{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Новый режим регулирования криптобизнеса в Эстонии

Эстония является одной из первых европейских стран, разработавших и внедривших нормативную базу для регулирования криптодеятельности. Получение криптолицензии в Эстонии – процедура, регламентированная действующим законодательством страны. С 2017 года в режим регулирования было внесено несколько изменений, которые были направлены на повышение прозрачности операций с криптовалютами и обеспечение соблюдения политик AML. Далее мы рассмотрим обновленные требования к криптолицензии в Эстонии в 2022 году. Больше информации здесь.

Применимый режим

Правовая основа, устанавливающая режим криптовалют и правила ведения бизнеса, связанного с криптоактивами, была реализована в 2017 году. Это сделало страну одной из первых юрисдикций в мире, создавших законодательную базу, которая способствовала криптовалютному предпринимательству и инновациям. Кроме того, стоит отметить что государство предлагает более низкие налоговые тарифы (в сравнении с другими странами Европейского Союза). Именно поэтому многие предприниматели приняли решение запустить свой бизнес и получить крипто лицензию в Эстонии.

Через два года Эстонское подразделение финансовой разведки (ПФР) внесло некоторые поправки в законодательство и разработало дополнительные правила для процесса лицензирования криптовалют в Эстонии. Эти требования заключались, среди прочего, в обязательствах уплаты сбора, подтверждения местного реального офиса, а также внедрения системы идентификации клиентов. В 2020 году стало известно, что регуляторы будут рассматривать поставщиков услуг криптовалют (VASP) как финансовые учреждения для целей Закона об AML. Правительственные органы аннулировали более 1 тыс. лицензий криптокомпаний, которые не привели свой бизнес в соответствие с новыми требованиями.

Ранее компании могли выбрать одну из лицензий, в зависмиости от вида предлагаемых услуг:

  • на услуги криптокошелька (требовалась для регистрации криптобиржи в Эстонии и предоставления услуг кастодиального кошелька);
  • на обмен криптовалют.

После недавнего ужесточения контроля AML правительство объединило эти две лицензии в одну эстонскую лицензию на криптовалютную биржу. Между тем, регулирующая ответственность за надзор и надзор за сектором была передана Службе финансового надзора и урегулирования. Хотя регуляторы не признают криптовалюты законным платежным средством, они рассматривают их как как цифровые активы для целей налогообложения. При этом они не облагаются налогом на добавленную стоимость.

В стране был одобрен законопроект, что внесет поправки в Закон о AML, действие которых ориентировано на обеспечение снижения рисков преступлений в сфере финансов в соответствии с руководством FATF. Специалисты отмечают, что ужесточение режима криптовалют снижает популярность страны для регистрации криптобизнеса и, вероятно, приведет к тому, что страна не будет считаться крипто-дружественной юрисдикцией.

Последние обновления регулирования криптодеятельности в Эстонии

Ранее в перечень услуг, которые подлежат регулированию в качестве услуг виртуальной валюты, входили только криптообмен и услуги криптокошелька. Последние изменения законодательства расширяют объем услуг виртуальной валюты, чтобы охватить все виды транзакций с виртуальными активами, включая криптопереводы, выпуск виртуальных валют или токенов, брокерские услуги, одноранговые услуги и DeFi. Теперь все криптокомпнии, предлагающие любые услуги, связанные с криптоактивами, подлежат регулированию.

Если вы намерены получить лицензию на криптовалюты в Эстонии, стоит учитывать, что согласно последним изменениям, кандидатам на лицензирование нужно будет пройти комплексную проверку и обеспечить внедрение соответствующих систем знай своего клиента» (KYC). Эти положения также регламентированы FATF, которые известны как принцип «Travel Rule». Следовательно, лицензиаты обязаны идентифицировать клиентов и собирать такие данные. Также те, кто смогут получить лицензию VASP в Эстонии, должны будут запрашивать у своих клиентов подтверждение источников и легальности средств, что в некоторой степени противоречит природе криптовалютных транзакций, которые предусматривают определенный уровень конфиденциальности и анонимности.

Новые требования к криптолицензии в Эстонии в 2022 году

Чтобы получить лицензию на криптообмен в Эстонии стоит учитывать следующие изменения:

  • размер минимального уставного капитала был увеличен до 100 000 евро для платформ, предоставляющих услуги крипто кошелька, и до 250 000 евро для компаний, предлагающих услуги крипообмена;
  • гос.сбор составляет 10 тысяч;
  • с апреля 2022 года с компаний будет также взиматься дополнительная плата за надзор.

Чтобы подать заявление на получение лицензии на криптодеятельность в Эстонии теперь также нужно подготовить:

  • сведения о финансовом положении компании;
  • подробный бизнес-план;
  • сведения об акционерном капитале фирмы, ее корпоративной структуре и т.д.;
  • документацию с оценками рисков, а также мер, направленных на их предотвращение;
  • сведения об аудиторе;
  • подтверждение соответствия квалификационным и профессиональным критериям для руководства членов правления.

Новый закон предоставляет регуляторам большую свободу действий при отклонении заявок на получение криптовалютной лицензии в Эстонии или отзыве существующих лицензий VASP, принадлежащих операторам услуг виртуальной валюты. До нормативных изменений ПФР отклоняло заявки на получение лицензии только в том случае, если у оператора отсутствовали процедуры AML, платежные счета в Эстонии или другие операционные процедуры, которые регулирующий орган считал необходимыми. Однако теперь в выдаче лицензии может быть отказано, если выяснится, что:

  • заявитель не намерен вести достаточные операции в Эстонии;
  • предыдущие лицензии были отозваны;
  • оператора отсутствуют достаточные правила и процедуры для ведения своей коммерческой деятельности.

Более того, ПФР может отказать в выдаче лицензии, если оно ставит под сомнение законное происхождение акционерного капитала заявителя.

Министерство финансов пояснило в заявлении от 2 января 2022 года, что законопроект не будет запрещать клиентам владеть или совершать транзакции в криптовалюте, но его положения будут применяться к децентрализованным платформам, которые упрощают услуги кошелька, не связанные с хранением, которые позволяют пользователям полностью владеть их криптоактивы и закрытые ключи. По словам министра финансов, предстоящий законопроект направлен на ужесточение требований страны по борьбе с отмыванием денег (AML), чтобы предотвратить создание анонимных счетов, которые могут быть использованы для отмывания денег.

Заключение

Основная цель изменений действующего регламента и ужесточения требований к получению криптолицензии в Эстонской Республике связана с отчетом Moneyval, согласно которому поставщики услуг виртуальной валюты были названы самой рискованной отраслью в стране. Правительство пытается внедрить регулирование, которое будет иметь более строгие требования к VASP, чтобы сделать рынок более прозрачным. Еще один важный аспект связан с рекомендациями FATF по регулированию VASP и MiCA, которые вскоре должны быть реализованы во всех странах ЕС. Однако в связи с принятыми мерами многие эстонские криптокомпании ищут альтернативные направления для перемещения своего бизнеса.

В последнее время наблюдается растущий интерес к Литовской Республике и процедуре получения криптолицензии в Литве. Ожидается, что Эстония войдет в число первых стран ЕС, внедряющих новый режим регулирования VASP в Европе. Детальнее по ссылке.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда