{"id":13517,"url":"\/distributions\/13517\/click?bit=1&hash=2dff2b3571f12271362884bb2d6d3bd4b1c8ef58488b739a938faca75421e327","title":"\u0427\u0435\u043a-\u043b\u0438\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u0436\u0434\u0451\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u043a\u0438 \u0421\u042d\u0421","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"44ce55da-8f18-5632-aa12-06c7747270d1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Андрей Порсев

Банкротство простым языком. Часть 2. Процедуры банкротства. Отличие наблюдения и конкурсного производства

В чем отличие наблюдения от конкурсного производства? Какие виды процедур банкротства есть? Чем отличается конкурсный управляющий от временного? Можно ли привлечь к субсидиарной ответственности в наблюдении? Когда вводится финансовое оздоровление?

На эти и ряд иных вопросов сегодня поговорим.

Совсем немного теории сначала

В банкротстве юридических лиц есть несколько видов процедур:

  • Наблюдение
  • Финансовое оздоровление
  • Внешнее управление
  • Конкурсное производство
  • Мировое соглашение

В банкротстве физических лиц процедур две:

  • Реструктуризация долгов
  • Реализация имущества

Давайте сразу оговоримся и зафиксируем (нас так еще в университете учили) - это не стадии банкротства, а именно процедуры.

Какая разница, стадии или процедуры?

Стадии предполагают последовательность. После Стадии 1 должна идти Стадия 2, не наоборот. Отсюда часто у новичков заблуждение: сначала должно быть наблюдение, потом все остальные. Фактически все может быть в самом разном порядке.

И еще договоримся вот о чем: мы не будем разбирать финансовое оздоровление и внешнее управление, а о банкротстве физических лиц поговорим как-нибудь отдельно.

За всю мою карьеру я ни разу не сталкивался с финансовым оздоровлением и было лишь около 2-3 дел внешнего управления. Поэтому и вы с ними почти наверняка не столкнетесь. Кроме того, грядущие изменения закона о банкротстве также наверняка их исключат, т.к. фактически эти процедуры направлены обычно лишь на затягивание банкротства.

По официальной статистике за 2021 год введено следующее число процедур банкротства:

  • Финансовое оздоровление - 22 процедуры
  • Внешнее управление - 157 процедур
  • Наблюдение - 8577 процедур
  • Конкурсное производство - 10319

Так что просто не забивайте себе голову. Скорее всего вы встретите наблюдение, а потом и конкурсное производство.

Процедура банкротства "Наблюдение"

По своей сути наблюдение мне очень напоминает аудит.

Отличительные черты Наблюдения:

  • Временный управляющий не заменяет директора
  • В наблюдении не продается имущество
  • В наблюдении не оспариваются сделки
  • Организация по большей части продолжает осуществлять свою деятельность без изменений

Судя по описанию, там вообще ничего не происходит и не меняется. Зачем тогда вообще нужно наблюдение?

Вопросом "Зачем существует наблюдение?" задаются практики уже не первый год. В последнее время активно поэтому рассматривается вопрос отказаться от этой процедуры.

Но вообще у нее есть две цели:

Цель 1. Провести финансовый анализ

В начале я говорил, что мне это очень напоминает аудит. Вот именно по этой причине. Временный управляющий осуществляет проверку деятельности организации и готовит финансовый анализ.

Технически финансовый анализ состоит из 3 документов:

  • Анализ финансового состояния должника

В этом документе управляющий излагает результаты проверки экономической деятельности, определяет когда же произошло падение доходов и оборотов фирмы. Обычно он выглядит как набор графиков, изготавливаемых в какой-нибудь программе в полуавтоматическом режиме.

  • Заключение о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

Как правило, дублирует текст анализа финансового состояния, но с выводами есть ли признаки фиктивного или преднамеренного банкротства. Также делается в полуавтоматическом режиме.

Важное отличие, что если управляющий пришел к выводу о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, то соответствующий документ он обязан направить в правоохранительные органы, т.к. это образует состав преступления, предусмотренный ст. 196 УК РФ и ст. 197 УК РФ.

Хотя, почти все такие уведомления заканчиваются отказом в возбуждении уголовного дела. Как раз-таки из-за полуавтоматического изготовления заключений: они просто некачественные и необоснованные.

  • Заключение по сделкам

Этот документ уже делают вручную. В идеале он представляет собой анализ всех сделок банкротства за 3 года до даты принятия судом заявления о банкротстве.

В документе должны излагаться любые сделки, которые по мнению временного управляющего имеют признаки оспоримости. Это не значит, что сделка недействительная - это значит, что к ней есть вопросы.

А как управляющий узнает о сделках? Откуда у него документы возьмутся?

В законе закреплены два важных полномочия временного управляющего.

Во-первых, руководитель организации обязан в течение 15 дней с даты введения банкротства передать копии документов организации временному управляющему. Обратите внимание, именно копии документов.

Если он документы не передает, управляющий вправе их истребовать через суд.

Во-вторых, любая организация, государственный орган и физическое лицо обязаны предоставить информацию на запрос управляющего в течение 7 дней с даты получения запроса. Причем без взимания платы. То есть никто не вправе отказать. Отсюда получается, что управляющий может запрашивать договоры у контрагентов, информацию из налоговой, банковские выписки и т.д.

Если кто-то не отвечает на запросы управляющего, это может стать основанием как для истребования документов, так и для привлечения к ответственности в соответствии со статьей 14.13 КоАП РФ и ст. 195 УК РФ.

И вот, собрав весь этот гигантский массив документов, управляющий проводит анализ.

Цель 2. Провести первое собрание кредиторов

Другим важным элементом наблюдения является выбор следующей процедуры банкротства, а также выбор арбитражного управляющего в следующей процедуре банкротства.

Да, то есть временный управляющий вообще не факт, что станет конкурсным управляющим.

А кто тогда решает кому быть конкурсным управляющим?

Такое решение принимает собрание кредиторов.

После введения процедуры наблюдения временный управляющий публикует объявление в газете "Коммерсантъ" о введении наблюдения. С этой даты у всех кредиторов есть 30 дней, чтобы подать заявление о включении в реестр.

Если успел - суд рассмотрит заявление. Если не успел - все равно подавай, но твое заявление рассмотрят уже после введения следующей процедуры.

И вот все кто успели, в теории, должны быть рассмотрены судом. По результатам рассмотрения формируется реестр кредиторов. И все, кто в реестр попали, собираются и выбирают что будет дальше и кто будет следующим управляющим.

Почему ты сказал "в теории"?

Есть разные нюансы. Например, если твои требования незначительны относительно других кредиторов в общей массе (тебе должны пару миллионов, а реестр сформировался уже на пару миллиардов), но рассмотрение по твоему требованию затянулось, то никто не будет ждать.

Или суд в принципе может решить не дожидаться результатов собрания кредиторов и самостоятельно ввести конкурсное производство, а временного управляющего назначить в качестве исполняющего обязанности конкурсного управляющего (пока нового не выберут).

Есть и такой момент, что аффилированные кредиторы не имеют права выбирать конкурсного управляющего, даже если они включены в реестр. А еще при голосовании не учитываются неустойки и иные штрафные санкции, только основной долг. При этом гос.пошлины учитываются. В общем, куча нюансов )

Итого, у нас получается такой алгоритм:

  • Вводится банкротство
  • Управляющий публикует объявление в газете "Коммерсантъ"
  • В течение 30 дней кредиторы подают заявления в реестр
  • Суд рассматривает заявления
  • По результатам рассмотрения формируется реестр требований кредиторов
  • Все кредиторы созываются на собрание
  • Собрание выбирает какая процедура будет дальше и кто будет управляющим
  • Документы направляются в суд, суд вводит конкурсное производство и назначает конкурсного управляющего

Обычно срок всех этих мероприятий составляет 8-10 месяцев.

А какие особенности для банкрота в связи с введением наблюдения?

Их много, давайте просто перечислим самые важные, там и так все понятно:

  • Приостанавливаются исполнительные производства
  • Приостанавливается начисление неустоек
  • Ряд сделок должны быть согласованы с временным управляющим (крупные сделки более 5% балансовых активов, займы и пр.)
  • Не допускается создание филиалов, реорганизация и пр.
  • Не выплачиваются дивиденды.

А вообще последствия могут быть самые разные, если суд посчитает нужным. Например, суд может удовлетворить заявление об отстранении руководителя. Или обязать согласовывать любые сделки с временным управляющим.

Но обычно если руководитель ведет себя адекватно, управляющий не имеет какой-то заинтересованности, то все происходит спокойно.

Понятно. В общем, процедура не нужна и это просто трата времени.

Ну и да, и нет.

В текущем виде именно так оно и происходит. Поэтому часто применяют различные схемы обхода. Самая популярная: заявить о ликвидации организации до начала процедуры наблюдения, тогда суд обязан будет ввести сразу конкурсное производство. Экономит год времени.

Но еще ее часто недооценивают, а зря.

  • Финансовый анализ в будущем будет положен в основу субсидиарной ответственности. Да, его можно оспорить, но лучше сразу сделать хорошо
  • Кредиторы, которые включатся в реестр в наблюдении, так и останутся в нем. А если они фиктивные? Вы уже потеряли контроль над делом и при распределении денег большое их число уйдет не туда. То, что вы не успели включиться в наблюдении в реестр не является уважительной причиной, вы все равно могли возражать по заявлениям других кредиторов, даже если вовремя не успели подать заявление
  • Если наблюдение затянется, то затянутся и выплаты вам денег. А если должник в это время активно использует имущество? Значит оно еще и потеряет в цене
  • За время наблюдения руководитель организации сбежит из страны или продаст все имущество и потом с него нечего будет взять
  • Все долги, которые копятся у банкрота во время наблюдения, имеют преимущество в очередности оплаты перед долгами перед вами. Поэтому вы можете вообще ничего не получить только по этой причине
  • Многие не боятся субсидиарной ответственности, но боятся уголовной. При этом хорошо с этим почти никто не работает.
  • Хороший анализ сделок в будущем даст быстрый старт в конкурсном производстве. А если конкурсный управляющий будет бездействовать, вы всегда сможете тыкать его лицом в анализ сделок и даже взыскать с него убытки. Он уже не отвертится, что не знал о каких-то там сделках
  • В наблюдении можно заявить о привлечении к субсидиарной ответственности. Да, прямо это не разрешено, но и запрета нет.
  • Именно в этой процедуре обычно решается, кто будет конкурсным управляющим. Тем самым человеком, который в будущем будет ответственен за возврат ваших денег

Можно ли без наблюдения? Можно, но если оно уже введено, то не стоит его недооценивать.

Процедура банкротства "Конкурсное производство"

Конкурсное производство - это та самая процедура, которая у нас ассоциируется с банкротством в первую очередь. Где все продается, все ругаются и хотят денег.

Про нее поговорим пока обзорно, так как там очень много особенностей и нюансов, которым необходимо посвятить отдельные статьи.

Отличительные черты Конкурса:

  • Конкурсный управляющий действует вместо директора со всеми его полномочиями
  • Одна из главных обязанностей - продажа имущества и имущественных прав
  • Конкурсный управляющий обязан обжаловать сделки по выводу активов и преимущественной оплате отдельным кредиторам перед другими кредиторами
  • Цель процедуры в ликвидации организации с максимально возможной выплатой в пользу кредиторов, соответственно, возникают соответствующие последствия: деятельность прекращается, имущество продается и т.д.

А какие тут цели у конкурсного управляющего?

Управляющий имеет огромное число обязанностей. Он должен и работников уволить, и дебиторскую задолженность взыскивать, и отчетность сдавать вовремя в налоговую, и следить, чтобы никто ничего не украл и т.д.

Это вообще такое многофункциональное устройство получается. При этом суды часто считают, что все вот это он должен делать в одиночку.

Но все его функции можно объединить в нескольких направлениях:

  • Вести деятельность предприятия в качестве ликвидатора
  • Искать альтернативные варианты рассчитаться с кредиторами

Функции управляющего как руководителя организации (или ликвидатора)

Конкурсный управляющий по своей сути во многом дублирует руководителя с рядом дополнительных обязательств:

  • Расторгнуть действующие контракты
  • Уволить работников
  • Провести инвентаризацию имущества
  • Заняться взысканием дебиторской задолженности
  • Навести порядок в бухгалтерии и продолжать ведение отчетности со сдачей всех необходимых форм
  • По окончании: всю выявленную и невзысканную дебиторскую задолженность и имущество выставить на торги и продать, а денежные средства распределить между кредиторами

При этом, что важно, управляющий может принять решение не расторгать контракты, если их исполнение позволит получить значительные средства. И не увольнять работников, если они нужны для ведения деятельности.

Как и у временного управляющего у него есть все функции по запросам и розыску информации. Но важное отличие: руководитель обязан обеспечить передачу уже не копий документов, а оригиналы документов. Еще и в течение всего лишь 3 дней. Не упустите этот момент, т.к. часто именно он ложится в основу субсидиарной ответственности.

Функции управляющего по альтернативных формам оплаты

Эта часть функций так или иначе связана с розыском активов или борьбой с недобросовестными кредиторами:

  • Выявление имущества и его розыск в случае его отсутствия
  • Оспаривание сделок по выводу имущества
  • Оспаривание сделок по выплатам одним кредиторам преимущественно перед другими кредиторами
  • Оспаривание сделок, в результате которых необоснованно произошло увеличение кредиторской задолженности
  • Взыскание убытков с руководителя организации и третьих лиц
  • Привлечение руководителя и третьих лиц к субсидиарной ответственности

В этой части функций и есть основное отличие конкурсного производства от ликвидации. Конкурсный управляющий не просто продает имущество и распределяет деньги. Конкурсный управляющий должен активно увеличивать конкурсную массу за счет получения дополнительных активов и стараться уменьшить размер кредиторской задолженности, если чьи-то требования является необоснованными.

А если и этого не хватит - взыскивать с виновных лиц (субсидиарная ответственность).

Обычно срок такой процедуры составляет около 2 лет.

Примерно алгоритм тут следующий:

  • Назначение конкурсного управляющего
  • Опубликование информации в газете "Коммерсантъ"
  • В течение 2 месяцев с даты публикации все кредиторы вправе подавать заявления в реестр (кто не успел, тот в реестр не попадет)
  • Параллельно при этом управляющий проводит инвентаризацию имущества, проверяет сделки, заявляет о признании сделок недействительными, заявляет о субсидиарной ответственности и т.д.
  • Обычно за 6 месяцев примерно формируется реестр требований кредиторов
  • Примерно в это время управляющий заканчивает с инвентаризацией и формированием конкурсной массы
  • На собрании кредиторов утверждается порядок продажи имущества
  • Проводятся торги
  • Вырученные средства распределяются
  • Если по каким-то судебным делам удалось оспорить сделки и получили новое имущество, то по этому имуществу также утверждается порядок продажи и также проводятся торги
  • Если в результате средств все равно не хватает, то виновные лица привлекаются к субсидиарной ответственности
  • Каждый кредитор для себя решает что делать с субсидиарной ответственностью: продавать ее на торгах как дебиторскую задолженность и вырученные средства распределить или забрать ее себе в качестве отступного вместо долга к организации
  • И когда уже активов нет, новых источников пополнения конкурсной массы нет - тогда принимается решение о завершении конкурсного производства.

Таким образом, конкурсное производство длится с даты его введения судом до даты его завершения судом. А завершается тогда, когда никаких активов больше нет и быть не может.

О том как продается имущество, как оспариваются сделки и происходит привлечение к субсидиарной ответственности поговорим отдельно в другой раз.

Ок, все понятно, но почему банкротство длится так долго?

Причин много, основные из них в желании кого-то затянуть банкротство или просто несогласованности между кредиторами, ведь у всех свои интересы. Например, кредиторы собрались, но не смогли утвердить порядок продажи. И так несколько раз.

Другое дело, что многие мероприятия в принципе долго осуществляются. Продажа имущества минимум 25 рабочих дней. Это один этап торгов. При этом по статистике с первого этапе имущество никто не покупает практически. Потом второй. Потом третий.

А если параллельно оспорили сделку и появился новый актив? Тогда все тоже самое, но заново по новому активу. А если его перед этим еще пытались найти по всей стране? А если суд по оспариванию сделки затянулся на год-полтора? Причин много, но и многие из них можно избежать:

  • торопите управляющего, вплоть до подачи жалоб,
  • договаривайтесь с кредиторами заранее, а не на собрании,
  • готовьте позиции в суд заранее, а не в день заседания,
  • не завышайте цену имущества, чтобы оно продалось быстрей
  • ходите на собрания кредиторов, если там рассматриваются важные вопросы
  • заявите о субсидиарной ответственности заранее, а не через пару лет после начала банкротства

И так далее. В большинстве своем вы можете ускорить банкротство сами, своими собственными силами

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null