{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Казнить нельзя, помиловать. Когда можно не платить за использование чужой интеллектуальной собственности

Сейчас нельзя вести бизнес без интеллектуальной собственности – она повсюду. Неважно, какие услуги Вы оказываете или что производите – как минимум, компании потребуется сайт, который нужно будет наполнить контентом – текст, фото, видео и т.п.

И весь этот контент стоит денег – например, на популярном фотобанке shutterstock стоимость лицензии может достигать 1 999 долларов в год.

Но есть лайфхаки, когда за использование чужих объектов интеллектуальной собственности по закону можно не платить. В этой статье мы кратко расскажем о том, как можно сэкономить.

Интеллектуальная собственность – что это?

Если кратко – это любой контент, созданный творческим трудом (фото, видео, картины, компьютерные программы), зарегистрированные технические решения (изобретения и пр.) и бренды (товарные знаки). На самом деле, список объектов гораздо больше, и мы привели здесь только самые популярные. Хотите узнать больше – читайте нашу статью, посвященную объектам интеллектуальной собственности.

Авторское право

Вы, наверно, слышали про авторские права. Авторское право – часть права интеллектуальной собственности, которая охраняет следующие объекты:

- текст (любой творческий текст – от книги до поста в инстаграмме);

- фото;

- видео;

- музыка;

- картины (от «классики» до изображений в комиксе);

- и некоторые другие, перечисленные в ГК РФ.

Если Вам понравился контент, и Вы бы хотели его бесплатно использовать, то сделайте чек-лист случаев, когда это возможно:

· истечение срока действия права;

· свободное использование (типа fair use в США, но не совсем);

· открытая лицензия.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее.

Истечение срока действия права

Право, которое позволяет запрещать использовать контент, называется исключительным.

У любого исключительного права есть срок действия: для объектов авторского права это жизнь автора + 70 лет после смерти. Когда исключительное право истекает, объект переходит в общественное достояние – любое лицо может его использовать.

Так что посмотрите – вдруг уже прошло столько времени, что «срок годности» права истек.

Свободное использование

Для объектов авторского права есть общий перечень исключений, когда за их использование можно не платить. Их принято разделять на следующие группы:

  • Воспроизведение в личных целях

Под воспроизведением здесь понимается изготовление экземпляра. То есть, например, Вы вправе сделать копию книги, если использовать её будете только Вы или член Вашей семьи.

· Использование в информационных, научных, учебных или культурных целях

В эту большую группу входит, например, использование текстов статей по актуальным вопросам жизни общества, политических речей, авторефератов диссертаций и т.п. На практике, чаще всего вопросы возникают при следующих видах использования, входящих в эту группу:

1. Цитирование

Очень важно, чтобы цитирование осуществлялось в оправданных объемах. Известным современным примером цитирования является использованием популярным блоггером Евгением «Badcomedian» Баженовым фрагментов обозреваемых им фильмов.

Блоггера, кстати, уже пытались привлечь к ответственности за неадекватный объем цитирования – к нему предъявляла иск компания Kinodanz за обзор на фильм «За гранью реальности». Как сообщают СМИ, ситуацию удалось урегулировать подписанием мирового соглашения.

2. Пародии и карикатуры

Также достаточно популярный творческий жанр. Эти исключения существуют специально для того, чтобы пародисты и карикатуристы в целом могли существовать – согласитесь, что если бы артисту нужно было каждый раз получать согласие у правообладателя да и еще и платить ему вознаграждение, эти жанры не смогли бы стать популярными.

Примером использования пародии можно считать очередной судебный спор по поводу многострадального Ждуна.

Университет Синергия использовал для рекламы своего мероприятия следующий коллаж:

Суд признал такое использование пародией и указал, что «использование слова "Ждун" в контексте "тот, который ждет" вкупе с изображением толстого и неповоротливого существа с головой морского слона (также неповоротливого на суше животного), а также информации о рекламируемом мероприятии, размещенной на той же странице, призвано добавить коллажу комический эффект: информация, которая будет распространяться в рамках рекламируемого мероприятия, адресована тем, кто ничего не предпринимал в рамках маркетинговой деятельности своей компании, и ждал, когда кто-нибудь ему расскажет, как надо проводить маркетинговые кампании в Интернете».

  • Использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

Если картина или иное произведение изобразительного искусства или фотография находится в месте, открытом для свободного посещения (например, на улице), то Вы можете использовать их, если не стремитесь заработать на них или если они не выступают основным объектом использования.

Самое известное дело, когда суд усмотрел наличие такого способа свободного использования – это спор 2 кандидатов в депутаты Брянской областной Думы.

Кандидат от КПРФ обвинил кандидата от Единой России в нарушении законодательства об интеллектуальной собственности, поскольку в его буклете, помимо прочего использовались изображения Успенского Собора Свенского монастыря и Храма Сергия Радонежского в Утах.

Успенский Собор Свенского монастыря. Источник: https://www.bragazeta.ru/news/2019/10/20/patriarx-kirill-osvyatil-v-bryanske-uspenskij-sobor-svenskogo-monastyrya/ Фото: Правительство Брянской области

Храм Сергия Радонежского в Утах. Источник: https://trip32.ru/cerkov-sergija-radonezhskogo-mirkovy-uty/

Суд посчитал, что изображение произведений архитектуры подпадает под свободное использование, поскольку они не являются основным самостоятельным объектом информации и воспринимаются в контексте с информацией в буклете – кандидат от Единой России возглавлял строительную организацию и оказывал помощь в строительстве храмов.

И это далеко не все способы свободного использования:

  • Использование библиотеками, архивами и образовательными организациями;
  • Публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальных и религиозных церемоний;
  • Воспроизведение произведения для целей правоприменения (чтобы использовать как доказательство в суде);
  • Запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования.

Таким образом, проверьте, вдруг цель Вашего использования освобождена от «дани» правообладателю.

Эти исключения действуют вне зависимости от желания владельца. Но есть случаи, когда сам правообладатель разрешает любому лицу использовать объект – так называемые открытые (свободные) лицензии

Открытая лицензия

Открытая лицензия – это обычно безвозмездная лицензия, заключаемая в упрощенном порядке с конечными пользователями контента.

Такую лицензию Вы заключаете, например, когда скачиваете какую-то программу на Ваш компьютер.

Наиболее популярные шаблоны открытых лицензий были разработаны организацией Creative Commons.

Цель Creative Commons – сделать произведения доступными для общества, при этом сохранив личные права их авторов. Этот концепт органично вписывается в экономику совместного потребления (sharing economy), постепенно захватывающую мир – практически любой городской житель уже смог ощутить прелести каршеринга или велошеринга.

Если правообладатель разрешает всем использовать свое произведение, то полезность произведения для общества за счет его свободного использования увеличивается, а творцы не ограничены рамками исключительного права.

Также полезный лайфхак – многие фотобанки позволяют бесплатно использовать фотографии по лицензии Creative Commons или её аналогу:

Популярна практика открытых лицензий и для программного кода – разработчики выкладывает его в open source и разрешает свободное использование всем желающим.

Открытые лицензии – это хороший вариант решения проблемы с контентом, если он не нужен Вам в промышленных масштабах.

Что в итоге

Таким образом, для следующих объектов мы рекомендуем следующие варианты экономии:

- фото и видео – используйте видео по лицензии Creative Commons (такие видео можно найти на Youtube) и фотографии с бесплатных фотобанков. Кстати, ловите ещё один лайфхак: в google картинках при поиске можно выбрать фотографии с лицензией Creative Commons

- код – берите исходный код с свободный лицензией, его можно найти на github. На скриншоте ниже желтым выделено, где можно посмотреть, по какой лицензии размещен код.

- текст – небольшой объем можно процитировать – не забудьте только указать автора и источник заимствования;

- музыка – также можно поискать музыку по открытой лицензии, например, на bandcamp.

И не забывайте про иные, менее распространенные случаи – например, любой объект можно спародировать.

Товарные знаки

Теперь поговорим о том, как засветить чужой логотип и не получить иск от правообладателя.

