Нужна ли лицензия онлайн-курсам
Итак, вы решили кого-то чему-то учить и организовали онлайн-курсы.
Вопрос, который часть обсуждается: нужно ли иметь образовательную лицензию для такой деятельности? Долгое время считалось, что если диплом государственного образца вы не выдаете, то и лицензия не нужна. Но вот стали появляться и другие мнения и, что самое неприятное, судебная практика.
Курсы иностранного языка
Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Лингвистическая школа № 1» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (за работу без лицензии).
Суд принял сторону прокуратуры и указал:
- с лицами, получающими указанные образовательные услуги, заключаются гражданско-правовые договоры на оказание консультационных услуг. В договорах указано, что центр организует цикл консультаций по иностранному языку.
- Согласно штатному расписанию центра в штате имеется два преподавателя. Для реализации циклов консультаций по иностранному языку центр привлекает преподавателей на основании трудовых договоров. В должностные обязанности преподавателей входит, в том числе, консультирование клиентов (слушателей, обучающихся), проведение консультаций в группах или индивидуально.
- По окончании курса консультаций центр осуществляет внутренний контроль качества полученных слушателями знаний. Так, согласно сведениям из журнала внутреннего контроля качества у слушателей курса AWA2 проставлены баллы по разделам reading (чтение), writing (письмо), listening (прослушивание, аудирование). У слушателей курса FP1 указаны результаты тестов по соответствующим разделам изучаемого курса.
Согласно выводам суда в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной программой является комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Таким образом, реализуемый центром цикл консультаций по иностранному языку фактически является образовательной деятельностью (АС Тюменской области Решение от 20.11.2017 (ссылка: https://caselook.ru/#/search/530193/documents/view?document_id=100261556).
Теперь посмотрим решения, в которых подобная деятельность образовательной не признается.
Школа детского развития и снова курсы иностранных языков
Центр детского развития «Монтессорики» (АС Орловской области Решение от 15.03.2017 Ссылка: https://caselook.ru/#/search/530201/documents/view?document_id=92790282), в рамках которого функционирует студия детского танца «МХ», студия рисования Arte, студии «Детский фитнес», «Подготовка к школе», «Шахматы», театральная студия MASKA. Суд, не признав это образовательной деятельностью, привел следующие аргументы:
– У предпринимателя работают: исполнительный директор, заместитель директора по работе с клиентами, администратор, менеджер по работе с клиентами, младший воспитатель (3 человека). В ходе судебного разбирательства ИП Животова М. В. пояснила суду, что данные работники не ведут работу с детьми по специальным образовательным программам или др. Педагогов в штате нет.
– Из объяснений ИП Животовой М. В следует, что центр детского развития «Монтессорики» осуществляет деятельность по присмотру и уходу за детьми без использования образовательных программ, которая не носит целенаправленный характер, не выдаются документы о прохождении курса, в штате детского центра нет педагогического персонала.
– Заключая договор с ИП Животовой М. В., клиенты получают услуги, связанные с организацией досуга, обеспечения временного нахождения родителей и их детей в специально подготовленном и отведенном для этого помещении.
Для чистоты эксперимента рассмотрим еще одно дело (АС Орловской области Решение от 28.02.2017 Ссылка: https://caselook.ru/#/search/530193/documents/view?document_id=92314749).
Деятельность по программам изучения английского языка для разных возрастов. На рекламных стендах есть термины «обучающиеся», «педагоги», «группа кратковременного пребывания», «мини-садик», которые используются законодательством об образовании, что усугубляет положение.
Но суд тоже встает на сторону предпринимателя, и вот почему:
– в ОКВЭД нет образовательной деятельности;
– в штате нет педагогов, только два администратора и один руководитель студии;
– ни в должностных инструкциях, ни в трудовых договорах с работниками нет указания на ведение работы по специальным образовательным программам;
– аттестация по итогам обучения не проводится, документы об образовании не выдаются.
Выводов из всего этого несколько:
Вывод № 1 (печальный). Если вы ведете деятельность по обучению, есть риск, что образовательную лицензию потребуют. Чем больше вы стараетесь походить на «настоящее» образование, тем этот риск выше.
Вывод № 2 (обнадеживающий). Если на вас подали в суд, не факт, что вы проиграете. Единообразной практики нет и решения есть как положительные, так и отрицательные.
Вывод № 3 (собирательный). В пользу организации в случае спора будут говорить следующие факторы:
– в штате организации нет педагогов;
– в трудовых договорах сотрудников не указано, что в их должностные обязанности входит проведение обучения по специально утвержденным программам;
– в ОКВЭД не указаны виды деятельности, связанные с образованием;
– в договорах с клиентами нет указания на проведение обучения и (или) на специально утвержденные программы.
Вывод № 4 (неутешительный). Безусловно, если вести речь про минимизацию рисков и масштабную деятельность, лицензия будет нужна – ведь при таком подходе наверняка в штате будут педагоги, образовательные программы и прочий набор.
Законодательство отстаёт — у нас до сих пор на образовательную лицензию сертифицируют помещения, а не людей.
На какое помещение оформлять лицензию, если ты сегодня проводишь онлайн-урок из дома, а завтра — из домика в деревне? Не говоря уже о том, что ни одно из этих помещений не удовлетворяет требованиям лицензии.
Проблема не только в онлайн. Я обучаю очно в трёх-четырёх постоянных местах и, наверное, ещё в десятке случайных мест в разных концах города. Иногда это коворкинг или даже магазин (многие сейчас завлекают образовательными семинарами).
Те, у кого есть лицензия — школы и колледжи — заключают с тобой обычный договор, оформляют преподавателем по совместительству, и платят сверху ещё ~50% или сколько там надо на все налоги.
Те, у кого лицензии нет, заключают договора с ИП. Если тренеров несколько — заключают договор с каждым отдельно. Тут без вариантов, потому что коворкингу или торговому центру лицензию дать не могут.
Комментарий удален модератором
Да сейчас открывают онлайн-школы все, кому не лень, много дилетантов и мошенников!!!