ВС РФ: Нерабочее ПО - существенный недостаток
Сейчас на фоне специальной операции появились иски потребителей о неработоспособности ПО на устройствах в связи с отключением сервисов в России. Аналогичный вопрос уже рассматривался Верховным Судом два года назад, разберём данный кейс здесь.
В 2015-2016 годах у Татьяны Шепелевой появилось несколько спортивных устройств от Adidas: двое смарт-часов и зарядка к ним, два фитнес-браслета и пульсометр. Одни она купила сама, другие ей подарили. Чеки не сохранились, но все было куплено в фирменных магазинах немецкой компании. Устройства функционировали до конца 2018-го, а потом компания закрыла платформу, на которой они работали. После отключения онлайн-сервиса умные часы, фитнес-браслеты и пульсометр перестали показывать какие-либо данные. То есть они включались, но были бесполезны.
Обратилась она после того как истекла гарантия, однако в пределах срока службы. Поскольку срок службы устройства производителем не был установлен, то он составляет 10 лет (ст.6. ЗоЗПП)
Суд установил, что указанные устройства могли выполнять свои функции только в период поддержки производителем онлайн сервиса Adidas miCoach. После его отключения с 31 декабря 2018 г. часы, фитнес-браслеты и пульсометр стали не пригодны для использования в соответствии с целями, для которых они были приобретены, а именно для учета и контроля физической нагрузки и выполняемых тренировок.Восстановить работу указанного сервиса не представляется возможным, поскольку производитель товаров "Адидас" перешел на использование иного программного обеспечения.
Первые 3 судебные инстанции в удовлетворении требований потребителю отказали, однако Верховный Суд РФ заинтересовался данным делом, отменил решения судов ввиду следующего.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств в соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, ВС РФ вернул дело на новое рассмотрение в Самарский областной суд.
Апелляционным Определением Самарского областного суда от 19.02.2021 требования потребителя удовлетворены.
В итоге, суд Определил взыскать с ООО « Адидас» в пользу Шепелевой Т.И. в счет возмещения стоимости некачественного товара 82 437 руб., компенсацию морального вреда 5 000 руб., неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя 80 000 руб., штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя 40 000 руб., расходы на проведение экспертизы 22 000 руб. Взыскать с ООО « Адидас» в пользу Шепелевой Т.И. неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 1% от стоимости товара ( 824,37 руб) в день, начиная с 20.02.2021 г. по день фактического исполнения обязательств.
Самое не понятное, зачем пульсометру облако нужно?
Интересно если рассуждать как тут суды у кого шансов больше будет выиграть по искам у эпла или сони!? Мне кажется всё таки сони которые без дисковода ...
Какой еще "специальной операции"??