{"id":13751,"url":"\/distributions\/13751\/click?bit=1&hash=cf723a128ab74257b945bd42ecad0f174fd8e0d3e772029af84478faabbf63b1","title":"\u041a\u0430\u043a \u0443\u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0438\u0442\u044c \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442\u044c \u0446\u0435\u043b\u0435\u0432\u044b\u0435 \u0437\u0430\u044f\u0432\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Разбираем на ходу: что скрывает договор каршеринга?

Мы в DestraLegal.ru обратили внимание на популярность запросов клиентов об оказании правовой помощи с каршеринговыми компаниями. В недавней статье мы уже описали один из интересных случаев на дороге, так что не будем останавливаться и отметим наиболее яркие пункты договоров каршеринга. Если вам понравится данный формат, то мы готовы периодически публиковать такие обзоры других компаний. Оставляйте свои предложения в комментариях и мы будем рады разобрать их для вас.

Коротко о главном

Каршеринг - это, как правило, краткосрочная аренда автомобиля без водителя по заранее установленным тарифам.

В Российском праве договоры каршеринга пока не нашли прямое и однозначное закрепление в гражданском законодательстве. Среди теоретиков и практиков если различные мнения о структуре договора, его регулировании и применении.

С одной стороны, мы видим, что каршеринговые компании стараются избегать слова “прокат”, и заключают так называемый договор присоединения. В нем в самом начале указывают, что такой договор не является договором проката и публичной офертой. Это делается для того, чтобы условно минимизировать свою ответственность и риски применения к сложившимся отношениям положений Закона о защите прав потребителей. Того самого, который так не любят предприниматели за его нормы об ответственности продавцов и исполнителей.

С другой стороны, мы встречаем судебную практику, которая утверждает, это никакой не договор присоединения, а договор проката. Мол, нельзя спрятать волка в овечьей шкуре. Хотя, надо признать, что нередко это получается у компаний. Но тут в основном идет расчет на низкую правовую осведомленность потребителей.

Наши юристы согласны с позицией о том, что каршеринг - это разновидность договора проката, следовательно, к нему применимы положения законодательства о защите прав потребителей. Давайте рассмотрим на примере СитиДрайв интересные пункты договора каршеринга.

Что интересного в СитиДрайв?

С договором вы можете ознакомиться здесь. Для удобства разбираем договор с начала до конца.

Предмет договора стандартный и чаще всего однотипен, а вот дальше идут права и обязанности Арендодателя и Арендатора. И тут начинается самое интересное.

Обратите внимание на п. 4.1.3, где Арендодатель вправе изменять условия Договора, а для их принятия Арендатору достаточно нажать “Принимаю”. Поэтому не спешите кликать эту кнопку без ознакомления с тем, что именно вы принимаете.

Не заплатили за аренду? Тогда будьте аккуратны на дороге, поскольку в силу п. 4.1.6 Арендодатель вправе объявить транспорт в розыск, дистанционно заглушить двигатель и принять иные защитные меры. Так что в следующий раз, когда машина “внезапно” заглохнет по пути домой, или за тобой будет гнаться отряд полиции с требованием остановить машину и прижаться к обочине, сильно не удивляйтесь, а просто проверьте ваш баланс.

Причем такие меры могут быть приняты, если вы не отвечаете на звонки и смс, поступающие в ходе аренды (п. 4.1.6), или ваш GPS-сигнал пропал более чем на 5 минут (п.4.1.7). Представьте: вы ушли в магазин за хлебом и задержались в очереди, а вас уже ищут сотрудники полиции.

Любителям приватности тоже надо быть начеку, так как собственник авто может размещать в автомобиле оборудования для видео- и фотофиксации порядка в салоне (п. 4.1.12). Так что будьте аккуратнее, однажды на популярных видеохостингах могут появится ролики "Топ-10 скрытых видео с каршеринга".

Заслуживает внимания п. 4.3.10.2 о том, что Арендатор обязуется не завершать аренду до окончания всех мероприятий на месте ДТП. За это ему могут (а могут и нет) начислены Бонусные баллы за период с момента ДТП и до завершения необходимых процедур.

Среди прав Арендатора хотелось бы выделить возможность самостоятельно обжаловать административные штрафы, запрашивая необходимые документы у Арендодателя (п. 4.4.5). Учитывая особенности данной административной процедуры представляется необходимым, чтобы такое взаимодействие было оперативным, чтобы не допустить пропуска срока на обжалование постановления. При этом, Арендодатель не несет ответственности за несвоевременное уведомление о совершении Арендатором правонарушения, как и за своевременность и полноту предоставления данных о нарушении (п. 5.10).

Стой! Запрещено!

Ну и конечно, куда нам без запретов? Поэтому, пожалуйста, если садитесь в машину в непогоду, то обязательно постучите ножками друг об дружку, чтобы грязь сбить. Да и вообще, забудьте про пачкающие предметы - они тоже запрещены (п. 4.5.4), поэтому не стоит возить картошку в багажнике на клеенке или газетке. Корову, кстати, тоже нельзя возить (п. 4.5.21), а корги можно, но в сумке-переноске.

Чистота и порядок - это, конечно же, хорошо. Но вы же знаете наши дороги и улицы? Особенно осенью, зимой, весной... Хм, да и летом порой ничем не лучше дороги после дождя. Проехал 500 метров, заплати 100 рублей за услуги и сверху пару тысяч за уборку автомобиля и автомойку.

На стритрейсинг, увы, на арендованном автомобиле нельзя (п. 4.5.11), так что придется пересмотреть свои планы взять Tesla и погоняться по улицам Москвы. А если решили подзаработать и таксовать на арендованном автомобиле, то помните, это тоже запрещено, как и то, что нельзя дрифтовать, отрабатывать маневры, мчаться по ямам или “дорожным полицейским” в стиле Доминика Торрето (пп. 4.5.12-4.5.13).

Важным является запрет передачи транспортного средства третьему лицу, такой запрет еще подкреплен соответствующими штрафами. Так что прежде чем разрешить другому лицу проехать по вашей “учетке” обдумайте хорошо эту мысль.

Поскольку вы не являетесь собственником арендованного автомобиля, то не вздумайте оформлять ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Об этом также прямо упоминается в договорах. Поэтому вариант “5 тыщ и давай разойдемся” может для вас стать гораздо дороже.

Штрафовать и властвовать

Теперь о грустном. Любите погонять и получили штраф? Тогда с вас спишут сумму штрафа + 20%. Это расходы Арендодателя на администрирование штрафов. И вы с этим де-факто соглашаетесь в п. 5.6. А если не согласны, то у вас пять дней, чтобы заявить об этом, иначе спишут деньги с карты.

Это еще не все. П. 8.2. предусмотрено, что за нарушение ПДД РФ и иных норм действующего законодательства Арендатор несет расходы на оплату административных штрафов, в том числе за повторное и каждое последующее нарушение ПДД РФ, вне зависимости от того, являлось ли нарушение повторным для самого Арендатора. Т.е. представим ситуацию, при которой административный штраф назначают в повышенном размере за повторное нарушение закона, в то время как вы нарушили закон всего раз (повторность будет именно у Арендодателя, в его истории штрафов). Будьте любезны, заплатите в повышенном размере.

После внимательного изучения договора, появляться такое впечатление, что каршеринговая компания нашла “золотую жилу” в административных штрафах своих клиентов. Представьте себе, что компании приходит штраф за нарушение ПДД (сумма не имеет значения), через какое-то время она переадресует этот штраф водителю, не разбираясь в его законности, а он должен оплатить его + 20% сверху в карман каршеринга. Штрафы вы сами знаете, что не маленькие. Помимо это “налога” каршеринг вправе еще собрать дань с вас по п. 8.32 в размере 2 000 рублей за нарушение обязательств по договору.

Вообще, раздел со штрафами достаточно объемный и очень своеобразный. Тут можно найти штрафы на любой вкус и цвет: за неявку по запросу компетентных органов (п. 8.4.4 - штраф 50 000 рублей); повреждение фото- и видеооборудования (п. 8.4.5 - 50 000 рублей за каждый случай); прокол или повреждение диска (п. 8.4.7 - 2 000 рублей); отсутствие при себе водительского удостоверения (п. 8.11 - 3 000 рублей); оставление автомобиля без поднятия ручного тормоза (п 8.21 - 500 рублей) и т.д. Чистота тоже стоит денег, поэтому загрязнение автомобиля внешне и внутри стоит 2 000 рублей штрафа + компенсация расходов по устранению загрязнений (п. 8.15).

Поэтому будьте аккуратны, заключая договор каршеринга. Вдруг еще до начала поездки случайно сломаете скрытую камеру (- 50 000 рублей), коврики испачкаете грязной обувью (- 2 000 рублей), забудете водительское удостоверение (- 3 000 рублей) и т.д. Так и гляди, что к концу поездки образуется большая сумма задолженности и автомобиль принудительно заглушат до полной оплаты долга.

Кстати, водитель несет ответственность не только за себя, но и за пассажиров. Поэтому просим друзей и близких отряхивать ножки, не курить в авто, не рисовать и не клеить наклейки (сдирать существующее тоже нельзя, даже если это мешает вам как перфекционисту). В противном случае штраф 2 000 рублей.

Забыли заплатить? Не беда, Арендодатель начислит вам пеню в размере 5% от суммы задолженности за каждый день просрочки (п. 8.6). Пеня максимум может быть до 100% от суммы долга - такое ограничение регламентировано законом.

И еще немного абсурда в штрафах. Возможно вы сталкивались с тем, что приложения для каршеринга могут работать некорректно, у них бывают технические сбои, вызванные по разным причинам (все мы знаем чьи хакеры постарались). Если вы столкнулись с такими техническими неполадками (не запускается, виснет и т.д.), то обязаны уведомить об этом Арендодателя. Иначе штраф - 50 000 рублей (п. 8.28).

Закон на чьей стороне?

Конечно, на стороне потребителя! Или нет? Однозначно можно утверждать, что договор не должен противоречить закону. Но не стоит забывать про свободу договора, и про то, что прежде чем сесть за руль авто, вы соглашаетесь с договором и огромным перечнем разных соглашений. Вы обязаны их знать и соблюдать, а если что-то по вашему мнению нарушает ваши права потребителя, то тогда придется защищать их в суде.

Ситуации и споры бывают разные, поэтому к каждой проблеме свой исключительный подход. В свое время даже Роспотребнадзор пытался оспорить многие спорные положения договора, но у него это не совсем получилось (дело № А60-33607/2020). Но об этом расскажем в следующей статье про Делимобиль.

Что из всего рассказанного следует? То, что пока законодатель не займется непосредственным регулированием данной сферы, будет достаточно много спорных вопросов по поводу договора каршеринга, а значит будут нарушения прав и законных интересов граждан. Конечно же, регулирование должно быть не формальным, а реальным, учитывающим как интересы предпринимателя, так и простого пользователя услуг.

Если вы все же столкнулись с нарушением прав, то добро пожаловать к нам на сервис, выбирайте тариф, и юристы приступят к работе, чтобы оперативно решить проблему. И помните: отстаивать свои права с DestraLegal - это просто!

0
89 комментариев
Написать комментарий...
Иван Дэвидсон

Почему вы только Ситидрайв пинаете? Остальные шеринги - пушистые и шелковистые?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Moskovskiy

@Boris Feldman теперь давайте Делимобиль разберем 😂

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 89 комментариев
null