{"id":13502,"url":"\/distributions\/13502\/click?bit=1&hash=a81ed6f897d123d854b91b907b479be2ea058a6a8ec03bd6f76bfc8a24665263","title":"\u0425\u043e\u0447\u0443 \u043d\u0430\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0430\u043d\u0438\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c 3D-\u043c\u0443\u043b\u044c\u0442\u0444\u0438\u043b\u044c\u043c. \u0413\u0434\u0435 \u0443\u0447\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"7eb01878-f5ab-5bdb-ae26-b8e9a900dfa1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Андрей Порсев

Банкротство простым языком. Часть 3. Активы при банкротстве. Где банкроту взять деньги

Как заставить банкрота заплатить? Откуда у банкрота возьмутся деньги? Что такое конкурсная масса? Управляющий ничего не делает, как быть? Как понять стоит ли вообще заниматься банкротством? Когда банкротство не имеет перспектив?

Давайте разберем ответы на вопросы и в общих чертах обсудим формирование конкурсной массы, откуда берутся активы и как действовать, если у банкрота ничего нет.

Ну а для начала определимся с понятием «конкурсная масса».

1. Конкурсная масса

По сути, это все имущество банкрота, имеющееся у него на дату введения конкурсного производства.

Под имуществом причем понимается как движимое и недвижимое имущество, так и имущественные права. Например, задолженность кого-либо перед банкротом тоже включается в конкурсную массу.

По закону директор организации обязан в течение 3 дней с даты введения конкурсного производства обеспечить передачу управляющему всего имущества, документов и т.д. Управляющий все это хозяйство проверяет, анализирует и формирует инвентаризационные описи, в которых учитываются все активы организации.

А еще он параллельно запрашивает информацию из таких органов как ГИБДД, Росреестр и Гостехнадзор с целью выявления активов, которые регистрируются или ставятся на учет, запрашивает банковские выписки с целью их анализа.

Причем, что немаловажно, с недавних пор в законе появилась норма о том, что у управляющего есть 3 месяца на проведение инвентаризации. А если не успел – нужно просить суд, чтобы тот продлил срок проведения инвентаризации, иначе нарушение закона.

И вот управляющий проверил данные бухгалтерского учета, прошелся по организации, проверил все документы и сформировал инвентаризационные описи – это и есть конкурсная масса, то есть то, из чего в будущем вы сможете получить оплаты. Кстати, деньги и денежные средства на счетах также являются конкурсной массой. А вот лицензии нет, их продавать нельзя.

Вообще есть большое число сложностей с пониманием конкурсной массы, в том числе у профессионалов. Например, если до введения конкурсного производства был продан автомобиль, но в ГИБДД он до сих пор числится за банкротом, то этот автомобиль не включается в конкурсную массу, т.к. право собственности уже перешло. А вот если была продана недвижимость и не осуществлена регистрация в Росреестре, то недвижимость включается в конкурсную массу, т.к. право собственности переходит с даты государственной регистрации.

Причем у нас как-то был судебный спор по поводу речного судна, т.к. по закону такие активы являются недвижимым имуществом, но судно банкрота было продано задолго до банкротства, но собственник его не зарегистрировал. В конечном счете удалось выиграть и суд признал, что любое недвижимое имущество включается в конкурсную массу, если оно зарегистрировано за банкротом.

Другая сложность с арендой. Арендные права включаются в конкурсную массу, если не требуется согласие арендодателя (или арендодатель дал такое согласие) на смену арендатора. Бывает, что управляющие забывают включать аренду земли, которая может стоить довольно дорого.

Ну и вот. Настал важный день, и управляющий опубликовал инвентаризационные описи. Что дальше?

2. Работа с конкурсной массой. Оценка

Затем управляющий проводит оценку этого имущества (если кредиторы это требуют), проводит собрание кредиторов с целью утвердить порядок продажи имущества и начинает торги.

Обратите внимание, оценка проводится лишь в том случае, если кто-то из кредиторов направил требование о ее проведении. Это еще одна частая ошибка, многие считают, что управляющий в любом случае обязан проводить оценку, но это не так. Хотя, есть и исключения, например, если имущество в залоге, то оценка обязательна.

Сложно? Так и есть. А еще очень долго, именно поэтому банкротство длится годами. И это мы еще не обсуждали порядок проведения торгов.

Но давайте закрепим что и как происходит на следующем примере:

  • 3 месяца проведение инвентаризации (плюс возможные продления)
  • 3 дня на опубликование результатов инвентаризации
  • 10 дней на отправку требования управляющему о проведении оценки
  • 2 месяца проведение оценки
  • 2 дня на опубликование отчета об оценке
  • 1 месяц на проведение собрания кредиторов для утверждения порядка продажи (если оценка не проводилась, то 1 месяц считается с даты окончания инвентаризации)

3. Работа с конкурсной массой. Утверждение порядка продажи

В своей идее все просто: есть инвентаризация и оценка, затем управляющий назначает проведение собрания кредиторов, где все кредиторы принимают решение утвердить порядок продажи. Или предлагают свой порядок и утверждают его.

Но очень часто кредиторы не могут между собой договориться, кто-то из кредиторов не приходит на собрания (случайно или специально) и могут быть иные формы вредительства.

Если кредиторы между собой не могут договориться и в течение 2 месяцев порядок продажи не утверждается, то управляющий вправе обратиться в суд об утверждении порядка продажи судом. Есть у нас примеры, где управляющие годами якобы не могут утвердить порядок продажи и винят кредиторов – на самом же деле, достаточно было обратиться в суд.

После утверждения порядка продажи управляющий приступает к проведению торгов. При этом кредиторы вправе заявить о разногласиях и попросить суд изменить порядок продажи, даже если большинство кредиторов поддержало предложенный порядок. Если же порядок продажи изначально утверждал суд, то такое заявить уже, естественно, нельзя.

И стоит учесть пару факторов:

  • Если балансовая стоимость имущества менее 100 000 руб., то продавать можно и без торгов
  • В законе не установлен срок, в течение которого конкурсный управляющий обязан приступить к продаже. Поэтому мы советуем такой срок прописывать или непосредственно в порядке продажи, или принимать просто решение собрания кредиторов об обязании управляющего приступить к торгам в такой-то срок.
  • Оспаривание порядка продажи не считается оспариванием решения собрания кредиторов, а разрешением разногласий. Это крайне важно, т.к. на оспаривание решения собрания кредиторов дается всего 20 дней после собрания, а для разрешения разногласий такого срока нет. Раньше было наоборот, и многие юристы по старой памяти считают, что они пропустили срок и ничего сделать нельзя, но это не так.

Сами торги обсудим отдельно, там есть о чем поговорить.

И вот после окончания торгов, в идеале, все имущество продается, денежные средства распределяются между кредиторами и управляющий может спокойно завершать дело о банкротстве, ведь никакого имущества в конкурсной массе более нет..

Но это не совсем так.

4. Источники пополнения конкурсной массы

Конкурсная масса – статичное понятие, то есть это то, что есть в моменте. А есть еще так называемые «источники пополнения конкурсной массы».

Источник пополнения конкурсной массы как термин в законе не определен, но активно применяется в практике. Представляет собой любые формы пополнения конкурсной массы, обычно к ним относятся следующие:

  • Розыск активов
  • Взыскание дебиторской задолженности
  • Оспаривание сделок
  • Взыскание убытков
  • Привлечение к субсидиарной ответственности

Считается, что недопустимо завершать дело о банкротстве, пока имеются хоть какие-то источники для пополнения конкурсной массы. Основная проблема лишь в том, что их нужно найти.

5. Источники. Розыск активов

Розыск активов часто собой представляет комплекс мер уголовно-правового характера. Например, на балансе организации числится автомобиль, но фактически его нет. Подаются соответствующие заявления в правоохранительные органы с целью выявления имущества.

Или из банковских выписок следует, что организация покупала дорогостоящее оборудование, но нет информации о его местонахождении. В таком случае управляющий может запросить информацию у продавца о том куда поставлялось конкретно оборудование, и кто его принимал, запросить у работников информацию о приеме товара, или просто подать заявление в правоохранительные органы в связи с хищением имущества.

Обычно эту часть работы управляющие не проводят, т.к. она требует серьезные трудозатраты, и тут неплохо бы подключиться к работе кредиторам. Мы рекомендуем кредиторам проверять банковские выписки, параллельно с управляющим, и направлять ему официальные письменные запросы с целью выяснения информации по сделкам, которые тот мог упустить, а дальше контролировать ход исполнения по запросам.

6. Источники. Дебиторская задолженность

Эта часть работы классическая как и для любого другого юридического департамента. Везде, где есть задолженность – подаются исковые заявления.

Но есть ряд особенностей:

  • При введении банкротства по общему правилу недопустимы зачеты. Поэтому даже если бухгалтерский учет выдает отсутствие долга в связи с встречными исполнениями по иным договорам, но акта зачета нет, то управляющий обязан взыскать этот долг.

А кредитор по встречному исполнению в такой ситуации идет в реестр требований кредиторов, встает в очередь и получает деньги наравне с остальными

  • Истечение срока исковой давности не означает необходимость списания задолженности. Во-первых, управляющий все равно должен обратиться с исковым заявлением. И, во-вторых, если суд ему откажет, то он обязан будет уже обратиться с заявлением о взыскании убытков с директора организации, который допустил просрочку. А если срок истек при управляющем – то кредиторы также могут подать заявление о взыскании убытков с управляющего.
  • Суды почти всегда предоставляют отсрочку на уплату государственной пошлины по таким заявлениям. Поэтому «у меня нет средств на оплату пошлины» не причина для управляющего ничего не делать.
  • Даже при отсутствии первичных документов, если управляющему ничего не передано, он все равно имеет право запросить любые документы у любых контрагентов. Отсутствие документов усложняет работы, но не делает ее невозможной. Кроме того, если банкрот предоставлял до банкротства денежные займы, то для взыскания дебиторской задолженности достаточно одной лишь банковской выписки, без договора
  • Если после взыскания долга управляющий упустил момент и организация была ликвидирована, то вы вправе взыскать убытки с управляющего
  • Управляющий вправе запросить книги покупок и книги продаж из налогового органа и произвести сверку данных бухгалтерского учета как самого банкрота, так и проверить предоставленные документы на предмет их реальности с учетом данных налоговой.

Мы часто наблюдаем как управляющие разными способами пытаются уйти от работы в этом направлении. Оно и понятно, если нет документов, то проводить такую работу крайне сложно.

Но нет ничего невозможного. Мы никогда не наблюдали еще, чтобы у банкрота не было дебиторов, они есть всегда. Вопрос лишь нашел ли их управляющий.

И на случай, если он их все-таки нашел, выиграл суд, но у тех нет денежных средств, то управляющий может также утвердить порядок продажи и продать дебиторскую задолженность на торгах. Или даже обратиться с заявлением о банкротстве дебитора.

Оставшиеся части, связанные с оспариванием сделок, взысканием убытков и привлечением к субсидиарной ответственности оставим в качестве отдельных тем.

Но важно запомнить и еще один момент: если управляющий нашел новое имущество, которое ранее не было в инвентаризации, то он также обязан провести его инвентаризацию, а далее по списку с оценкой и его продажей на торгах.

Заключение

Так и что делать? Как отконтролировать управляющего? А вдруг он активы не ищет, дебиторкой не занимается?

Ну вообще-то, скорее всего, так и есть.

Из нашей практики следует, что почти во всех делах управляющие работают плохо. Иногда более-менее. Идеально – никогда.

На то есть множество причин, но глобально их две:

  • Он не хочет или не может (не платят ему, у него нет компетенций соответствующих, нет времени и т.п.)
  • Он имеет свои интересы (грубо говоря, работает на бывшего директора или на кого-то еще)

Но в целом механизм мы рекомендуем в любом случае одинаковый:

  • Провести самостоятельно финансовый анализ организации.

Это можно сделать 1 раз и стоит недорого. Специалисты проверят банковские выписки, сделки, документы учета и дадут рекомендации. Документы все можно будет взять у управляющего или из дела о банкротстве. Специалистов лучше находить, которые специализируются или на банкротстве, или на отрасли (скажем, экономист в строительной отрасли)

  • В соответствии с рекомендациями решать, что делать дальше.

Можно начать взаимодействовать с управляющим, предложить ему помощь, подготовить проекты исковых заявлений и прочее. Можно закидать его жалобами в связи с бездействием. В разных случаях работают разные варианты. А может он и так, по сути, все делает, просто что-то не заметил и ему стоит помочь.

В любом деле о банкротстве мы рекомендуем действовать именно так: проводите самостоятельный экономический анализ, и затем принимаете решение стоит ли что-то делать дальше. А обычно клиенты сначала нанимают юристов, те ничего не могут сделать, клиенты недовольны.

При таком подходе вы на начальной стадии банкротства получите инструкцию как действовать в этом деле, узнаете перспективы дела и поймете стоит ли оно вообще вашего времени. Если за банкротством и управляющим не следить, то вы вряд ли что-то получите. Даже если у организации огромный объем имущества, вы все равно можете ничего не получить, ведь каждый месяц растут текущие платежи, имущество дешевеет, его могут украсть, и тогда активов не хватит. А может то, что осталось - жалкая часть того, что было, или того, что есть, но скрыто от ваших глаз.

Ну а если перспектив все-таки нет – забудете о нем и учтете для себя в расходах. Но сделаете это обдуманно, не понеся больших затрат. Вообще экономический анализ не такое дорогое удовольствие.

Есть и другая грань. Часто я слышу, что банкротство не стоит усилий. Обычно такое мнение формируется, когда несколько раз внутренний инхаус юрист не справился. Или знакомый юрист.Что ваш юрист-работник тогда скажет? Что он виноват и не разобрался? Нет, он скажет, что это банкротство ведь, брать оттуда нечего.

А кто-то при этом проводил параллельно финансовый анализ или хотя бы открывали финансовый анализ управляющего? Кто-то изучал операции по счетам? Просматривал ответы по выводу имущества, сверял книги покупок и продаж? Обычно все сводится к субсидиарной ответственности, она на слуху. Но субсидиарная ответственность просто популярна, но это далеко не лучший способ пополнить конкурсную массу, может даже и худший.

Ну а юристы будут нужны позже, когда пойдете подавать жалобы на управляющего, подавать заявления об оспаривании сделок или просто контролировать работу. В основе же все-таки должно лежать экономическое обоснование.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null