{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Особенности налогообложения IT в России и Европейском Союзе: ключевые моменты

Cегодняшний наш разговор будет посвящен разнице в подходах налогообложения IT-компаний между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Понятно, что в текущих политических и экономических условиях это уже не имеет принципиального значения, однако составить представление все равно не будет лишним.

Интернет остается самой быстрорастущей средой, и объем рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и оказываемых с их помощью услуг удваивается каждые шесть месяцев. Сверхприбыли крупнейших IT-компаний обусловливают необходимость получения определенной бюджетной отдачи для государства (ведь, как правило, именно оно несет расходы по нормативно-правовому регулированию данной сферы), а также по созданию и обеспечению ИКТ-инфраструктуры (регулирование частот передачи информации, спутниковые системы связи, волоконнооптические линии и радиорелейные системы передачи данных, центры обработки и хранения данных и пр.)

В 2014 г. правящая партия Венгрии в рамках реализации своей экономической политики приняла решение первыми в мире ввести налог на провайдеров интернет-услуг в размере 150 форинтов ($0,45) за каждый полученный гигабайт. Предполагалось, что введение налога позволит ежегодно пополнять государственный бюджет на 20 млрд форинтов ($6 млн). Комиссар ЕС Нелли Крус в своем интервью Financial Time отметила, что этот шаг будет неблагоприятным для экономики Венгрии, так как страна в то время не достигала среднего уровня ЕС по использованию интернет-услуг. Последовали массовые акции протеста со стороны граждан, количество которых достигло 100 тыс. человек. Протестующие сочли законопроект попыткой властей вмешательства в личную жизнь граждан посредством установления контроля над всемирной сетью. После международной критики и гражданских протестов венгерское правительство заявило об отзыве законопроекта.

Налоговые поступления от цифрового налога могут быть направлены на создание и модернизацию информационной инфраструктуры, повышение качества предоставления государственных услуг, предоставление новых производств и рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, снижение цифрового неравенства, развитие научноисследовательской деятельности.

Однако существуют совершенно объективные проблемы налогообложения субъектов цифровой экономики, которые до сих пор не решены ни в одной стране мира. Во-первых, очень сложно определить, какие компании и где должны платить цифровой налог. Интернетом пользуются далеко не только IT-компании. В цифровой экономике бизнес может иметь как реальное, так и виртуальное (не физическое) присутствие.

Во-вторых, в законодательстве еще практически нигде не сформулированы четкие понятия цифровых товаров и услуг. Поэтому не ясно, за что взимается налог и каким образом исчисляется прибыль в бизнес-моделях, основанных на использовании нематериальных активов (например, реклама в социальных сетях, абонентская плата за доступ к цифровым услугам, интернет-магазины и т.д.). В-третьих, существует большая вероятность двойного налогообложения субъектов хозяйственной деятельности в нарушение соответствующих двусторонних международных договоров.

В Европейском союзе (ЕС) перспективы получения огромных прибылей крупными технологическими компаниями возродили горячие дискуссии о так называемом цифровом налоге, специально разработанном для того, чтобы такие компании платили большую долю налогов в тех странах, где они получают прибыль, а не в тех, где они формально зарегистрированы. Поскольку правительства стран ЕС намерены принять чрезвычайные экспансионистские фискальные меры для стимулирования экономики, оказавшейся в «искусственной коме» из-за масштабных национальных запретов, привлекательность цифрового налога значительно возросла [Laffitte et al., 2020]. Об этом свидетельствует то, что цифровой налог был включен в число источников финансирования плана восстановления после пандемии «Следующее поколение ЕС», обнародованного Европейской комиссией, хотя подробности того, как он будет функционировать, еще неизвестны.

Еще в 2016 г. Европейской комиссией были предложены новые правила цифрового налогообложения, предусматривающие введение временного налога, исходя из того, что прибыль цифровых организаций должна регистрироваться и облагаться налогом в тех случаях, когда предприятия имеют значительное взаимодействие с пользователями по цифровым каналам. Еврокомиссия поставила вопрос о том, чтобы цифровые компании являлись налогоплательщиками не только в стране по месту регистрации своей штаб-квартиры, а также в тех странах, где эти компании получают прибыль и имеют прямые связи с потребителями своей продукции (цифровых товаров и услуг)/ В марте 2019 г. это предложение было отклонено, поскольку Ирландия, Швеция и Дания (страны с относительно низким налогообложением) заблокировали его.

В 2008 г. тогдашний президент Франции Николя Саркози предложил обложить налогом интернет-компании в качестве способа финансирования государственных телевизионных станций страны. Это предложение было частью более широкого плана развития французской аудиовизуальной сети, в который также входило полное подавление рекламы на общественных каналах, финансирование которых затем будет сопровождаться бесконечно малым налогом с продаж компаний, использующих новые методы связи, такие, например, как доступ в интернет и мобильную телефонию.

В июле 2019 г. Франция же стала первой страной в Европе, принявшей закон о налоге на местные доходы крупных IT-компаний с налоговой ставкой в 3%. Налогообложению подлежат как предприятия-резиденты, так и нерезиденты, а также постоянные представительства на территории страны с мировыми продажами свыше €750 млн и/или доходами на территории Франции более €6 млн. Причем срок исковой давности по цифровому налогу увеличен с трех до шести лет.

В 2019 г. итальянский парламент, следуя примеру Франции, утвердил налог для международных технологических компаний, чья ежегодная выручка превышает €750 млн в год и/или объем предоставляемых цифровых услуг на территории Италии превышает €5,5 млн. Налог был введен в январе 2020 г. Законом о бюджете 2020, налоговая ставка утверждена в размере 3%. По экспертным оценкам, налог будет ежегодно приносить в бюджет Италии минимум €800 млн.

Самой главной сложностью во введении цифрового налога является четкое обоснование расчета прибыли транснациональной IT-компании, получаемой в конкретной стране. Однако с появлением технических возможностей осуществления мониторинга получения добавленной стоимости цифровой налог не только станет настоящей революцией в налогообложении, но и будет способствовать дальнейшему научно-техническому прогрессу.

Российская цифровая среда требует от налогового администрирования адекватных мер по мобилизации денежных средств в бюджет государства. Широкое повсеместное использование цифровых продуктов требует соответствующей адаптации существующих методов налогового контроля. Разработка новых инструментов для налогообложения прибыли цифровых компаний в Российской Федерации должна осуществляться с учетом имеющегося мирового опыта реализации налоговой трансформации.

Отметим, что в Российской Федерации уже предпринимались попытки ввести налог на интернет (по 25 руб. с каждого пользователя в месяц), однако решение не было реализовано. Неоднократно обсуждалась возможность введения налога за доступ к цифровой инфраструктуре (хотя пользователи оплачивают подключение к интернету через интернет-провайдеров), за пользование интернетом (хотя ежемесячная плата

за услуги провайдера полностью покрывает все его расходы на техническое и технологическое обслуживание оборудования и выделенных линий интернета), за скорость и объемы скачиваемой информации (хотя тарифы провайдера предусматривают эти параметры). Такие налоги пока отвергались, так как, по сути, вели к двойному, а то и тройному налогообложению пользователей, уже оплативших соответствующие цифровые товары и услуги.

Отрасли, связанной с информационными технологиями, российское законодательство уже давно предлагает льготы в части налогообложения. Они существовали еще до 2022 года:

Страховые взносы на зарплату айтишников в течение долгого времени начисляются в пониженном размере. Так, в 2017 году ставки взносов составляли 8% на ОПС, 2% — на ВНиМ, 4% — на ОМС при общих действующих на тот момент значениях 22%, 2,9 и 5,1%. В 2021 году тарифы стали еще ниже: 6%, 1,5%, 0,1% соответственно. Эти же тарифы сохранены и на 2022 год.

Компании на общем режиме, занимавшиеся разработкой программ для ЭВМ и баз данных, имели право осуществлять передачу исключительных прав без начисления НДС по подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Для такого освобождения должны быть соблюдены следующие условия:

  • разработка российского происхождения;
  • сведения о программах и базах данных, на которые передаются права, значатся в специальном реестре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

С 1 января 2021 года ИТ-компании начали платить налог на прибыль по ставке 3%, вся сумма зачислялась в федеральный бюджет. От уплаты налога в региональный бюджет данную отрасль законодатели освободили.

Для того чтобы применять льготные тарифы по страховым взносам и налогу на прибыль, ИТ-компании должны удовлетворять следующим условиям:

  • По численности работников — среднесписочная численность должна составлять не менее 7 человек.
  • Выручке — доля доходов от разработки и продажи собственного программного обеспечения должна составлять не менее 70% в общем объеме полученных доходов.
  • Наличию государственной аккредитации в области информационных технологий.

Все эти условия для получения льгот IT-компаниями в Налоговом кодексе прописаны и в настоящее время. Кроме перечисленных для применения отдельных послаблений добавлено условие о наличии соответствующих значений ОКВЭД в выписке из Единого государственного реестра и ведение деятельности по таким кодам: 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4 и пр.

С июля 2022 года (льготами можно пользоваться с начала 2022 года) включили в льготный перечень тех, кто получает доходы от:

  • продажи онлайн-рекламы на своих платформах;
  • образовательных услуг с использованием собственных программ;
  • разработки и продажи программно-аппаратных комплексов.

Всерьез послаблениями законодатели занялись после издания указа Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Приведем основные его тезисы по предоставлению налоговых и социальных льгот для ИТ-сферы, а также выясним, какая часть предложенных мер уже нашла свое отражение в законодательстве.

Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений…» установил ставку налога на прибыль для ИТ-компаний на уровне 0% на периоды 2022-2024 годов. С 2025 года предприятия вернутся к ставке 3%, если, конечно, законодатели не решат продлить действие нулевой ставки далее.

ФНС разрешила дробление компании с целью получения налоговых льгот ИТ в 2022 году. Об этом свидетельствует их письмо от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@. То есть если в организации имеется подразделение, занимающееся разработкой информтехнологий, оно вполне может быть выделено в отдельное юридическое лицо, чтобы воспользоваться льготами по налогу на прибыль и страховым взносам без налоговых и административных последствий. Подробнее мы рассказали здесь. При этом, если реорганизация (выделение или присоединение) произошла после 01.07.2022, льготами пользоваться нельзя.

В целом, мы видим, что Россия пошла по пути предоставления IT-сектору максимально льготного режима, в то время как в Евросоюзе речь идет, напротив, о фактическом налоге с оборота. Какая из этих двух концепций в нынешних условиях окажется более жизнеспособной, мы сможем узнать лишь через некоторое время.

Публикация подготовлена при поддержке юристов DRC.

0
1 комментарий
Михаил Желтухин
Любой IT-бизнес — это бизнес высокомаржинальный, то есть создающий товар, стабильно пользующийся высоким спросом. А значит — стабильно приносящий прибыль, с которой надо платить налоги.

Спасибо за первый абзац, сэкономили время

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда