{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как соответствовать требованиям Директивы ЕС о правах потребителей, если вы разрабатываете игры или приложения

С 28 мая 2022 года в Евросоюзе начали действовать новые нормы, которые повлияют на гейм-индустрию и на бизнес в целом. Нововведения связаны с так называемой Сводной директивой («Omnibus Directive»), модернизирующей законодательство ЕС о защите прав потребителей. Мы отследили, какие изменения принесла Директива, и сделали анализ перспектив ее применения.

Немного бэкграунда

Сводная директива (Директива Европейской комиссии о правоприменении и модернизации № 2019/2161) вступила в силу в 2020 году и объединила правки в 4 директивы ЕС, связанные с торговлей и правами потребителей.

Все эти изменения – часть инициативы «New Deal for Consumers», которая разрабатывается в ЕС с 2018 года. Цель состоит в создании обновленного набора средств защиты для потребителей, независимо от того, идет речь о физических товарах, услугах или онлайн-контенте. Поэтому, хотя основная сфера применения Сводной директивы – это «классическая» торговля и предоставление услуг, изменения коснулись и онлайн-сферы.

Сводная директива распространяется на всех, кто предлагает физические/цифровые товары, контент или услуги потребителям из Евросоюза.

Ключевые моменты для разработчиков игр и приложений

1. Внутриигровые покупки теперь регулируются так же, как и реальные покупки

Как и для остальных покупок, потребители при определенных условиях смогут использовать право на возврат. Его аналог есть в России: если товар пригоден к возврату, то в течение 14 дней с момента покупки вы вправе вернуть его и получить деньги обратно. Право на возврат может не применяться, если потребитель заранее дал сознательное информированное согласие на отказ от этого права перед осуществлением покупки.

Начнут действовать более прозрачные правила продажи товаров. В частности, Директива запрещает вводить покупателей в заблуждение относительно преимуществ предлагаемого товара. Необходимо максимально четко указывать цены, характеристики и роли виртуальных предметов.

2. Оплата данными во многих случаях приравнивается к оплате деньгами

Многие онлайн-услуги не оплачиваются деньгами, но для их предоставления могут требоваться персональные данные пользователей. Если сервис впоследствии использует (например, монетизирует) полученные персональные данные, то такие услуги будут приравниваться к платным. Это означает, что потребители смогут воспользоваться правом на получение необходимой преддоговорной информации и правом на возврат.

Ключевой момент здесь – использование персональных данных пользователя после предоставления услуги. Новые требования не действуют, если персональные данные:

  • предоставляются и обрабатываются исключительно с целью получения цифрового контента или для выполнения требований законодательства,
  • и после этого не обрабатываются для других целей.

Также Директива по общему правилу не применяется, если собираются только метаданные (информация об устройстве, браузере пользователя).

3. Полная версия игры должна быть такой же, как демо-версия

Ужесточаются требования по соответствию финального продукта его предварительной версии, предоставленной пользователям для ознакомления. Поэтому, например, если игра выпущена в раннем доступе, то ее готовая версия должна соответствовать тому, что было представлено ранее.

4. Прозрачность ценообразования

Появились новые требования для ситуаций, когда на товар делается скидка. В объявлении о скидке необходимо указать самую низкую цену, которая действовала в течение минимум 30 дней до появления скидки.

Еще одно новое требование относится к персонализированным механизмам ценообразования. Потребители должны быть четко проинформированы о том, что показываемая им цена персонализируется на основе автоматизированного принятия решений. То есть, цена не одинаковая для всех пользователей, а отличается в зависимости от заданных продавцом параметров, включая пользовательское поведение и локацию. Так потребители смогут учитывать риск переплаты при принятии решения о покупке.

5. Все отзывы должны быть от реальных потребителей

Требования прозрачности распространяются и на отзывы пользователей: все они должны быть от людей, которые реально приобрели или использовали товары.

Потребители должны быть проинформированы о том, существуют ли процедуры, обеспечивающие достоверность отзывов, и как проводятся проверки. Введением потребителей в заблуждение считается ситуация, когда утверждается, что отзывы были представлены реальными потребителями, но не были предприняты разумные меры для обеспечения того, чтобы это действительно было так (например, запрос дополнительной информации перед публикацией отзыва).

Также запрещено манипулировать отзывами, например, публиковать только положительные отзывы и удалять негативные.

Ответственность

Сводная директива вводит систему штрафов, аналогичную GDPR. Минимальный штраф составляет:

  • 4% от годового оборота нарушителя в том государстве-члене ЕС (государствах), где произошло нарушение,
  • или 2 млн евро, если годовой оборот невозможно рассчитать.

Отдельные страны ЕС могут вводить более высокие штрафы, если они сочтут это целесообразным.

Существенным нововведением стала возможность подачи коллективных исков в связи с трансграничной недобросовестной практикой, если было затронуто много потребителей сразу в нескольких странах ЕС. Такие иски смогут подавать некоммерческие организации, действующие в защиту потребителей. Ранее право подавать коллективные иски было доступно не во всех странах Евросоюза.

Внедрение директивы в отдельных странах ЕС

Сводная директива уже вступила в силу. До 28 ноября 2021 года страны ЕС должны были внедрить директиву в национальное законодательство. Изменения в национальное законодательство должны были вступить в силу до 28 мая 2022 года.

Но даже на данный момент требования Директива еще не внедрены в законодательство 7 стран ЕС – в Ирландии, Италии, Люксембурге, Мальте, Польше, Словении и Словакии.

Сводная директива дает совсем немного пространства для маневра при её внедрении в национальное законодательство. Поэтому по большей части все просто копируют положения Директивы (Франция, Бельгия, Швеция). Но могут быть и некоторые дополнения. Например, в Германии появилась обязанность инфлюенсеров помечать публикацию как рекламу, если за ее размещение они получают деньги или иное вознаграждение. Также в Германии появились ограничения на автоматическое продление договоров, предусматривающих повторяющееся оказание услуг или поставку товаров. Теперь потребители вправе расторгнуть такой договор в любое время с уведомлением за месяц. Пока неясно, распространяется ли эта норма на подписку на сервисы – но в общем ключе укрепления защиты прав потребителей рекомендуем устанавливать сбалансированные условия для расторжения договора обеими сторонами.

Сводная директива предусматривает, что можно установить более строгие меры противодействия нарушениям на уровне конкретного государства. Минимальный порог оборотного штрафа по Директиве – 4% от годового оборота. Некоторые страны (например, Литва и Бельгия) воспользовались правом повысить штрафы и установили верхний предел до 6% от годового оборота. А в Болгарии законодатель установил более широкий круг нарушений, чем предусмотрено Директивой. Например, был введен оборотный штраф за нарушение обязательств, связанных с предоставлением преддоговорной информации.

Уже появились и первые дела, связанные нововведениями по Сводной директиве: в июле Управление по делам потребителей и рынков Голландии заблокировала онлайн-платформу Wish за использование персонализированного ценообразования.

Что нужно проверить, чтобы не нарушать новые требования?

Сводная директива вносит много новых требований, которые нужно отразить в условиях использования и в самой работе приложений. Если вы ведете бизнес в ЕС или нацелены на европейских потребителей, вам необходимо будет убедиться, что все эти новые требования учтены в вашей работе.

Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

  • Условия использования (ToS): здесь вы должны отобразить доступные потребителям права и то, как они могут их реализовать в отношениях с вами. Также нужно убедиться, что ни одно из положений ToS не будет считаться несправедливым ни в одной из юрисдикций, в которых применяются эти условия. Это может стать проблемой, если в дальнейшем возникнут расхождения в реализации Директивы в разных странах ЕС.

  • Преддоговорная информация: если вы предоставляете «бесплатные» услуги в обмен на персональные данные, вы должны проинформировать потребителей об их новых правах (например, через всплывающие окна).
  • Договоры с третьими лицами, включая сторонних получателей персональных данных: если пользователь воспользуется своими правами (например, правом на отзыв), вам нужно убедиться, что это право будет реализовано и со стороны таких третьих лиц.
  • Ценообразование: убедитесь, что цены на товары были общедоступны в течение как минимум 30 дней. Если вы используете персонализированные механизмы ценообразования, вы должны уведомить об этом пользователей.
  • Отзывы: проверьте, используется ли вами процедура подтверждения того, что отзыв оставляет реальный человек, который действительно пользовался вашим сервисом или товаром. Насколько эта процедура надежна? Более того, вы обязаны проинформировать пользователей о том, как работает такая процедура подтверждения.
  • Право на возврат: нужно убедиться, что оно сейчас реализовано в рамках вашего сервиса.

Хотя Сводная директива еще не внедрена во всех странах ЕС, она явно будет иметь большое значение для всего бизнеса, так или иначе связанного с потребителями – физическими лицами. К тому же, как мы знаем на примере GDPR, европейское законодательство часто берется за основу для аналогичных нововведений в других странах. Поэтому возможно, что сходные нормы скоро появятся не только для Евросоюза.

Автор: Ирина Гущина, юрист практики "Сопровождение IP и IT сделок" Semenov&Pevzner

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда