{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Топ-10 легенд об интеллектуальной собственности

🚀 Красивую историю или притчу всегда приятно послушать. А вот иметь дело с мифами и легендами в суде, когда на кону деньги 💰 и репутация – приятного мало. И сегодня я хочу рассказать о наиболее известных заблуждениях относительно интеллектуальной собственности.

В Казани, городе откуда я родом, существует городская легенда о башне Сююмбике. Это такая местная версия пизанской башни в казанском Кремле. Согласно преданию, когда Иван IV взял Казань, он решил увезти с собой и царевну. А она в ответ попросила его выстроить за семь дней высокую башню. После завершения строительства, ханша забралась туда и бросилась вниз.

Считается, что мифы и легенды – один из самых интересных источников для историков. Но эта горькая история не имеет связи с реальностью. Царица Сююмбике действительно существовала, но ее увезли в Москву в 1551 году (то есть до взятия Казани). А саму башню построили намного позже и не за семь дней.

Какие же мифы и легенды есть в сфере авторского права и интеллектуальной собственности?

⚡ Миф №1. «Патент бедняка» или копия письма, отправленного самому себе

Теоретически, содержание такого конверта может быть рассмотрено в суде (при условии, что конверт доживет до него, а судья согласиться его вскрывать и много других «но»).

На практике, вместо «пляски с бубном» произведение может быть записано на не перезаписываемый носитель с вашим именем или задепонировано у нотариуса по приемлемой цене. И ценность такого доказательства будет в 100 раз выше, при этом использовать его будет проще.

⚡ Миф №2. Если я нашел что-то нужное в интернете – это можно свободно использовать

Все меньше встречается людей, которые верят в такую легенду. Но она остается распространенной и, разумеется, не соответствует реальности.

Действительно, какие-то произведения «в интернете» находятся в общественном достоянии. Но они там находятся не потому, что они «в интернете», а потому что истек срок действия исключительного права.

В пример я всегда привожу стоянку машин: там наверняка есть такси или каршеринг, который вы можете взять напрокат без необходимости знать, кто собственник конкретной машины. Но это не значит, что вы можете взять напрокат любую машину на стоянке так как у каждой по факту есть хозяин, который будет против такого развития событий.

⚡ Миф №3. Если сделать 5 изменений / изменить фото на 10% / использовать только 2 минуты трека – это не будет являться нарушением

Есть много вариантов сказок на эту тему, ни одна из которых юридически не имеет никакой связи с реальностью (от слова «совсем»).

⚠ Нет никакого магического теста или сладкой формулы расчета. При любом количестве процентов – мы будем иметь дело с переработкой. А любая переработка оригинала без согласия правообладателя запрещена. За исключением случаев, при которых использование произведения возможно без согласия автора (например, цитирование или пародия).

⚡ Миф №4 Если я сообщаю кто автор произведения – я не нарушаю его прав

Цитирование произведения – это именно цитирование (то есть использование небольшой части в конкретных целях с указанием автора и источника). Если вы просто указываете источник или автора – это не превращает нарушение во благо.

Возвращаемся к стоянке авто: если вы без разрешения покатаетесь на чужой машине и вернете ее обратно с запиской и словами благодарности - это не приведет к вашему прощению.

⚡ Миф №5. Если вы ставите копирайт – вы защищены. Если не ставите – все плохо

⚠ Реальность: исключительные права на произведения возникают с момента создания произведения в объективной форме и не требуют по закону никакой специальной регистрации.

Символ © может быть по желанию размещен рядом с вашей работой, также как знак ® может использоваться вместе с вашим брендом (при условии, что он зарегистрирован как товарный знак). Ключевое слово – по желанию.

И снова про машины: владелец может (но не обязан) размещать на своем авто информацию о том, что он владелец. Угон машины, даже при отсутствии оповещения о владении, все равно будет считаться угоном.

⚡ Миф №6. Товарные знаки, патенты, авторское прав - это примерно одно и тоже

⚠ Это не так. Каждый тип интеллектуальной собственности имеет свои особенности правовой охраны и кардинально отличается от другого. При этом один и тот же объект может иметь независимую правовую охрану для нескольких видов интеллектуальной собственности.

Маша в красном платочке из мультика одновременно охраняется как объект авторского права и как товарный знак. И при нарушении – возможны две независимые санкции (что на практике и происходит, когда ИП продает контрафактный портфель или тетрадку в киоске).

⚡ Миф №7. Если я регистрирую доменное имя – я автоматически приобретаю права на название

⚠ Реальность: право на бренд не возникнет автоматически после регистрации домена, который по сути представляет из себя ни что иное как аналог «вывески» в интернете (поэтому и договор с регистратором заключается «на услуги» - по сути на временную аренду).

Вы же не ожидаете, что, взяв в аренду помещение с вывеской «Армани», вы автоматически будете иметь отношение к этому бренду?

⚡ Миф №8. Компания владеет всеми произведениями, которые создают ее сотрудники

Это одно из самых опасных заблуждений, которое приводит к конфликтам, судам, убыткам и потере бизнеса.

⚠ Действительно, гражданским законодательством РФ (также как других стран) предусмотрено базовое правило о том, что «права на служебные произведения принадлежат работодателю». При этом нужно помнить и про остальные обязательные части:

  • чтобы быть служебным, произведение должно быть оформлено и индивидуально определено (нельзя владеть «картинами вообще», так как каждая картина – уникальна);
  • создание произведения должно входить в обязанности работника (по факту это означает, что процесс создания должен быть индивидуально оформлен);
  • если работодатель использует сам или передает произведение третьему лицу, автор-работник имеет право на вознаграждение сверх заработной платы размер которого устанавливается отдельным договором либо будет определен (при споре) судом.

⚡ Миф №9. Если я ничего не зарабатываю на использовании чужого произведения – то я ничего не нарушаю

⚠ Реальность: ответственность за нарушение исключительного права наступает вне зависимости от того извлекали ли вы прибыль либо нет.

Более того – ответственность наступает безотносительно наличия вины (за определенными исключениями). Даже если «вы не знали» и логотип с чужой фотографией вам передал дизайнер «из интернетов» - избежать ответственности совсем не получится.

Факт извлечения прибыли имеет значение лишь при определении размера штрафа. Например, согласно ГК РФ, правообладатель вправе требовать вместо доказанных убытков выплаты безусловной компенсации от 10 000 руб. до 5 млн. рублей за каждое нарушение. Если прибыли нет – возможно суд склониться к меньше компенсации или даже низшему пределу.

Это единственная хорошая новость для нарушителя, который ничего не заработал.

⚡ Миф №10. Если вам передали физический экземпляр произведения – вы его полноправный владелец

⚠ Это не так. Если ваш портрет нарисовал художник на Арбате, вы заплатили ему денег, а он передал вам картинку – он продолжает оставаться ее правообладателем. В вашей собственности будет только физический экземпляр в кол-ве 1 (одна) штука. Хотя использовать такой портрет без вашего разрешения художник не сможет (это будет уже нарушением прав на изображение гражданина по ст. 152.1 ГК).

Если дизайнер-фрилансер создал вам за деньги логотип и передал JPEG – юридически без договора и передачи прав он будет продолжать оставаться владельцем произведения (может продать его следующему заказчику или использовать сам).

Я надеюсь, что данный список мифов и легенд был вам полезен и буду рад ответить на любые вопросы и комментарии

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда