{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

О чем стоит подумать, если вы покупаете логотип в «Студии Артемия Лебедева»

Студия в числе иных услуг предлагает заказать логотипы, которые создает искусственный интеллект Николай Иронов. Изучила оферту и информацию на сайте — готова поделиться своими наблюдениями. Кротко: есть критичные риски в части интеллектуальной собственности.

Что в статье:

Специфика сервиса и как работает Николай Иронов

Николай Иронов — это программное обеспечение Студии Артемия Лебедев. Подробная информация указана на сайте Студии.

В начале вам предложат ввести словесную часть логотипа и указать тематику. На основании этих данных Николай предложит огромное количество вариантов, из которых вы сможете выбрать лучший.

Еще предоставляется возможность немного поправить вариант, который вы выберете - поиграть со шрифтами, цветом, расположением. Пока выглядит захватывающе.

Дальше долистываем до юридических моментов и видим ограничения:

  • На вопрос “кому будут принадлежать права на логотип” на сайте прямо не отвечают. Точно не заказчику. У заказчика будет исключительная лицензия на весь срок охраны права.
  • Передавать права на логотипы другим лицам нельзя.
  • Заказать логотип можно только как физическое лицо, от компании нельзя

Что написано в оферте

Оферта - это договор, который вы заключаете со Студией. Моментом заключения договора является первая оплата за услуги Николая Иронова.

Самый большой интерес представляет раздел “ответственность”.

Если коротко, там написано следующее:

  • Студия не гарантирует, что при использовании логотипа не нарушены интеллектуальные права третьих лиц (п. 4);
  • Ваш логотип может содержать элементы логотипа, который Иронов сгенерирует для другого лица (п. 5);
  • Студия не гарантирует возможность использования логотипа в качестве средства индивидуализации (товарного знака) (п. 6);
  • Студия не возмещает ущерб и убытки (п. 7).

Окей, заказчик логотипа не получает никаких гарантий и интеллектуальных прав. А что же тогда получает?

Об этом идет в разделе “интеллектуальная собственность”. Пользователь получает исключительную лицензию на весь срок охраны исключительного права на территории всего мира. А кто останется правообладателем исключительных прав? Разбираемся дальше.

Кому вообще принадлежат исключительные права на логотип

Давайте вспомним пару моментов:

  • Логотип состоит из словесной части и изобразительной. Откуда берется изобразительная часть - из информации на сайте не понятно;
  • Логотип можно создать полностью без вашего участия - выбрать предложенное обозначение. А можно довольно существенно поучаствовать в его создании, выбрав композицию, шрифт и цвет.

Изобразительная часть логотипа

Сначала разберемся с изобразительной частью. Потенциально возможны три варианта:

  • Изображения разрабатывал человек и он не передавал права Студии (возможно Студия даже не знает, кто делал каждый изобразительный элемент - если брала их из каких-либо сторонних источников),
  • Изображения разрабатывал человек и он передавал права Студии,
  • Изображения полностью созданы с нуля искусственным интеллектом.

Точной информации об этом я не нашла на сайте Студии или в оферте. Дальше по этому вопросу исключительно мои предположения и рассуждения. Откуда точно изобразительные элементы логотипов - не понятно.

Второй вариант маловероятен организационно. Для его реализации Студии пришлось бы посадить сотни дизайнеров разрабатывать графические элементы, на это бы ушло невероятно много времени и сил.

Третий вариант маловероятен технически - как бы ни был крут Николай Иронов, кажется, он немного не так работает.

Если вспомнить оговорку в оферте о том, что Студия не несет ответственности за нарушения прав третьих лиц в разработанных логотипах, то первый вариант исключить нельзя. А это означает, что вы можете купить логотип-троянского коня с неочищенными правами неизвестных вам и Студии авторов.

Исключительные права Студии

Наше законодательство еще не готово к созданию объектов авторских прав искусственным интеллектом. По-старинке в гражданском кодексе указано, что автором является гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Как вы понимаете, Николай Иронов - не совсем гражданин и труд его не совсем творческий.

На само программное обеспечение Николай Иронов у Студии, безусловно, права есть. А вот возникают ли исключительные права на создаваемые логотипы у Николая Иронова или Студии - большой вопрос. Вероятно, на него следует ответить отрицательно.

Исключительные права заказчика

К созданию логотипа может приложить руку еще один автор - заказчик.

Заказчик может влиять на расположение элементов, шрифт и цвет элементов. В этом определенно есть творческий вклад. Чтобы дорабатывать и перерабатывать произведение нужно получить разрешение у автора. Как мы выяснили, с этим проблемы.

Итого, с исключительными правами на логотип ситуация следующая

  • Нет информации, кто создавал изобразительную часть и что с правами;
  • Права Николая Иронова под вопросом, поскольку он не является автором по гражданскому законодательству;
  • Возможно, заказчик дорабатывает логотип без разрешения автора.

В общем, с точки зрения интеллектуальной собственности логотип Николая Иронова вызывает много вопросов.

Выводы, риски и советы юриста

Николай Иронов - это отличный проект, если воспринимать его как развлечение. Например, вам просто интересно, как мог бы выглядеть ваш логотип.

Сервис можно использовать и с практическими целями. Например, оплатить создание логотипа для вашего дизайнера. Иронов нагенерит десятки отличных идей, которые дизайнер потом отрисует самостоятельно с поправкой на свое видение и ваше техническое задание. Если он будет только вдохновляться предложенными вариантами, с исключительными правами все будет ок.

Но вот беда в том, что обычно логотипы все-таки заказывают для целей индивидуализации товаров и услуг. Часть логотипов будет зарегистрировано как товарный знак. И для этих целей сервис просто не подходит, несмотря на уверения Николая в обратном.

Риски заказа логотипа у Николая Иронова

Если бы мой клиент заказал логотип у Николая Иронова, я бы обозначила ему следующие риски:

  • Нет информации, откуда взялась изобразительная часть логотипа. Возможно, при использовании логотипа в целом вы будете нарушать исключительное право дизайнера, который разработал изо;
  • Ваш логотип и логотип другой компании может содержать очень похожее или одинаковое изо. Нет гарантий, что это не ваш конкурент. Сделать с этим правовыми методами вы ничего не сможете.
  • Если вы зарегистрируете такой логотип как товарный знак, останется весомый риск его оспаривания;
  • Вы не сможете выдать лицензию, заключить договор франшизы или иным способом предоставить право использования логотипа другому лицу. Договор отчуждения тоже не заключите.

Советы юриста при заказе логотипа у любого дизайнера

Логотип можно заказать у дизайнера или у студии.

Если вы заказываете логотип у дизайнера, то перед началом работы заключите договор авторского заказа. Он должен предусматривать передачу вам исключительных прав с момента оплаты или передачи логотипов.

Если логотип уже заказали и заключили другой договор, то можно заключить договор отчуждения произведения. Цель такого договора - передать права от автора.

Если вы заказываете логотип в студии (любой), то нужно обратить внимание на следующее:

  • Есть ли формулировка об отчуждении исключительного права в договоре,
  • Уточните, как права перешли от автора к студии. Запросите документы. Это может быть договор авторского заказа, договор отчуждения или служебное задание дизайнеру, который работает по трудовому договору.
  • Если студия не готова предоставить указанные документы, предусмотрите в договоре гарантии ваших прав и возмещение возможных убытков.

Все документы важно сохранить: договор, приложение с вариантами разработанных логотипов, акт, подтверждение оплаты, переписку сторон. А еще не забудьте проверить, получится ли зарегистрировать ваш логотип как товарный знак.

Про иные аспекты защиты интеллектуальных прав я пишу в моем телеграм канале, буду вам рада.

Если остались вопросы, я буду рада ответить на них в комментариях. Расскажите, заказывали ли лого у дизайнера? Оформляли ли документы для передачи прав?

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dem

какой отвратительный логотип... нечто непонятное оранжевое с плохо читающейся надписью, да еще и волнистыми буковками... это точно дизайн?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dem

это было бы так, если бы я этим зарабатывал на жизнь, но я простой потребитель вашей продукции...

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда