Что делать, если налоговая заблокировала счёт вашей компании в банке

Эта статья поможет вам понять, когда налоговая инспекция может приостановить операции компании по расчётному счёту в банке и что делать в такой ситуации. Рассказывает налоговый юрист Артур Дулкарнаев.

В закладки
Фото: helen_mart_

Приостановление операций налогоплательщика по счёту в банке — один из способов обеспечения исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и страховых взносов. В Налоговом кодексе поименованы и другие способы: залог имущества, поручительство, пени, наложение ареста на имущество и банковская гарантия.

Когда операции по счёту могут быть приостановлены

Приостановление операций по счёту компании означает приостановление расходных операций. Это значит, что банк продолжит зачислять все входящие платежи на счёт вашей компании.

Налоговый кодекс устанавливает, что налоговая инспекция может заблокировать счёт компании в банке только в строго установленных случаях. А именно, если:

  1. Налоговая декларация не представлена налогоплательщиком в течение десяти рабочих дней со дня окончания срока её подачи. Важно отметить, что налоговые органы вправе заблокировать счёт в течение трёх лет с момента окончания срока подачи налоговой декларации.
  2. Расчёт по форме 6-НДФЛ не представлен в течение десяти рабочих дней со дня окончания срока его подачи.

  3. Требование налогового органа об уплате налога, пени, штрафа, процентов не исполнено в срок, указанный в требовании.

  4. По мнению налогового органа, принятое по итогам проведения налоговой проверки решение не будет исполнено компанией, так как совокупная стоимость имущества организации по данным бухгалтерского учёта меньше сумм недоимки, пени и штрафа.

  5. Компания, которая обязана представлять налоговые декларации (расчёты) в электронной форме, не передала в налоговый орган в установленный срок квитанцию о приёме полученного от налогового органа в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган.
  6. Компания не исполнила обязанность по получению от налогового органа документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота.

В иных случаях налоговый орган не может заблокировать счёт вашей компании. Точнее, заблокировать он может, но это уже будет незаконно. Непредставление расчёта по страховым взносам (смотри Письмо Минфина России от 12.01.2017 № 03-02-07/1/56) или бухгалтерской (финансовой) отчётности (смотри Письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03‑02‑07/1/25590) не являются основаниями для приостановления операций по счетам.

Означает ли блокировка счёта абсолютную невозможность использовать банковский расчётный счёт? Для ответа на этот вопрос необходимо понимать, что счёт может быть заблокирован (1) полностью; (2) частично.

В случае частичной блокировки счёта, компания может проводить любые платежи, но в пределах суммы остатка на счёте за вычетом суммы, указанной в решении о приостановлении операций. Например, если на счёте находится 100 рублей, а в решении о приостановлении операции указана сумма в 30 рублей, то оставшиеся 70 рублей компания вправе беспрепятственно использовать по своему усмотрению.

А вот за непредставление налоговой декларации счёт блокируется полностью, то есть компания не сможет, например, оплатить товар.

В процедурном плане решению о приостановлении операций по счёту компании предшествует решение налогового органа о взыскании налога. Форма решения о приостановлении операций по счетам утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. Интересный факт, аббревиатура "ММВ" означает, что этот документ подписан руководителем ФНС России Мишустиным Михаилом Владимировичем.

Что делать, если операции по счёту приостановлены

Принимая во внимание, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по счёту в банке принимается руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции, такое решение, как ненормативный правовой акт, можно обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган (управление ФНС России по субъекту), затем в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа. Напомню, что в сфере налоговых правоотношений действует обязательный досудебный порядок обжалования.

Например, есть ваша компания состоит на учёте в Инспекции ФНС России № 7 по Москве, то сначала жаловаться нужно в Управление ФНС России по Москве и только затем в Арбитражный суд города Москвы.

Однако на практике проще, быстрее и дешевле устранить саму причину блокировки счёта, чем признавать в административном или судебном порядке акт налогового органа о приостановлении операций недействительным.

Порядок действий по разблокировке счёта зависит от основания его блокировки. Например, если компания не представила налоговую декларацию или расчёт по форме 6-НДФЛ, то счёт будет разблокирован только после подачи такой декларации или расчёта.

При наличии действующего решения о приостановлении операций по счёту, банки не вправе открывать этой организации новые счета, вклады и депозиты. То есть просто открыть новый счёт и указать новые банковские реквизиты своим контрагентам у компании не получится.

После устранения причины блокировки, например, на следующий день после подачи декларации или расчёта, налоговый орган обязан вынести решение об отмене приостановления операций по счёту. После этого вы вновь сможете полноценно пользоваться счётом.

Если счёт был заблокирован из-за неисполнения требования об уплате налогов или страховых взносов (пеней, штрафов, процентов), то компании необходимо уплатить указанные в требовании суммы и представить в налоговый орган выписку из банка, подтверждающую такую уплату.

Также можно представить исполненное платёжное поручение от имени генерального директора, представленное вместе с заявлением об уточнении назначения платежа, если физическое лицо оплачивает налог от своего имени за счёт компании. На следующий день налоговый орган обязан вынести решение об отмене приостановления операций по счёту.

Таким образом, по общему правилу налогоплательщику необходимо подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счёту с приложением документов, подтверждающих устранение причин, которые послужили основанием для блокировки счёта.

В какой очерёдности списываются платежи со счёта

Согласно Гражданскому кодексу, приостановление операций по счёту не распространяется на платежи, очерёдность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога. Законом установлена следующая очерёдность.

Первая очередь: по исполнительным документам о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью и о взыскании алиментов.

Вторая очередь: по исполнительным документам о выплате выходных пособий, зарплаты по трудовым договорам и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Третья очередь: по перечислению заработной платы работникам и по инкассовым поручениям налогового органа на перечисление в бюджет задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.

Четвёртая очередь: по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

Пятая очередь: по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

Списание средств со счёта по требованиям, которые относятся к одной очереди, производится в порядке календарной очерёдности поступления документов. Об этом говорит статья 855 Гражданского кодекса.

К примеру, если платёжное поручение компании на перечисление заработной платы работникам поступит в банк раньше, чем инкассовое поручение налоговой инспекции на перечисление денежных средств в бюджет бюджетной системы РФ, то банк будет обязан сначала исполнить платёжное поручение и лишь затем – инкассовое поручение налоговой инспекции. Это подтверждается Письмом Минфина России от 21.07.2015 № 03-02-07/1/41883.

Выводы

Что делать, если счёт вашей компании заблокировали.

  1. Выяснить в налоговой инспекции, в которой состоит на налоговом учёте ваша компания, причины, вызвавшие приостановление операций по счёту. Обычно это могут прояснить сотрудники отдела по урегулированию задолженности налоговой инспекции, будьте готовы назвать ИНН компании.
  2. Устранить причину, вызвавшую такое приостановление: подать налоговую декларацию, расчёт, уплатить налог по требованию, передать квитанцию.

  3. Представить в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счёту с приложением документов, подтверждающих устранение причины блокировки. При этом, при погашении инкассового поручения или исполнении платёжного поручения данная информация автоматически в течение 5 рабочих дней будет передана налоговому органу, который вынесет решение об отмене приостановления операций по счёту.

  4. Дождаться отмены приостановления операций по счёту. Проверить статус вашего счёта можно на сайте ФНС России https://service.nalog.ru/bi.do. Для проверки введите ИНН вашей компании и БИК вашего банка. В случае наличия действующего приостановления данная информация будет отражена.

Моя электронная почта: dulkarnaev@mail.ru.

#право

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Артур Дулкарнаев", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e"], "comments": 4, "likes": 35, "favorites": 40, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 44378, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15395' + '50799') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 44378, "author_id": 101794, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/44378\/get","add":"\/comments\/44378\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/44378"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120 }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

3

Статья очень большая. Предлагаю сокращенный вариант:

Если налоговая заблокировала вам счет, то надо:
1. Узнать в налоговой почему
2. Устранить причину.

Ответить

Комментарий удален

1

Втихаря заблокировали счет через 2 месяца после открытия фирмы. Им даже причину выдумывать не пришлось - в налоговой просто потеряли уведомление о переходе на УСН, и бах: ты уже вовремя не подал декларацию. И плевать инспектор хотел, что в выписке egrul.nalog.ru есть нужные записи.
Такие ситуации заставляют немного спуститься на землю и вспомнить про "красные флажки на границе".

Ответить
0

Это, как говорил Карлсон, пустяки, дело житейское. Бывает.
Съездить в налоговую и сдать уведомление - и счет разблокируется.

Ответить
0

У нас как раз в пятницу заблокировали полностью все счета компании, притом ситуация была такая: мы получили деньги от google в долларах и не успели конвертировать их в рубли для начисления зарплаты, налоговая заблокировав счета отрезала нам возможность конвертации этих денег в рубли и выдачи зарплаты сотрудникам, при этом причина блокировки была если кратко - вы много зарабатываете за пределами России, дайте нам сканы паспорта гендира и его разрешение на работу в России (гендир при этом гражданин России и все сканы у них и так должны были быть), а также доп информацию о том, почему вы вдруг получаете переводы от google (переводы от google при этом мы получаем уже более 7ми лет).

Заблокировали быстро, буквально за 1 минуту, а вот на то чтоб разблокировать счет потребовалось вести переговоры в течении 3х часов (и это просто везение, всего 3 часа!), банк конечно со своим коротким днем к тому моменту уже закрылся.

Теперь мы затаились и ждем, к чему это все было и чего ждать дальше вопрос =)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления