еще не устоялась до конца: в одних делах суды видят в рекламе «по конкурентам» только недобросовестную конкуренцию, а в других еще и нарушение права на товарный знак.

Например, в деле А40-147213/2018 с автосервиса, который рекламировался «по конкурентам», взыскали миллион рублей компенсации и Верховный Суд это решение поддержал. В похожем деле А56-49696/2020 с нарушителя сначала взыскали три миллиона, а потом все-таки решили, что нарушения права на товарный знак нет, и Верховный Суд такое решение тоже поддержал.

Тема ключевых слов и товарных знаков сейчас благодатная для юридической диссертации. Но чтобы вам не лезть в эти дебри, краткий вывод такой: использовать знаки конкурентов в своих ключевых словах нельзя, это нарушение. Какое именно и как сильно за него бьют — дело десятое, но в любом случае это нарушение.

Если вы работаете в зоне высокой конкуренции и клики стоят дорого — проверьте, не крутится ли кто по вашему названию. Если у вас есть свой товарный знак, вам удастся отбить часть трафика. Иногда поисковики по претензиям правообладателей сами блокируют нарушителей, тогда дело обходится без судов и госорганов.

Выполнить требования контрагентов — маркетплейсов, торговых центров и других

Представьте ситуацию: есть предприниматель, он покупает товар у китайцев или делает что-то сам, а потом выставляет лот на маркетплейс. Что будет, когда выяснится, что обозначение на его товаре нарушает чужие права?

Товар окажется контрафактом. Нарушители — и сам поставщик, и маркетплейс. На месте правообладателя выгоднее предъявить претензию маркетплейсу: он большой, никуда не денется и точно заплатит. А потом маркетплейс пусть сам уже разбирается с поставщиком, который его подставил — если сможет его найти.

Кемерово, 2019 год. На сайте «Вайлдберриз» продавались деревянные пазлы. Оказалось, что это контрафакт: поставщик использовал чужой товарный знак, да и сами пазлы скопировал у истца. Правообладатель потребовал компенсацию 1 780 000 рублей, в итоге с маркетплейса взыскали 480 000 рублей. Дело №А41-34267/2017

Получается, что маркетплейсу безопаснее работать с теми поставщиками, у которых есть свой товарный знак — или хотя бы лицензия от правообладателя.

С другой стороны, «безопаснее» не всегда значит «выгоднее». Некоторые маркетплейсы не спрашивают о товарных знаках на старте, но прописывают в договоре хитрый пункт: мол, поставщик заверяет, что его товары не нарушают чужие знаки, а если окажется, что нарушают, то продавец компенсирует маркетплейсу все убытки и приплатит штраф сверху.

Вот тут некоторые и попадают в просак: ну раз не спрашивает маркетплейс про товарные знаки, значит и не буду заморачиваться, выставлю товар как есть и посмотрю как пойдет. Иногда идет вот так:

В прошлом году мне довелось поучаствовать почти в сотне споров по маркетплейсам — в основном досудебных, но некоторые дошли и до суда. Воюем за блокировки и разблокировки, споры между правообладателями, дилерами и производителями, российскими и иностранными.

Мы настолько часто обращались в Вайлдберриз, что нам в итоге дали прямые контакты их юристов. Озон в результате одного из наших споров изменил свою оферту и личный кабинет — убрал функционал присоединения к чужим карточкам. Раньше можно было выбрать чужую карточку с чужими фотографиями и чужим знаком и скопировать ее одной кнопкой, типа «я продаю тоже самое, только на сто рублей дешевле», теперь так нельзя (те, кто этим пользовался — извините, но это все-таки нарушение).

Если обобщить, картина такая: заблокировать товары проще, чем разблокировать. У каждого маркетплейса своя политика работы по товарным знакам. Модераторы маркетплейсов в деталях не разбираются, иногда это играет в плюс, иногда в минус. Чтобы получить адекватную реакцию, почти всегда нужно добираться до юристов маркетплейса.

