{"id":7297,"title":"\u0417\u0430\u043a\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0435\u0447\u0435\u0440\u0438\u043d\u043a\u0443 vc.ru. \u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c, \u043a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e","url":"\/redirect?component=advertising&id=7297&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/300923-proveli-vecherinku-vc-ru-i-sdelali-ofis-uyutney-s-pomoshchyu-novogo-servisa-ot-ozon&placeBit=1&hash=1786c9dcf11a3b054c8e53004e27074664313ed4055e24064ede059ebc186db8","isPaidAndBannersEnabled":false}

Франшиза без товарного знака: возможно ли?

Размышления к публикациям на тему "упаковки" франшизы или Дело не в названии, а в содержании.

Действительно ли наработана и успешна бизнес-модель, если не хватило времени и средств зарегистрировать "бренд" (товарный знак) и нанять квалифицированного юриста?

Существует некоторое смешение понятий, вызванное отличием строго-юридической терминологии и повседневного бизнес-лексикона.
Необходимо осознавать, что договор франчайзинга с юридической точки зрения это договор коммерческой концессии.

Статья 1027 ГК РФ "Договор коммерческой концессии" гласит:
"По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)".
Упрощенно говоря:
"Бренд + Ноу-хау = Франчайзинг"

Регистрация бренда (в юридической терминологии - товарного знака) в Роспатенте - относительного долгий, сложный и затратный процесс. Поэтому не всем желающим получать доход от масштабирования бизнес доступна такая возможность. Проверить, зарегистрирован ли товарный знак, можно платно, воспользовавшись информационно-поисковой системой Федерального института промышленной собственности (ФИПС), или бесплатно на одном из многих онлайн-сервисов такой тематики на Ваш выбор.

Если в договоре нет упоминания о товарном знаке, то это не договор коммерческой концессии и, в юридическом смысле, не договор франчайзинга. Как показывает практика, скорее всего, это инфобизнес - предоставление различной литературы, шаблонов документов, ответы на вопросы в рамках консультаций и т.п.
То, что Вас с первых шагов, умышленно или неумышленно, пытаются сориентировать в не совсем верном направлении, ведя речь о "франшизе" - первый звонок в пользу того, что к "франчайзеру" нужно присмотреться внимательнее, чтобы не стать "счастливым" обладателем кучи ненужной устаревшей макулатуры. Действительно ли наработана и успешна бизнес-модель, если не хватило времени и средств зарегистрировать "бренд" (товарный знак) и нанять квалифицированного юриста?

В то же время, нужно учитывать, что такая ситуация не является априори происками аферистов, и существуют юридические схемы, позволяющие фирме, построившей успешную бизнес-модель, расширить рынок и без строгого следования определению франчайзинга и регистрации товарного знака. В этом случае руководствуются положениями ст. 421 ГК РФ о свободе договора:
"Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора".
Так, исключительное право на ноу-хау не требует государственной регистрации и может делегироваться другой фирме по лицензионному договору.
Информационная и методическая поддержка укладываются в рамки договора возмездного оказания информационно-консультационных услуг, предусмотренного ст. 779 ГК РФ:
"По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги".

{ "author_name": "Георгий Панков", "author_type": "self", "tags": ["\u044e\u0440\u0438\u0441\u043f\u0440\u0443\u0434\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f","\u0444\u0440\u0430\u043d\u0448\u0438\u0437\u0430"], "comments": 1, "likes": 4, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 47172, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Oct 2018 12:58:20 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку

Из адекватных и удобных бесплатных сервисов по проверке товарного знака, наименования и т.д., на мой взгляд подходит - https://www.znakoved.ru

1
Читать все 1 комментарий
Что известно о возможных «нерабочих» днях в России и первая реакция предпринимателей Статьи редакции

Отели и туризм могут выиграть от ситуации, торговле будет сложнее из-за сезона распродаж, а готовность к таким ограничениям «уже постоянная».

Вкратце: все детали о Google Pixel 6 и чипе Tensor с презентации Pixel Fall Launch Статьи редакции

Характеристики, возможности и цены новых смартфонов Google.

Саморазвитие: путь к саморазрушению
38 миллиардов долларов США
Доля саморазвития на рынке в 2019
1₽ на хорошее дело: как работает Добрая подписка от Альфа-Банка
Спонсорство конкурса по международному коммерческому арбитражу под эгидой ВАВТ

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнёры» выступила спонсором VIII Студенческого конкурса по международному коммерческому арбитражу ВАВТ 2021 «Международная купля-продажа», который прошёл под эгидой Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ (ВАВТ МЭР РФ) с 14 по 15 октября 2021 года.

«Я не продаю лапшу быстрого приготовления — я даю людям время» Статьи редакции

В послевоенной Японии Момофоку Андо придумал наборы из высушённой вермишели и пакетиков специй. Спустя десятилетия его компания Nissin выручает $4,2 млрд в год.

«Что вы нам предлагаете. Это всё шарлатанство. Ничего не сработает». Как УБРиР меняет подход к технологиям изнутри
Okko Спорт представит уникальную мультимедийную статистику от платформы Pressbox Graphics

Okko Спорт расширяет сотрудничество с компанией Stats Perform и представляет мультимедийную статистику от сервиса Pressbox Graphics. Благодаря партнёрству Okko Спорт обогатит контент уникальными статистическими данными.

null