{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Распространенные заблуждения о товарных знаках

Я проверила и зарегистрировала десятки товарных знаков. Еще я много общалась по этому поводу с заказчиками и понимаю, в чем чаще всего ошибаются не юристы. Напишу о самых частых заблуждениях и расскажу, как все обстоит на самом деле.

Не получилось за 5 дней? Вы просто недостаточно хотели владеть своим брендом!

Они не похожи!

Вы проверили свой знак и выявили противопоставления: ранее зарегистрированный похожий товарный знак. Частая ошибка состоит в том, что люди оценивают сходство на глаз. Просто, как кажется: похоже или не похоже. Когда речь идет о противопоставлении к твоему знаку, конечно, кажется - не похоже.

На самом деле, и патентный поверенный, и эксперт Роспатента оценивают сходство по формальным критериям. Если вкратце, критерия три: как слова звучат, как выглядят, какой смысл в себе несут. Эти критерии делятся еще на отдельные признаки - если любопытно, можно посмотреть по ссылке.

Да, в целом "на глаз" вероятность сходства тоже оценивают, но только после того, как прошлись по формальным критериям. Если слова отличаются на слух менее, чем на три звука или содержат очень похожую картинку - сходство с большой вероятностью есть.

Добавим картинку и все наладится

Очень частая вариация предыдущей ошибки. Вы прошли первые стадии переживания горя, дошли до торга и выдаете что-то вроде "а давайте добавим к нашему слову картинку. Они же тогда сильно отличаться будут".

Нуууу… не совсем. Метод "добавить картинку" может помочь, если есть отдаленные сомнения о сходстве. Ну то есть на 10% поможет. Но если в целом словесные части похожи, картинка не спасет.

У нас разные виды деятельности

Следующий этап обороны. Раз нельзя все товары и услуги, которые хочется - ну хоть немножко то отсыпьте.

Тут нужно учитывать два момента.

Первый - недостаточно убрать из своего перечня точно те же товары или услуги, которые вы увидели в перечне противопоставленного знака. Опасность представляют еще однородные товары или услуги. Однородные - те, которые обычно оказываются одними и теми же лицами, связаны одни с другими.

Например, однородны услуги техобслуживания автомобиля и автомобильной заправки. Или SaaS и разработка ПО.

Второй важный момент - вам нужны все товары или услуги, которые вы продаете. Не будет смысла в товарном знаке в отношении софта, если вы продаете помидорки.

Если получится так, что у вас не будет товарного знака в нужных вам классах, вы не сможете защититься от конкурентов при копировании, подтвердить право для контрагентов. От претензий других лиц такой знак тоже не защит. Нужно сразу регистрировать все необходимые позиции.

Подадим заявку, а там посмотрим

Ну в целом, это какая-то тактика, ее можно придерживаться. Иногда она правда может сработать, но это стратегия с крайне высоким риском.

С очень большой вероятностью, через пару месяцев вас ждет уведомление о результатах экспертизы. На ответ будет 6 месяцев. Если тучи сами не рассеются, то вам придется что-то делать. Если это что-то - аннулировать противопоставленный товарный знак вследствие его неиспользования в СИП, то времени может не хватить. Что в целом не беда, потому что у вас еще будет возможность обжаловать отказ в Палате по патентным спорам Роспатента, но это доп расходы для вас.

А еще после подачи заявки знак можно будет поменять совсем чуть-чуть. Немножко цвет поправить или убрать неохраняемое слово. Чтобы изменить знак существенно, придется подавать новую заявку. В общем, если по результатам проверки были выявлены проблемы, решение лучше не откладывать.

Конкурент использует знак без регистрации. Сейчас я зарегистрирую и запрещу ему использовать

Коварный план может не сработать, если сайт конкурента легко гуглится по обозначению, которое вы собираетесь регистрировать.

Эксперт может противопоставить его, если посчитает, что ваша регистрация может ввести потребителей в заблуждение.

Активно функционирующего сайта со сходным обозначением может быть достаточно для противопоставления и отказа в регистрации товарного знака.

Мы же в разных концах страны

Если противопоставленный товарный знак зарегистрирован, то не важно, где находится правообладатель и где он зарегистрирован. Товарный знак охраняется на территории всей страны.

Но еще есть такой объект, как коммерческое обозначение. Это обозначение, которое длительное время используется в отношении предприятия и стало известно на определенной территории. Длительность - от 3-5 лет. Известность должна быть достаточно серьезная. Коммерческие обозначения не регистрируются, но охраняются. Выявить их на этапе проверки сложно, но если вы точно знаете о том, что другое лицо использует этот товарный знак длительное время, то лучше поменяйте свой вариант знака.

Мы немного доработаем знак до нечитаемости

Не могу показать доработки товарных знаков до нечитаемости, потому что это чужой объект интеллектуальной собственности. Но вы и без меня знаете суровую правду - в 90% случаев они страшненькие. Прям сильно.

Какое-то время назад доработки до нечитаемости были отличным решением. Пишем слово таким шрифтом, чтобы оно прямо не читалось, но угадывалось - и эксперт Роспатента его не прочитывает и регистрирует.

Сейчас для того, чтобы доработка до нечитаемости прошла, она должна быть невероятно сильно замаскирована. До такой степени, что без слез не взглянешь.

План регистрировать такую доработку, а использовать словесный вариант - не работает. Вы получаете право на обозначение, которое вы фактически не используете и которое вам не нужно. Но при этом вы фактически используете иное обозначение, прав на которое у вас нет, чем скорее всего нарушаете права иных лиц. Такой себе вариант.

Это основные заблуждения по вопросу регистрации товарных знаков, которые я чаще всего встречаю.
Пошаговый план регистрации товарного знака я написала в этой статье.

Иные лайфхаки по интеллектуальной собственности и товарным знакам - в моем телеграм канале.

В заключение задачка со звездочкой. Какие ошибки вы видите на этом скриншоте?

0
5 комментариев
Стеклянный блик

Ты возможно и правда хороший спец в своей области, но какой же кривой и однобокий у тебя русский язык.
И это при том, что на бумаге мы изъясняемся обычно всегда лучше, чем говорим устно.

Желаю тебе расширять свой словесный багаж и уменьшать количество жаргонизмов.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попонина
Автор

Интересно, почему подобные комментарии пишут с ошибками? Это что, утешительный приз? )

Ответить
Развернуть ветку
андрей белый

Подскажите, сколько сейчас стоит зарегистрировать товарный знак, название или логотип? Какие максимальные сроки?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попонина
Автор

Товарный знак регистрируется примерно 6-12 месяцев. Примерно, потому что есть максимальный срок, установленный регламентом Роспатента, но фактически происходит чуть быстрее.

Стоимость зависит от исполнителя, конечно. Также закладывайте стоимость пошлин - около 30 тыс в зависимости от кол-ва классов МКТУ.

Ответить
Развернуть ветку
Стеклянный блик

Наговариваешь ты на меня, старушка.
Но попытка хорошая, красиво пиздишь ))

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
null