Товарный знак – это зарегистрированное для использования в предпринимательской деятельности слово, изображение или их комбинация. Ниже – примеры товарных знаков:

Вообще у правообладателя знака монопольное право – никто не может использовать знак без его согласия.

Однако есть случаи, когда по закону использования в юридическом смысле нет:

- использование в иной сфере деятельности;

Товарные знаки регистрируются в определенных классах МКТУ, соответствующих сферам деятельности заявителя. Например, если Вы производите хлеб, Вам обязательно нужен 30 класс, который его охраняет; если строите дома – то 37 класс и т.д.

Товарный знак охраняет только те товары и услуги, в отношении которых он зарегистрирован. Поэтому если Вы зарегистрировали, например, слово «Ромашка» для производства хлеба (30 класс), то строительная компания то же может зарегистрировать слово «Ромашка» как товарный знак, но уже для своей деятельности (37 класс).

Вот, кстати, и пример с теми же «Ромашками» - одна компания зарегистрировала это слово для производства салфеток, губок и т.п., а другая – для кафе:

- использование в информационных целях;

Если товарный знак выполняет исключительно информационную функцию – например, Вы продаете аксессуары к товарам конкретных производителей и указываете, что Ваши товары предназначены для конкретных моделей – то это не нарушение.

Так, в известном деле Пулковская таможня попыталась привлечь продавца чехлов для iPhone к административной ответственности за нарушение исключительного права на том основании, что на упаковке чехлов использовался словесный товарный знак № 339383 «iPhone».

Суд отказал в удовлетворении иска, поскольку товар продавца «в целом не ассоциируется у потребителя с продукцией компании «Apple Inc.», а информирует потребителя о совместимости данного товара с моделями мобильных телефонов производства компании «Apple Inc.»».

- использование знаков в фильмах и видеороликах;

Тут, правда, следует оговориться, что Вам нужно быть аккуратным: важно, чтобы вещь, маркированная товарным знаком, органично вписывалась в сюжет видеоконтента.

Например, если по сюжету фильма главный герой включает компьютер, на рабочем столе которого видны ярлыки различных программ, которые органично вписаны в картину и сюжет, то это не нарушение.

Это позиция не нова – в свое время еще ныне канувший в лету Высший арбитражный суд закрепил её.

Так, в сериале «Мент в законе-3» «За все в ответе» фигурировал товарный знак "Городское такси" по свидетельству N 374704 – в сериале, во-первых, были задействованы автомобили, маркированные этим знаком, и, во-вторых, герои упоминали это знак устно.

Нижестоящие суды установили, а Высший арбитражный суд подтвердил, что «само по себе упоминание товарного знака "Городское такси" в названном телевизионном художественном фильме не является использованием товарного знака в гражданско-правовом смысле, отсутствует смешение услуг истца и продукции (услуг) ответчиков»

Тем не менее, ещё раз скажем, что с использованием чужих товарных знаков нужно быть аккуратным – не должно возникать сомнений, что Вы используете их для товаров или услуг, в отношении которых эти знаки зарегистрированы.

Приведем знаковое, хоть и старое, дело Louis Vuitton vs. «Нидан соки».

Компания «Нидан соки» использовала чемоданы Louis Vuitton в рекламе своего сока. При этом по мнению суда «у рядового потребителя … могло возникнуть мнение о том, что демонстрируемые в указанном произведении предметы имеют отношение к ОАО «Нидан Соки» как производителю, поскольку целью распространения вышеназванного произведения имелось именно продвижение товаров».

Из-за такой трактовки суд признал использование чемоданов с товарным знаком, принадлежащим Louis Vuitton, нарушением исключительного права.

По этим причинам нередко в фильмах или видеоклипах товарные знаки третьих лиц «замыливаются» - так авторы, что называются, подстраховываются.

Так что если Вы планируете снимать видео, то не переживайте, если в ролике мелькнул логотип какого-то бренда – привлечь Вас к ответственности будет сложно. Но вот делать крупные планы чужих товарных знаков или включать в сцены маркированные товарными знаками предметы, которых в них быть по логике повествования не должно, мы не рекомендуем.

Заключение

Итак, мы рассмотрели самые популярные варианты легально бесплатно в той или иной мере использовать чужую интеллектуальную собственность.

