{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что изменится для бизнеса в 2023 году: ЕНП, СФР, АУСН и другие сюрпризы

На связи Степан Родионов – основатель сервиса управленческого учета для предпринимателей Adesk. Мы помогаем малому и среднему бизнесу экономить время на финучете.

Недавно в своем блоге мы опубликовали статью с главными изменениями для бизнеса в 2023 и получили большой отклик от наших пользователей. Оказалось, что не все следят за новостной повесткой и в курсе сюрпризов, которые готовят для предпринимателей уже с 1 января.

Я собрал тут все основные изменения для бизнеса и заодно поделился своим мнением, как это скажется на работе.

Единый налоговый платеж

С 1 января 2023 года все компании переходят на ЕНП – единый налоговый платеж. Система работала в тестовом режиме с лета 2022 – тогда попробовать ее можно было добровольно. С 2023 года она станет обязательной для всех компаний.

Теперь, оплачивать налоги и взносы нужно будет не на разные реквизиты, а в единую «копилку». Налоговая сама распределит, какую сумму и на какие обязательства перечислить.

Для предпринимателей, которые отчисляли налоги и взносы в полном объеме ничего не изменится – разве что теперь нужно будет делать не 15 платежек с разными реквизитами, а одну.

Могут возникнуть трудности в компаниях, где случаются кассовые разрывы и иногда приходится выбирать, какой налог платить. Теперь не предприниматель решает, оплатить НДС или НДФЛ – вы вносите деньги на единый счет, а налоговая сама определяет, куда их отправить. Пока не ясно, как будет в этом случае устанавливаться очередность, но скорее всего, сначала будут закрывать самые старые долги.

В теории, нововведение полезное, особенно с точки зрения перезачетов: не будет возникать трудностей с переводом денег из одного бюджета в другой. А как это будет на практике – узнаем уже в январе.

Объединение ПФР и ФСС

С января 2023 начинает работу новая организация – Социальный фонд России, в который вошли фонд социального страхования и пенсионный фонд. Объединение не скажется на отчетности – подавать ее нужно будет с той же частотой, но по новой форме.

Из приятного: при уплате отчислений ОПС, ОМС и ВНиМ никакие расчеты теперь производить не нужно – есть единая ставка в 30%. Как распределять эти деньги между фондами, будет разбираться уже не предприниматель или бухгалтер, а казначейство.

Углубленная проверка IT-компаний

В Минцифры плотно взялись за it-компании. Ноябрьская новость о том, что запущен процесс отзыва аккредитаций у 10 000 предприятий еще до сих пор обсуждается в профессиональном сообществе.

Если вашей компании в числе этих 10 000 не оказалось – расслабляться не стоит. На лето 2023 намечена глубокая проверка тех, кто остался в реестре.

Что будут проверять?

  • Наличие согласия на раскрытие налоговой информации. Кстати, именно отсуствие этого согласия и стало причиной отзыва аккредитаций.
  • ОКВЭД – он должен быть связан с IT. Это группы 62 и 63.
  • Сайт – он должен подтверждать, что вы занимаетесь разработкой.
  • Денежный оборот – больше 70% доходов должно быть от IT-деятельности.

Будут смотреть и на зарплату сотрудников – она должна быть не ниже средней на федеральном или региональном уровне. Правда если компания входит в реестр отечественного ПО, оценивать уровень зарплаты не будут.

Если вдруг вы пропустили шумиху и не знаете, есть у вас аккредитация или нет, проверьте компанию по ИНН или названию на Госуслугах.

Договор ГПХ становится менее выгодным

Сотрудника, работающего по ГПД все еще проще уволить, а вот содержать будет ничуть не выгоднее, чем штатного сотрудника. С 1 января 2023 года за таких работников нужно оплачивать взносы в Социальный фонд, в том числе и на страхование.

Как следствие, такие работники смогут уйти на оплачиваемый больничный или получить декретные. Правда с оговоркой – в 2023 получить больничный смогут только те, кто в 2022 работал по трудовому договору. За тех, кто работал на ГПД, в 2022 отчислений не было, а значит и больничный оплачиваться не будет. Эти правила не коснутся самозанятых и ИП, которые оказывают услуги по договору ГПХ.

АУСН будет доступна для большего числа предпринимателей

Продолжается тестирование автоматизированной упрощенки, запущенное в 2022. Если в этом году перейти на АУСН могли только новые предприниматели, то с 1 января попробовать налоговый режим смогут и действующие компании. Но не спешите отправлять уведомление – эксперимент продолжается только в четырех субъектах: Москве и МО, Татарстане и Калужской области.

Если вы не слышали про АУСН, вот пара фактов о новом налоговом режиме:

  • Предпринимателю не нужно рассчитывать налоги – система все сделает сама. Данные будут брать у банков-партнеров (сейчас их 8) и из личного кабинета налогоплательщика.
  • Ставка по АУСН выше – 8% на объекте «Доходы» и 20% на «Доходы минус расходы», но зато отменено большинство взносов – и за самого ИП, и за сотрудников.
  • Для оформления АУСН нужно, чтобы бизнес был зарегистрирован в одном из 4 субъектов, а вот где вы будете работать – неважно.

Подать уведомление на переход можно в личном кабинете на сайте налоговой, но надо поспешить – заявления принимаются только до 31 декабря.

Как все эти изменения скажутся на бизнесе – вопрос пока открытый. С одной стороны – многие шаги направлены на упрощение работы. С другой – пространства для маневра у компаний остается все меньше.

А что вы думаете про эти изменения? Давайте обсудим!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда