{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

За некачественный кухонный гарнитур суд взыскал 850 000 рублей. Ученик против Учителя

Всем привет! В этот раз расскажу как защитить свои интересы в суде, если вам выполнили некачественную работу. По этому алгоритму это может сделать практически каждый, но только в том случае если работа на самом деле имеет недостатки. Алгоритм будет основан на примере моего дела, интересного в первую очередь суммами неустойки, а также тем, что другую сторону представлял мой университетский преподаватель.

Завязка

В нашу организацию обратилась молодая пара. Они недавно купили квартиру в новостройке и установили в ней кухонный гарнитур на заказ. Менее чем через год эксплуатации гарнитура в нем начали проявляться недостатки, а сама кухня была выполнена не в полном соответствии с проектом.

Они хотели либо устранить эти недостатки, либо, в идеале, отказаться от кухни и вернуть деньги, поскольку всем понятно, что если менее чем через год мебель начинает рассыпаться, то дальше будет только хуже. При этом кухонный гарнитур был не из дешевых - 213 тысяч рублей.

В принципе ситуация стандартная. В ст. 29 закона РФ "О защите прав потребителей" указано, что отказаться от договора на выполнение работ можно либо в случае выявления существенного недостатка, либо в случае если недостатки не были устранены Исполнителем в срок установленный договором.

Существенных недостатков в кухонном гарнитуре не было, поэтому мы подготовили претензию об устранении недостатков. Подробно указали какие недостатки мы обнаружили и просили их устранить в 20-дневный срок (такой срок был установлен договором).

Изготовитель мебели получил претензию и организовал экспертизу. Эксперт осмотрел мебель и пришел к следующим выводам: недостатки возникли из-за нарушений условий эксплуатации и чрезмерного воздействия тепла и воды на кухонную мебель.

После экспертизы Исполнитель устранил часть недостатков, а в устранении остальных отказал, сославшись на экспертизу.

Клиенты с этим были не согласны, по их словам, они очень бережно относились к мебели. И поскольку все недостатки не были устранены в срок указанный в претензии, нами была подготовлена новая претензия, но уже с требованием о возврате уплаченных денежных средств.

Деньги нам конечно никто не вернул, поэтому ничего не оставалось, пришлось обратиться в суд.

Исковые требования

Мной было подготовлено исковое заявление, содержащее следующие требования:

1. Взыскать с Ответчика в пользу Истца уплаченную за работы денежную сумму в размере 213800 рублей.

2. Взыскать с Ответчика в пользу Истца неустойку за просрочку устранения недостатков в размере 134694 рублей.

3. Взыскать с Ответчика в пользу Истца неустойку за просрочку возврата уплаченной за работы денежной суммы в размере 213800 рублей.

4. В случае взыскание судом неустойки за просрочку требования потребителя о возврате уплаченной за работы денежной суммы в размере меньшем чем 213800 руб. (в результате применения ст. 333 ГК РФ) Определить к взысканию с Ответчика в пользу истца неустойку в размере 3% от суммы 213800 рублей за каждый день просрочки с момента вынесения решения суда и до полного возврата уплаченной за работы денежной суммы в размере 213800 рублей, но не более чем разность между стоимостью работ 213800 рублей и размера присужденной неустойки за просрочку требования о возврате уплаченной за работы денежной суммы.

5. Взыскать с Ответчика в пользу Истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

6. Взыскать с Ответчика штраф в размере 50 % от суммы присужденной в пользу потребителя в т.ч. 25% в пользу Истца и 25% в пользу Пермской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Инициатива».

Остановимся на каждом требовании:

1. Возврат денежной суммы за работы. Здесь все понятно. Истцу изготовили некачественную мебель, он требует вернуть за нее деньги. Требование будет удовлетворено, если в суде подтвердится, что недостатки на самом деле есть, а также предварительно Истец обращался за их устранением.

2-4. В отличие от неустойки за некачественные товары (1% за каждый день без ограничения), неустойка за некачественные услуги считается по другому. Она составляет космические 3% за каждый день просрочки удовлетворения требования, но при этом ограничена общей ценой заказа. У нас было две такие неустойки.

Первая - это неустойка за просрочку удовлетворения требования об устранении недостатков, мы рассчитали ее до момента предъявления требования о возврате уплаченной за работы денежной суммы.

Вторая - это неустойка за просрочку удовлетворения требования о возврате уплаченной за работы денежной суммы. Мы рассчитали ее максимальный размер.

Кроме того, в 4 пункте мы попросили суд в случае уменьшения неустойки по ст. 333 ГК РФ, взыскать ее на будущее время пока ее размер не достигнет максимума предусмотренного законом.

5. Моральный вред. По делам о защите прав потребителей он присутствует всегда. Если вы не испытывали физических страданий суд взыщет его в минимальном размере.

6. Штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, предусмотрен ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителя". Взыскивается за то, что исполнитель или продавец довели дело до суда, должен стимулировать Ответчиков добровольно удовлетворять претензии и договариваться с потребителями. Составляет 50% от суммы взысканной в пользу потребителя.

Половину от штрафа мы просим взыскать в пользу общественной организации, что предусмотрено той же 13 статьей закона. Это узаконенный гонорар успеха для общественных организаций по защите прав потребителей, который идет на финансирование их деятельности. Какой-либо предоплаты мы не берем, как правило, а получаем вознаграждение в виде штрафа только в случае выигрыша дела. Иногда мы еще договариваемся на процент от неустоек.

Суд

Сразу публикую карточку дела. Дело было хорошо подготовлено и для его разрешения хватило трех судебных заседаний.

На первое заседание ответчик не явился. Дело в том, что Ответчик является индивидуальным предпринимателем, а в договоре был указан только адрес осуществления предпринимательской деятельности, торговый центр, в котором почтальон, конечно этого ИП не нашел и о суде ответчик даже не знал. Судебный запрос в налоговую с просьбой сообщить место жительства ИП остался без ответа.

Лично я люблю когда Ответчики учувствуют в суде, это гарантирует отсутствие сюрпризов на стадии апелляционного обжалования. Поэтому я попросил суд выдать мне повестку для Ответчика и лично сходил в торговую точку и вручил повестку. Обычно я в такие моменты представляюсь сотрудником аппарата суда и в красках рассказываю, чем грозит неявка в судебное заседание. Зачастую ходить необязательно, можно просто позвонить.

На второе заседание Ответчик уже отправил своего Представителя. Я был приятно удивлен, представителем оказался мой университетский преподаватель, адвокат, который вел у нас Теорию государства и права. До этого дважды я сталкивался по разные стороны со своими однокурсниками, а с преподавателем такой опыт у меня был первый раз. Было волнительно.

На втором заседании решался вопрос о назначении судебной экспертизы. Я попросил назначить экспертизу в одно место, ответчик в другое, суд воспользовался своим правом и назначил в третье.

Наше ходатайство о назначении судебной экспертизы.

Дело было приостановлено до получения результатов экспертизы. Через пару месяцев экспертиза поступила в суд, в заключении эксперт указал, что недостатки имеются и они носят производственный характер. С таким результатом экспертизы итог рассмотрения дела был предсказуем и понятен.

На третьем заседании итог суда для меня лично был понятен, осталось только узнать на сколько суд уменьшит штраф и неустойку. Судебное заседание началось с того, что я предложил Ответчику заключить мировое соглашение на очень адекватных условиях: вернуть стоимость работ и 100 т.р. в качестве компенсации. Представитель Ответчика отказался и начался просто цирк.

Позиция представителя Ответчика заключалась в том, что Ответчик делал еще Истцу мебель в ванную и т.к. по мебели в ванную претензий не было, то и кухня тоже была сделана качественно. И на этом основании он просил отказать в иске. Было забавно, поскольку об этом он рассказывал минут 40, а я все пытался понять он серьезно или прикалывается.

Но дело в том, что Ответчик, пока меня и суд забавлял, забыл заявить ходатайство об уменьшении неустойки по ст. 333 ГК РФ (единственное что он обязан был сделать в этом процессе), а суд не имеет права уменьшить ее самостоятельно.

Суд выслушал стороны и удалился в совещательную комнату, а через 30 минут вынес следующее решение:

Итого: 213 т.р стоимость работ, 128 т.р. неустойка -1, 213 т.р. - неустойка-2, 2 т.р. моральный вред, 139 т.р. - штраф в пользу Истца, 139 т.р. - штраф в пользу общ. организации.

Была потом и апелляция, и кассация, но решение оставили без изменения.

Результат отличный, но Предпринимателя жалко. Он не должен был так пострадать, но пострадал из-за плохой работы своего представителя.

Что в итоге?

1. Если вам оказали некачественную работу или услугу Вы можете попросить устранить недостатки, а если их не устраняют вернуть деньги.

2. От вашего представителя в суде очень многое зависит, и даже если он университетский преподаватель это ничего не гарантирует. Расплачиваться в итоге придется Вам. Как найти хорошего представителя? если честно сам не знаю, здесь или повезет, или нет.

3. Победить учителя, который поставил тебе "3" на экзамене очень приятно.

На связи был Василий Черепанов ведущий юрист Общественной организации по защите прав потребителей Пермского края. Если хочется узнать больше о своих правах потребителей можете посмотреть мой телеграмм http://t.me/zzakonn

0
107 комментариев
Написать комментарий...
Vyacheslav Teplyakov

Без фото дефектов не интересно, ведь мы не можем понять что это, защита прав добросовестного потребителя или мега удачный факт потребительского терроризма. Как делаются экспертизы мы знаем, кто девушку платит, тот её и танцует.

Ответить
Развернуть ветку
Крейг

Суд же сам экспертную компанию выбрал, не думаю, что там что-то подделывали

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Не имеет значения, у нас все что касается системы в 99+% случаев заканчивается обвинительным приговором, просто потому что. Назначил суд, значит надо засудить.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кабешов

У вас протечка, необходимо устранить сквозное отверстие между ушами.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ognev

Обвинительный приговор в гражданском деле?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

А дело не в умысле каком то или выгоде. Просто путь меньшего сопротивления.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Можно даже развить мысль и объяснить почему так.
Изначально судебная система рассчитана на восстановление справедливости, адекватной компенсации потерь. Но она приобрела иной смысл в угоду заказчику "услуги". Часто истец пытается не только компенсировать потери, но и извлечь из ситуации максимальную выгоду, не зависимо от своей правоты в ситуации. Есть отдельно потребительский терроризм, когда вот прям вообще злонамеренно, а есть просто тупо желание выжать максимум из ситуации, даже если этот максимум, кратно превышает любой фактический ущерб во всех его разумных оценках. Другая сторона аналогично, помимо защиты своей реальной позиции в которой считает себя невиновной, часто будучи виновной и зная об этом, стремится не понести убытки. И сверху на всем этом сидят экспертизы и адвокаты, являясь частью выгодоприобретателей. Так и живём.

Ответить
Развернуть ветку
Get Money

Только Вы забываете о том, что ответчик мог изначально признать свои косяки и легко отделаться, а вместо этого решил идти на принцип, выставляя ответчика дураком, за что и был наказан. Кто знает, может в будущем у этого и других продавцов будет больше мотивации решать проблемы до суда, зная, что пострадавший покупатель потом с них три шкуры сможет содрать?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кветковский

Два аспекта:
1. Часть косяков продавец устранил. То есть он в адеквате и то где должен был устранять - устранял. В общем-то суд наш считает потребителя стороной требующей защиты и часто топит именно за потребителя даже не разбираясь в деле, хотя должен был усмотреть добросовестность продавца в том что все что было надо устранить по экспертизе он устранил, других экспертиз на тот момент не было - это важно. Но всем же клалось на истину. Далее начались вольности НОВЫХ экспертиз. Но суд все сложил в стопку, перемешал и решил!
2. Все к чему ведет "три шкуры" это увы а) Закладыванию в цену потенциальных трех шкур где надо и где не надо, ну чтобы Вы не удивлялись ценам при случае б) Работа с "временными" организациями. Приходите качнуть прав, а там в том же салоне с теми же образцами сидят они же, но на Ваши претензии Вам отвечают что они ООО "Омега 6" и к ООО "Омега 5", недавно приобретенному бурятским оленеводом, отношения не имеют, все совпадения случайны персонажи вымышлены, Вас они не помнят. Чао. Вы пилите в суд. Даже выигрываете. Получаете исполнительный лист... и ... и ничего! Система так устроена что покарать она может только добросовестного, того кто действует с умыслом чаще всего нет.
Увы и ах.

К сожалению потребители смекнули как работает веник и теперь пытаются загрузить на тыщу там где проблем на рупь.

Ответить
Развернуть ветку
Get Money

1. Ну продавец мог устранить самые безболезненные для себя дефекты, а на остальное забить. Не думаю, что опытный продавец на вид не может отличить неправильную эксплуатацию от производственного дефекта. Но это только мои догадки, я не видел повреждений.

2. Есть причина, а есть следствие. Если продавец ведёт себя добросовестно и заботится о репутации, то до суда дело вряд ли дойдёт (без учёта случаев потребительского терроризма), потому что довольный клиент на длинной дистанции будет выгоднее, чем разовый доход от недовольного клиента. Т.к. клиент обычно приходит с целью решения своей проблемы, а не для судебных разбирательств.

К сожалению потребители смекнули как работает веник и теперь пытаются загрузить на тыщу там где проблем на рупь.

Просто потому, что раньше продавцы спокойно слали в лес покупателей, т.к. знали, что судиться пойдёт 1 из 100, а теперь эта тенденция меняется и с покупателями надо будет находить компромис, а не включать игнор.

Ответить
Развернуть ветку
Vad Nilov

Я думаю продавец не устранил те недостатки, которые требовали бы замену всей кухни. Похоже на хитрый план срубить в 4 раза больше и остаться с кухней

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Я не забываю, это вы последнее предложение не осилили. 😁

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Подкуп крайний случай, а тут он вовсе не и нужен.
Тут работает принцип, кто первый надел халат (подал в суд/заказал экспертизу), тот и врач.
По моим личным наблюдениям, результат экспертизы в неправдоподобно значительном количестве случаев, делается в пользу заказчика самой экспертизы.
Тут дофига умным быть не надо, достаточно просто в быту с этим столкнуться или понаблюдать за историей делопроизводств и картинка складывается. Битва "экспертиз" в суде вообще обычное дело, хотя ежу понятно, что если бы экспертная система работала не аффилировано, она (битва) просто была бы невозможна. Но что происходит по факту. Истец приходит со своей экспертизой, ответчик со своей и в большинстве случаев она в пользу заказчика. Потом суд назначает свою. Это просто долбаный цирк. Доходит до дурного, одна и та же "экспертиза" может выдать разные результаты.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

только в данном случае экспертизы от истца вообще не было, была от ответчика и от суда

Ответить
Развернуть ветку
Vad Nilov

Согласен. Адвокаты, юристы, судьи, эксперты кто давно работают в этой сфере давно друг друга знают в лицо и используют эти связи. Да даже твой адвокат, которому ты платишь деньги может договориться за твоей спиной с противоположной стороной о проигрыше дела, чтобы срубить деньги и с той стороны, реальный случай. Кто думает по другому просто не в теме. Поэтому и стоят некоторые адвокаты больших денег только потому что могут уладить вопрос со своими связями естественно за дополнительные твои деньги

Ответить
Развернуть ветку
104 комментария
Раскрывать всегда