Пользуйтесь этими лайфхаками для того, чтобы развитие Вашего бизнеса не тормозилось чрезмерными расходами на получение лицензий.

Однако помните, что перечисленные нами случаи – это исключения из монополии правообладателей. Крайне важно соблюдать условия использования интеллектуальной собственности – помните, что в ином случае Ваши действия будут считаться нарушением исключительного права, что может повлечь привлечение к ответственности.

Статья подготовлена Мелдир Ербулековой, учредителем и управляющим партнером юридической фирмы Amigdala.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Artin Bogdanov

Интересная статья . Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Meldir Erbulekova
Автор

Спасибо, Артин!

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

А вот например если я пошел на выставку, на стенде одной из компаний увидел новый товар, сфотографировал его упаковки причем зарегистрированный тз является частью наименования товара, например товар называется "Зарегистрированный_ТЗ Кровельный Усиленный". Также щарегистрированный ТЗ является частью фирменного наименования производителя товара.
Вопрос:
Имею ли я законное право на своем сайте опубликовать статью об этом товаре с упоминанием ТЗ (входящим в фирменное наименование производителя и в наименование товара), с фотографиями упаковок товара на котором изображен ТЗ, с описанием и характеристиками этого товара, с информацией о производителе и его контактными данными? Нужно ли мне получать какие либо разрешения от владельца ТЗ на эти действия?

Ответить
Развернуть ветку
Meldir Erbulekova
Автор

Добрый день, Демьян!
Не совсем понятен Ваш вопрос: на каком именно сайте Вы публикуете статью?
Если это Ваш блог, например, на сайте с отзывами о продуктах, то Вам не нужно никакого согласия правообладателя для использования товарного знака. Если Вы просто описываете товар, информируете читателей о том, что он есть на рынке, то не требуется согласия правообладателя. В целом оно не нужно, если размещение товарного знака на сайте не связано с осуществлением коммерческой деятельности и предложением к продаже товаров и услуг.
А если Вы на своем сайте описываете продукт, упоминаете товарный знак с предложением продукта к продаже, то согласие правообладателя нужно. Но при этом, если если товар, маркированный товарным знаком, был введен в оборот самим правообладателем или с его согласия, согласие не требуется.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Продолжим каверзные вопросы... А что вы понимаете под словами "был введен в [гражданский] оборот самим правообладателем или с его согласия"? :-))))

Ответить
Развернуть ветку
Meldir Erbulekova
Автор

Демьян, введение в гражданский оборот товара, маркированного конкретным товарным знаком - это, например, его продажа или предложение к продаже. При этом правообладатель товарного знака либо сам продает товары, которые маркированы его товарным знаком, либо же он согласен на осуществление таких действий другими лицами (например, если товары продает не сам правообладатель, а дистрибьютор; в Интернете это может быть и маркетплейс). В этом случае не требуется согласие правообладателя на размещение товарного знака на сайте.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Спрошу по другому: предположим я торговец и работаю "под заказ"- то есть товара фактически на складе у меня нет и закупаю я его у официального представителя производителя после оплаты клиентом. Имею ли я право в этом случае печатать прайс-листы с наименованиями товара, содержащими в себе ТЗ а также размещать на своем сайте эти наименования и изображения упаковок с ТЗ без согласования с производителем (владельцем ТЗ)?

Ответить
Развернуть ветку
Natali Osipenko

очень полезно !

Ответить
Развернуть ветку
Meldir Erbulekova
Автор

Спасибо, Натали!

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Архипова

Да , действительно так ! Полностью согласна!

Ответить
Развернуть ветку
Meldir Erbulekova
Автор

Спасибо, Ангелина!

Ответить
Развернуть ветку
Лев Зайцев

Дейли ремайндер, что интеллектуальной собстенности не существует

Ответить
Развернуть ветку
Meldir Erbulekova
Автор

Не существует до первой претензии )

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

зачем вы пишете вы, ваш с большой буквы? это автоисправление или принципиальная позиция?

Ответить
Развернуть ветку
Meldir Erbulekova
Автор

Принципиальная)

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда