Как получить деньги с Покупателя?
Торговые операции одни из самых распространенных. Нередки случаи, когда Покупатель отказывается/ игнорирует/ оплачивать поставленную ему продукцию или вовсе пропадает в поля видимости и слышимости.
Как быть? Выработка стратегии работы с Покупателем зависит от конкретной ситуации.
Для начала надо проанализировать – в чем по логике Покупателя причина неоплаты? У него есть претензии качеству/ комплектности/ скрытым недостаткам товара? Возможно, к срокам поставки?
Обязательно перед тем вытаскивать шпагу из ножен и начать ей размахивать сделайте сухой анализ ситуации.
Как стороны исполняли договор?
Если для просрочки исполнения обязательства по оплате со стороны Покупателя нет уважительных причин - приступайте к реализации претензионного порядка урегулирования спора. На сегодня это обязательная процедура перед подачей иска о взыскании денежных средств.
Перед написанием претензии обязательно загляните в соответствующий раздел договора – возможно он содержит особые условия направления претензии, в том числе адрес направления претензии, или же требования к пакету документов, которые являются приложениями к Претензии.
Направьте претензию по адресу, указанному в ЕГРЮЛ в качестве адреса местонахождения, а при наличии иных согласований в договоре - также и по адресам, указанным в нем.
В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу и не получило корреспонденцию.
Общий срок рассмотрения претензии – 30 дней. Но он также может быть изменен условиями договора.
Если Покупатель проигнорировал направленную вами претензию, или же его обоснования в неоплате на ваш взгляд несостоятельны, то в этом случае можно пойти 2 путями:
1. Обратиться к медиатору для разрешения конфликта.
2. Сформировать и направить исковое заявление в суд для рассмотрения по существу.
Мы в 2017 году занимались ведением дела о взыскании денежных средств за поставленную продукцию. Суть дела была такова: Между Истцом и Ответчиком был заключен Договор поставки, по условиям которого Продавец взял на себя обязательство передать в собственность Покупателя оборудование в наименовании и количестве, определенном приложением к Договору (Спецификацией), а Покупатель взял на себя обязательство указанное оборудование принять и оплатить. Стоимость продукции определена в евро.
Согласно п. 4.2 Договора днем исполнения обязательств по поставке (моментом поставки) считалась дата на штемпеле накладной о приеме продукции грузоперевозчиком к перевозке. Наш Клиент (Истец) осуществил отгрузку оборудования, что подтверждалось транспортной накладной. Покупатель принял поставляемый товар, претензий по качеству и/или комплектности поставленной продукции не заявлял.
По условиям договора Покупатель должен оплатить 100% от стоимости поставленного оборудования в течении 30 (тридцати) календарных дней со дня поставки товара по курсу рубля к евро на дату оплаты.
Однако Покупатель – Ответчик не торопился с оплатой.
Ответчику была направлена претензия с требованием оплатить товар.В ответе на претензию Ответчик без предварительного согласования с Поставщиком предложил график реструктуризации задолженности. Руководство нашего Клиента решило проявить благосклонность, но Покупатель «подзабыл» об исполнении обязательств.
В адрес Ответчика была направлена еще одна претензия с полным расчетом имеющейся задолженности, неустойки за нарушение условий Договора. Также был подготовлен комплект документов и направлен с соответствующий Арбитражный суд.
Получив исковое заявление, Ответчик произвел частичную оплату; при подготовке к судебному слушанию стороны заключили мировое соглашение. (Дело №А60-33111/2017)
Ответчик погасил задолженность.
Латинское изречение гласит: «В праве несправедливое не резюмируется»
Автор:
Наталья Гузанова
Генеральный директор юридической компании «Северо-Западный Правовой Альянс»