В спорах с правообладателями маркетплейсы всеми силами пытаются уйти от ответственности: каждый месяц меняют свои договоры, а в судах косят под информационных посредников, мол, мы не при делах, все вопросы к поставщикам. Некоторые суды взыскивают компенсации с маркетплейсов, некоторые и правда отправляют судиться с поставщиком. Есть решения, где компенсацию взыскивают солидарно и с поставщика, и с маркетплейса.

Точно понятно только одно: если собираешься выходить на маркетплейс, нужно разобраться с товарными знаками магазина и самих товаров. Если предприниматель перепродает чужие товары, нужно выяснить, не контрафакт ли это. Если он сам брендирует товары — надо регистрировать свой товарный знак. Иначе есть риск словить блокировку, попасть на выплату компенсаций правообладателю и штрафа маркетплейсу. А если есть свой товарный знак, можно заблокировать конкурентов.

Требования по товарным знакам бывают не только у маркетплейсов. Похожая история и с торговыми центрами. Если вывеска арендатора на торговом центре будет нарушать чужой товарный знак, претензии могут предъявить торговому центру. Поэтому некоторые торговые центры просят арендаторов показать свидетельство на знак, прежде чем разрешат повесить вывеску.

Кроме того, в некоторых регионах требуют, чтобы надписи на английском языке в рекламе и на вывесках сопровождались переводом на русский язык. На товарные знаки это правило не распространяется. Поэтому если кто-то отказывает вам в размещении вывески на английском языке, можно указать на п. 2 ст. 1486 ГК РФ — правообладатель знака фактически обязан использовать знак в том виде, в котором он зарегистрирован.

Запустить продажу франшиз

Сама суть франшизы заключается в том, что один предприниматель продает другому право работать под своим брендом — ст. 1027 ГК РФ. Но когда у самого «франчайзера» нет права на товарный знак, то юридически нет никакого бренда, продавать нечего.

Серьезная франшиза выглядит так: есть сильный бренд, он зарегистрирован в Роспатенте, франчайзер даёт право работать под ним франчайзи и контролирует качество их работы. Договор между бизнес-партнерами регистрируется в Роспатенте. Если франчайзи нарушает стандарты качества и вредит имиджу бренда, франчайзер расторгает договор и уведомляет об этом Роспатент.

Но далеко не все франшизы работают, как положено. Наверняка вы видели агрессивную рекламу мошеннических франшиз в интернете: компания открылась чуть ли не вчера, никаких документов нет, бренд неизвестный, репутации ноль, товарного знака нет — зато уже продают франшизу.

Беда в том, что продавая «франшизу» без регистрации товарного знака, продавец может легко подставить своих же франчайзи. Что будет, когда выяснится, что «их» бренд совсем не их, а давно уже кем-то зарегистрирован как товарный знак? Тогда ответчиком по иску правообладателя может стать не только сам франчайзер, но и каждый отдельный покупатель его «франшизы».

Товарный знак регистрируется примерно пять-шесть месяцев, со всеми госпошлинами и услугами юристов обходится примерно в 50–70 тысяч рублей. Для нормального живого бизнеса это не такие уж и большие деньги, особенно учитывая всю ценность регистрации. А вот франшизным мошенникам товарные знаки не интересны: тут понабрать бы поскорее паушальных взносов и пропасть.

Если у франшизы нет товарного знака или хотя бы поданной заявки, то возникают сомнения: то ли у них не нашлось денег, чтобы привести свои документы в порядок и не рисковать, то ли они и правда открылись буквально вчера и не успели даже подать заявку.

Использовать регистрацию товарного знака в рекламе

Товарный знак выдаётся на десять лет: это значит, что компания с товарным знаком появилась на рынке далеко не вчера и не пропадёт завтра. Компаниям-однодневкам товарные знаки не нужны: всем всё равно, как называется очередная обнальная контора ООО «Вектор». Если они переименуются, никто и не заметит.

Обычно к регистрации товарного знака склоняются компании, которые пришли на рынок надолго: их заботит репутация своего имени и марки товара, поэтому для них важно, чтобы никто, кроме них, не работал под таким же или слишком похожим названием.

Поэтому владельцы товарных знаков как правило показывают регистрацию клиентам и партнерам: добавляют свидетельство на товарный знак на сайт рядом с документами о сертификации и отзывами, ставят рядом с зарегистрированным обозначением символ ®. Этот символ можно использовать только тем, у кого есть товарный знак.

«Роцит», старейшая общественная организация рунета, выделяет наличие товарного знака как один из признаков добросовестного интернет-магазина

Только владельцы товарных знаков имеют право использовать знак правовой охраны ®. Эта маркировка говорит о том, что товарный знак зарегистрирован и его владелец готов преследовать нарушителей по закону. Использовать символ ® без товарного знака регистрации нельзя: ответственность внезапно вплоть до уголовной. Не слышал, чтобы кого-то реально осудили по этой статье, но она есть.

Запретить ввоз контрафакта через границу

Товарный знак можно внести в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Тогда таможенники перестанут пропускать через границу товар, если у перевозчика не будет разрешения от правообладателя.

Помните, когда-то была шумиха вокруг Xiaomi, когда таможня перестала пропускать их технику в Россию? Это произошло как раз потому, что Xiaomi решили упорядочить торговлю своей техникой в РФ и внесли знак «Xiaomi» в таможенный реестр. Разрешение на ввоз дали только тем, кто пошел на условия официального дилерства.

Есть такой миф, мол, «что эти ваши товарные знаки, вон китайцы подделывают все подряд и им ничего». Так вот в чем дело: российские товарные знаки действуют в России, китайские — в Китае. Китайцы могут производить у себя все что угодно, там наши товарные знаки не действуют. Но когда они пытаются ввезти продукцию под чужим товарным знаком в Россию, тут их и встречают наши таможенники.

Одна компания заказала в Казахстане партию джинс, чтобы продать их на маркетплейсе. Но когда товар проезжал через таможню, выяснилось, что это контрафакт — на джинсы нанесен чужой товарный знак. Таможенный инспектор прислал мне фото с задержания

Увеличить стоимость компании и платить меньше налогов

Это интересная история, но ей мало кто пользуется, кроме компаний с оборотом больше 100 млн рублей в год. Надеюсь, ваша компания когда-нибудь вырастет до таких масштабов, поэтому в двух словах расскажу в чём дело, вдруг пригодится.

Товарный знак — это нематериальный актив компании. Его можно оценить и поставить на баланс, тогда компания подорожает на много миллионов рублей. Это может пригодиться, чтобы привлечь партнёров и инвесторов, или получить некоторые государственные лицензии, которые требуют наличия у компании большого уставного капитала.

Например, как-то раз я вёл проект по товарным знакам научно-производственного предприятия из Ижевска: мы зарегистрировали три товарных знака, эксперт-оценщик оценил их в 60 млн рублей, а бухгалтер поставил знаки на баланс компании и увеличил уставный капитал на стоимость знаков. В итоге уставный капитал компании вырос с 4 млн до 64 млн рублей.

Отдельная радость в том, что такое увеличение капитализации не увеличивает налоговую базу: стоимость активов компании вырастает, а налогов за это платить не надо. И даже наоборот: товарный знак подлежит амортизации — дешевеет с каждым годом. Получается, бухгалтер каждый год в отчётах списывает «дешевение» товарного знака в расходы компании. В результате по документам прибыль компании становится меньше, а значит, уменьшается и налог на прибыль.

Теоретически под залог товарного знака можно взять кредит в банке. Но одно дело, когда речь идет об известном бренде, а другое дело, когда там никому неизвестный знак. Обычно российские банки не дают кредиты под залог одного только знака, но могут увеличить сумму кредита, если предприятие в довесок к материальным активам закладывает еще и товарный знак.

Когда товарный знак не нужен

Если предприниматель перепродает чужие товары, то можно обойтись без своего знака. Например, ИП Иванов покупает косметику «Selena» у российского производителя-правообладателя и выставляет ее на маркетплейс от своего имени. В таком случае достаточно того, что регистрация есть у производителя, а Иванов дальше может перепродавать товар как хочет — так работает принцип исчерпания права на товарный знак, ст. 1487 ГК РФ.

В таком случае Иванову надо только убедиться, что его поставщик — на самом деле правообладатель. Для этого нужно спросить у поставщика номер свидетельства на товарный знак и проверить в Реестре товарных знаков: правда ли товарный знак действует, и действует ли он на те товары, которые покупает у производителя ИП Иванов. Если все сходится — прекрасно.

Свой товарный знак пригодится Иванову, когда тот откроет свой магазин на маркетплейсе и даст ему какое-то отдельное название. А пока ИП Иванов работает на маркетплейсе под своим паспортным именем и перепродает чужие товары, то свой товарный знак ему не нужен.

Если предприниматель не получает никакой выгоды от брендинга, то выбор оригинального названия и регистрация знака для него не имеет особого смысла. Скажем, в магазин у дома покупатели приходят потому, что он у дома, а не потому что у него на вывеске написано что-то оригинальное.

«Шаурма» для ларька с шаурмой, «Кафе» для кафе или «Одежда для всей семьи» для магазина одежды — это не товарные знаки, а просто указания на вид товаров. По закону такие названия вообще нельзя зарегистрировать как товарный знак, а раз нет правообладателей, значит нет и претензий. Получается, с такой вывеской можно работать сколько угодно, регистрация знака не нужна.

К названию товара можно добавить свойства товара, его происхождение, цену или назначение. Название с такими элементами тоже никто не сможет присвоить. Условно, если вы занимаетесь тонировкой машин в Курске, то назовитесь «Тонировка46», «Тонировка-Авто», «Курская тонировка», «Доступная тонировка» или «Твоя тонировка» и спокойно работайте без регистрации знака. С точки зрения московского маркетолога название так себе, но для регионального бизнеса вполне пойдет, и проблем точно не возникнет.

Только учитывайте, что «Детская одежда» — это указание на товар, а «Детский мир» — это уже вполне себе товарный знак. Даже если кажется, что название обычное и у всех на слуху, может оказаться, что оно уже давно кем-то занято. В общем, можно обойтись без регистрации, но лучше на всякий случай перепроверить.

Если предприниматель — новичок, и у него нет ни ИП, ни ООО. По закону товарный знак может зарегистрировать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Обычный физик правообладателем знака стать не может.

Поэтому если предприниматель делает первые шаги в бизнесе, — работает с знакомыми и получает деньги наличными или на карточку, — то задумываться о товарных знаках тут еще рановато. Будем честными: главная задача на этом этапе — выжить и начать зарабатывать первые деньги. Не до знаков.

Самозанятым пока что регистрировать на себя знаки тоже нельзя. Сейчас рассматриваются поправки в ГК РФ, чтобы стало можно, но раньше 2023 года это вряд ли произойдет.

Если предприниматель работает под своей фамилией. Допустим, фрилансер зарегистрировался как ИП и заключает договоры от своего имени. Клиенты обращаются по рекомендациям, в интернете есть именной сайт. В такой ситуации прекрасно работается и без знака.

При большом желании можно зарегистрировать фамилию как товарный знак. Это нужно тем, кто развивает личный бренд — верификации, соцсети, работа с репутацией, все такое. Но это не значит, что правообладатель знака «Иванов» сможет запретить ИП Иванову использовать свою паспортную фамилию в бизнесе.

Кроме того, с каждым годом регистрировать имена в качестве товарных знаков все сложнее и сложнее. У меня в практике было несколько десятков именных знаков, и последние пару лет почти везде Роспатент сначала давал предварительный отказ, а только потом, после спора с экспертизой, все-таки получалось добиться регистрации.

Итого: какая польза от товарного знака

  1. Если зарегистрировать свой товарный знак, то получаешь исключительное право. Это значит, что конкурентам нельзя использовать такое же и даже просто слишком похожее обозначение. Если кто-то нарушит — суд, полиция, ФАС, Роспотребнадзор, администраторы сервисов.
  2. Если у меня есть товарный знак, значит ни у кого другого такого знака быть не может. Некому приходить с претензиями, исками и заманчивыми предложениями «мы зарегистрировали твой знак на себя — покупаешь или идем в суд».
  3. С товарным знаком можно выставлять товар на маркетплейсах и открывать точки в торговых центрах. Без товарного знака могут не пустить. Если пустят, есть риск, что объявится правообладатель.
  4. Регистрация пригодится в интернете — защитить домен, выгонять нарушителей из соцсетей, блокировать контекстную рекламу «по конкурентам».
  5. С товарным знаком можно легально продавать франшизы. Если бренд не зарегистрирован, продавать особо нечего. Есть способы, как продавать франшизу, имея на руках только поданную заявку, но это рискованно.
  6. Товарный знак можно внести в таможенный реестр. Тогда таможенники будут задерживать товары с похожей маркировкой и выяснять у правообладателя, можно пускать их в страну или нет.
  7. Товарный знак можно оценить и поставить на баланс компании как нематериальный актив. Это в разы увеличит стоимость компании и немного снизит налоговую нагрузку.

Несмотря на все плюсы, которые даёт регистрация товарного знака, я не считаю, что каждому предпринимателю свой товарный знак прямо-таки необходим. В прошлой публикации «Как работать без регистрации знака и не загреметь в суд» я еще подробнее рассказывал, когда можно обойтись и без регистрации.

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии. Если нужна помощь по именно вашей ситуации (проверка и регистрация товарных знаков, договоры и споры), оставьте заявку у нас на сайте «Башук Чичканов, юридическая фирма», давайте обсудим детали и посмотрим, что можно сделать.

В начале статьи я писал, что в нашем портфолио около двух тысяч выполненных проектов по товарным знакам. Это не просто голословная цифра: заходите на наш сайт в раздел «Портфолио» — там собраны большая часть кейсов, есть навигатор по городам, каждый проект подтвержден ссылкой запись в официальном реестре Роспатента. Возможно вы найдете знакомые имена или даже ситуации, похожие на вашу.

Если вам в целом показалась полезной эта публикация, заходите ко мне в телеграм-канал «Бизнес-юрист». Там разбираем юридические победы и провалы предпринимателей. В основном всё про интеллектуальные права: бренды, патенты, секреты и авторские права.

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Екатерина Голубева

Алексей, спасибо большое за статью! Я новичек, собираюсь выходить на маркетплейсы и у меня такой вопрос. Я купила товар в Китае не брендовый, на китайской фабрике, предположим аксессуары для волос. Вышла с ним на Вайлдберриес. Товар неплохо продается. Через какое-то время еще несколько продавцов WB также купили тот же товар с китайской фабрики и торгуют им на WB. Я пока товарный знак не регистрировала. но если кто то их конкурентов зарегистрирует свой товарный знак на этот товар (аксессуар для волос) могут ли ко мне быть применимы какие либо санкции с подачи этого продавца?

Ответить
Развернуть ветку
...

Процесс регистрации и рассмотрения Роспатентом занимает больше года (лично я подавал в ноябре 21 года и мне пришло решение в конце февраля 22-го). Вы можете все сами сделать, это подробно расписано на сайте ведомства.

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда