{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Кейс: как юристу войти в IT и стать Legal Tech-специалистом

Doczilla проводит интервью с юристами, которые построили карьеру в Legal Tech, чтобы узнать их историю успеха. Сегодня наш гость — Ольга Волосюк — старший юрист центра правового обеспечения договорной работы управления по правовому обеспечению в ПАО «Группа Черкизово».

Вы не поверите: я всегда любила рисовать и с детства мечтала стать архитектором. На юридический факультет поступила, чтобы поддержать подругу, и со временем влюбилась в профессию. Стало интересно разбираться во всех законодательных нормах, и я загорелась мыслью, что юристы — не просто люди в костюмах, которые утопают в бумажной работе. Я поняла, что мы — помощники бизнеса, которые направляют его в правильную сторону.

Я начала работать ещё во время учёбы — помощником юриста в группе «Полипластик». Функционал был самый простой — поездки в налоговые, печать простых актов. Зато работу можно было совмещать с учебой и получать практический юридический опыт.

После учёбы я попала в дочернюю компанию группы «Черкизово» на позицию младшего юрисконсульта. Это была операционная работа: помощь руководителю в организации встреч и делопроизводства, проверке простых рамочных контрактов. На дворе 2012 год, и автоматизации в компании не было совсем. Чтобы согласовать и подписать договор требовалось пройти ужасный путь: всех обойти, выслушать замечания, записать их вручную на обратной стороне листа согласования. Очень много приходилось делать «ручным приводом», и эта часть работы невероятно изматывала. Стало ясно, что как мне, так и компании пришло время меняться — так продолжать было невозможно. Чтобы хоть как-то контролировать работу юридического департамента, мы вносили задачи в «1С:Документооборот», совершенно не отвечающий нашим потребностям.

Очень много приходилось делать «ручным приводом», и эта часть работы невероятно изматывала. Так продолжать было невозможно!

Как мы строили LegalTech своими руками

В 2016 году я вернулась из декрета — к этому моменту руководитель юридического отдела как раз начал внедрять систему согласования договоров — OpenText. Это был один из шагов к автоматизации в нашей компании.

Мы не знали, как работать с программой и ретранслировать на бизнес, поэтому каждый использовал продукт по-своему, не пытаясь оптимизировать всю юридическую сферу. Такие же розовые очки были и у меня — я считала, что система должна быть удобна мне и коллегам-юристам, а работа бизнес меня не касается. Эта позиция поменялась после централизации юридических департаментов.

Пришло понимание, что все системы, которые мы централизуем для бизнеса, для людей, коллег, должны быть в первую очередь удобны не только моему отделу! Да, юридический аспект очень интересен, но важно, чтобы пользователь — тот, для кого мы это делаем — получал быструю обратную связь, быстрый интеграционный процесс и понимал, как работать с системой. Чтобы ему ничего не мешало и он быстро получал желаемый результат.

Изначально система OpenText была топорной, и не соответствовала нашим потребностям, поэтому мы создали «Отдел методологии и автоматизации». Туда вошли старшие юристы, которые начали оптимизировать бизнес-процессы не только в юридической функции, но и для самого бизнеса.

Автоматизация — не конечная точка, а процесс. Мы до сих пор продолжаем дорабатывать OpenText, причем собственными силами. Встречаемся с бизнесом, проводим интервью, постоянно выявляем потребности. Сейчас система позволяет нам сократить процесс согласования договора с месяца до 2−3 дней. Получаем положительную обратную связь от коллег, которые увидели улучшения и теперь действительно хотят в ней работать.

Важно понять: если вы просто купите «оболочку» программного обеспечения и будете принуждать ею пользоваться — автоматизации не получится. Необходимо быстро и регулярно выявлять потребности, поддерживать бизнес, проводить обучения. Оптимизировать не только свои процессы, но и других подразделений.

Старт в LegalTech

После запуска проекта OpenText юристы получили карт-бланш на любые эксперименты. Помню, как я впервые открыла платформу, и увидела матрицу согласования на две тысячи строк. Первая мысль: «Боже, куда я попала! И что с этим делать, а главное, зачем мне это?». Помогло то, что в отделе появился специалист по работе с программой, и вместе мы начали разбираться и дорабатывать её — я по части бизнес-процессов, а коллега по технической.

Поначалу слышали: «Ничего не работает! Зачем нам это?». А потом стали говорить: «Спасибо!»

Поначалу часто приходилось слышать: «Ваша система мешает! Ничего не работает. Зачем нам это?». Мы продолжали собирать обратную связь и выявлять потребности пользователей, упрямо развивали платформу, добавляя все новые «технические шоколадки». А потом нам стали говорить «Спасибо!». Сейчас это настолько крутая система, что её можно продавать, будь она собственной разработкой. Поэтому я считаю, что развитие — это классно. Мне очень нравится, что я теперь не только юрист, но и погружаюсь в IT.

Представьте, как выглядит этот путь с LegalTech инструментами: сперва руководитель возмущается «Боже, электронная подпись! Эти юристы опять что-то придумали, как тяжело». А потом говорит: «Здорово, что я могу нажать кнопочку в телефоне и все готово. Не надо никуда ехать, стоять в пробке, доставать ручку. Я могу из дома, пока завтракаю, половину технических дел сделать».

Мне очень нравится, что я теперь не только юрист, но и погружаюсь в IT

На начальных этапах сопротивление автоматизации неизбежно

Мне кажется, в самом начале блок был не только у коллег, но и у нашей группы, которая непосредственно занималась автоматизацией. Прошли все стадии: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Чтобы понять проблему, представьте себе, как раньше работал классический юрист: на пачке бумаги он распечатывает лист согласования, договор, кипу документов по контрагенту. Затем он обходит 7−10 специалистов и через пару недель подписывает договор. Все понятно и привычно. Когда ему предлагают делегировать большую часть процесса системе, появляются опасения, что он больше ничего не контролирует. Спустя время нам удалось объяснить, что это не угроза рабочему процессу, а огромная экономия времени и избавление от рутины.

Нам удалось объяснить, что автоматизация — не угроза рабочему процессу, а огромная экономия времени и избавление от рутины

Отрицание все равно есть, но теперь мы получаем отличную обратную связь. Конечно, есть сложности, доработки и задержки, некоторые технические проблемы. Но это быстро решает наш IT-департамент, за что ему огромное спасибо.

Как внедрение LegalTech повлияло на команду?

Мы оптимизируем вообще все процессы: доверенности, контракты, электронные подписи, ЭДО. На начальном этапе автоматизации я ловила себя на мысли, что я — юрист, и не должна заниматься техническим заданием. Наймите мне подрядчика, я хочу получить готовый продукт! Со временем приходит понимание, что подрядчик дает только оболочку без содержимого, и все равно нужно будет работать над этим процессом. Необходимо, чтобы продукт был удобен для работы «тебе», а также закрывал потребности компании. Поэтому когда понемногу начинаешь вникать, сам продумываешь эти процессы — становится очень интересно. Когда у тебя горят глаза, и вы большой командой придумываете новую фичу, которая всем будет полезна.

Например, нашему юристу, который занимался внешними экономическими контрактами и финансовыми сделками, дали проект по внедрению конструктора документов. Он мог отказаться: у нас никто никого не заставляет. Но взял проект, и нашёл себя в этом.

Для нас цифровизация — это что-то новое, новые инструменты управления и развития. Хороший юрист-договорник — это классно, но, к сожалению, мы живем в очень изменчивом мире. Если завтра тебе придется покинуть место работы и пойти куда-то еще, не факт, что ты там будешь востребован со своими знаниями только по договорной работе.

Если завтра тебе придется покинуть место работы и пойти куда-то еще, не факт, что ты будешь востребован со своими ограниченными знаниями

Мы заряжены тем, что мир быстро меняется, процессы можно автоматизировать и освободить время для интересных проектов. Потому что мы не только юристы-договорники, но и участвуем в бизнес-процессах — нужно уделять много времени большим проектам. Если 24/7 сидеть и смотреть контракты, ты себя потеряешь.

LegalTech может отнять работу у юристов?

Когда мы начали думать над процессом оптимизации и автоматизации договоренностей, меня спросили: «Сколько штатных единиц нужно будет убрать?». У меня и мысли не было, что мы начнем сокращать штат: во-первых, любую внедрённую систему нужно поддерживать, тестировать и развивать. Во-вторых, юристы, которые освобождаются, получают более интересные и важные для бизнеса задачи.

Сотрудники, которые нон-стоп занимаются рутиной, теряют мотивацию и интерес к работе. Когда мы предлагаем им автоматизировать это и заняться интересными проектами, у них снова загораются глаза.

Сотрудники, которые нон-стоп занимаются однообразными процессами, теряют мотивацию и интерес к работе. А когда мы предлагаем им автоматизировать рутину и заняться интересными проектами, у них снова загораются глаза. Когда я работала по регламенту с 9 до 6, рутина сжирала заживо. Каждый день занимаешься одним и тем же, становится неинтересно, и ты думаешь: «Пора менять работу». В действительности нужно начать развиваться, пробовать что-то новое и изучать смежные сферы, общаться с другими отделами компании, чтобы понимать их потребности и приоритеты. Когда ты узнаешь новое, появляются свежие идеи и перспективы. Важно, чтобы компания транслировала главную ценность автоматизации — это развитие. Ещё не было случая, чтобы мы кого-то уволили из-за автоматизации.

Автоматизация помогает специалистам не выгорать и расти с новыми, интересными задачами. К примеру, если работа на 80% состоит из проверки стандартных форм, а теперь это делегировали роботу, первая реакция — шок. Чем занять освободившееся время? Честно скажу: у меня и после автоматизации свободного времени нет. Иногда работаю даже на выходных, потому что мне самой хочется. И задерживаюсь с радостью, и по выходным сижу рисую презентации. Потому что появляется ощущение, что ты делаешь что-то действительно важное, от тебя теперь зависит успех бизнеса.

LegalTech помогает юристам избежать эмоционального и профессионального выгорания, оставаться востребованным специалистом на рынке.

Приятно, когда руководство говорит тебе: «Вы придумали такую классную вещь. Так удобно стало работать». Он наверняка так думает и в отпуске, или на важном совещании, когда ему бомбардируют электронную почту: «Ааа! Тут все сгорело, нужна ваша подпись!». А он просто запустил приложение, нажал кнопочку «Согласовано», и чувствует себя счастливым человеком. Ему больше не нужно бежать к менеджеру за тысячи километров. Мне кажется бизнес становится счастливее, и мы в том числе.

Карьера в LegalTech изменила всё

В первую очередь расскажу уровень дохода — это всем интересно.

В нашей компании есть индексация, но ее размер зависит от продуктивности работы. Когда я получила первую такую прибавку, сперва очень удивилась, а потом ощутила, как приятно, когда тебя ценят не только как сотрудника, но и в эквивалентном денежном числе. Размер моей зарплаты за десять лет вырос в разы, и продолжает повышаться. Мой муж считает, что денежная мотивация работает всего пару месяцев. Ничего подобного! Наоборот, хочется каждый день приходить на работу, чтобы доказать, что ты действительно ценный сотрудник и не просто так получаешь эти деньги.

Мне всегда было сложно коммуницировать с людьми, я очень закрытый человек. Развитие в IT-сфере помогло мне научиться больше общаться, продуктивно взаимодействовать с людьми. Меня начали слушать и слышать. Думаю, что такое развитие ценнее финансового. Очень важно чувствовать поддержку от руководителя и от коллег. За этот год я точно стала счастливее: когда чувствуешь, что ты не один, легче генерировать идеи и презентовать их. Замкнутый человек, который ни с кем не общается, никогда не узнает запросы бизнеса. Если ты просто приходишь в офис, и понимаешь, что ты исполнительная единица, а поддержки нет, работать будет очень сложно.

С рутиной без самореализации можно быстро выгореть и вообще разочароваться в профессии

С рутиной без самореализации можно быстро выгореть и вообще разочароваться в профессии. Секрет в том, чтобы видеть шире, чем текущая работа. Только так получится придумать что-то технологичное, новый процесс, и жизнь станет легче. Если работать по регламенту, «ни шага в сторону», можно быстро устать и стать несчастным.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда